ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 апреля 2011 года Дело N А53-25552/2010

15АП-2474/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2011 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Пономаревой И.В. судей Ванина В.В., Ереминой О.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Неделько А.А. при участии: от истца: Табуева Наталья Николаевна, паспорт, доверенность N 30 от 11.01.2011; от ответчика: не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональные коммунальные системы"

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.01.2011 принятое в составе судьи Илюшина Р.Р. по делу N А53-25552/2010 о взыскании задолженности в размере 9 565 698,31 руб. по иску: общества с ограниченной ответственностью "Донэнергосбыт" к ответчику: обществу с ограниченной ответственностью "Региональные коммунальные системы"

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Донэнергосбыт» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Региональные коммунальные системы» (далее - ответчик) о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию в ноябре 2010 г. по договору N 208 от 01.03.2009 г. в размере 9 565 698 руб. 31 коп.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26 января 2011 г. с ответчика в пользу истца взыскана задолженность в размере 9 565 698,31 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 70 828 руб. 49 коп.

Не согласившись с данным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью «Региональные коммунальные системы» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт - отказать истцу в иске в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы ответчик приводит доводы о том, что истец заявил требования о взыскании задолженности за электроэнергию поставленную в ноябре 2010 г. в сумме 9 565 698,31 руб. Однако в приложенном к исковому заявлению расчете указано 1 594 272 руб. 57 коп. перерасчет по нерегулируемой цене за октябрь 2010 г. Ответчик указывает, что истец заявляя требования о взыскании задолженности по нерегулируемым ценам каких-либо расчетов и доказательств, касающихся расчета данной цены не представил. Истец не доказал обоснованность превышения предельного уровня электроэнергии с 01.07 по 31.12.2010 г. от 15 до 20 процентов, поставляемой по нерегулируемой цене.

В судебном заседании представитель ответчика не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Заявил ходатайство об отложении судебного заседания в связи с занятостью представителя в другом судебном заседании.

Представитель истца возражал против удовлетворения данного ходатайства.

Ходатайство рассмотрено судом апелляционной инстанции и отклонено ввиду следующего.

Согласно статье 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.

Судом апелляционной инстанции отмечается, что в соответствии с требованиями статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридическое лицо вправе уполномочить юриста (в том числе адвоката), представлять его интересы в арбитражном суде на основании надлежащим образом оформленной доверенности. При этом следует учесть, что возложение на суд обязанности отложить разбирательство дела при условии раскрытия сторонами процесса правовой позиции по спору приведет к ущемлению прав и законных интересов истца, затягиванию разрешения его требования судом. В то же время, реализация гарантированного статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на судебную защиту предполагает как правильное, так и своевременное рассмотрение и разрешение дела, на что указывается в статье 2 АПК РФ, закрепляющей задачи и цели судопроизводства в арбитражных судах.

Учитывая пределы рассмотрения жалобы в суде апелляционной инстанции, раскрытие лицами, участвующими в деле, в суде первой инстанции доказательств по делу, а также принимая во внимание обязательные условия необходимые для отложения дела, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, апелляционная коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в данном судебном заседании, в связи с чем заявленное ходатайство об отложении подлежит отклонению.

В связи с изложенным, ответчик считается извещенным надлежащим образом, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком был заключен договор энергоснабжения N 208 от 01.03.2009 г.

Из содержания данного договора следует, что истец обязался подавать электрическую энергию, качество которой соответствует требованиям технических регламентов, а до принятия соответствующих технических регламентов - обязательным требованиям государственных стандартов, на условиях, предусмотренных настоящим договором, а ответчик, в свою очередь, обязался оплачивать фактически полученное за расчетный период количество электрической энергии в порядке, установленном разделом 7 настоящего договора.

Пункты 7.2.1.-7.2.3. договора устанавливают следующий порядок расчетов:

- договорная величина мощности оплачивается в первый рабочий день месяца;

- электрическая энергия оплачивается с 11 по 20 - 04 % договорного объема электрической энергии.

Окончательный расчет за поставленную электроэнергию в расчетном периоде, осуществляется не позднее 12 числа месяца, следующего за расчетным, на основании счета, выписываемого поставщиком.

Во исполнение взятых на себя обязательств истец поставил ответчику электроэнергию в объеме 2339306 кВт/час, что следует из счета-фактуры N 11/1/35777 от 30.11.2010 г., на сумму 9 565 698,31 руб.

Ответчик взаимных обязательств по договору не исполнил, оплату за поставленную в ноябре 2010 г. электрическую энергию своевременно не произвел, в результате чего образовалась задолженность в вышеназванном размере.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент (потребитель) обязуется оплачивать принятую энергию.

Статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата электрической энергии производится за фактически принятое абонентом (потребителем) количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Поскольку ответчиком в распоряжение суда не были представлены доказательства, свидетельствующие о выполнении им взятых на себя обязательств по договору, а имеющимися в деле документами доказан факт неисполнения ответчиком условий договора по оплате поставленной электрической энергии, суд первой инстанции руководствуясь названой нормой процессуального закона признает исковые требования истца обоснованными в заявленной сумме.

Апелляционным судом установлено, что между истцом и ответчиком отсутствует спор по объему потребленной электроэнергии. Сущность спора сводится к определению стоимости потребления в спорный период объема электроэнергии, подлежащей к оплате по нерегулируемому тарифу. Электроэнергия, подлежащая к оплате по нерегулируемому тарифу, ежемесячно определяется ООО «ДЭС» расчетным путем.

Из представленного в материалы дела расчета задолженности и приложенных к нему документов, в том числе счета-фактуры N 11/1/35777 от 30.11.2010 г., расшифровки к счету от 30.11.2010 г., акта приема передачи за ноябрь 2010 г. следует, что заявленная истцом сумма задолженности состоит из стоимости электроэнергии за ноябрь 2010 г. в сумме 7 971 425 руб. 74 коп. и стоимости потребленной электрической энергии определенной истцом путем перерасчета по нерегулируемой цене за октябрь 2010 г. в размере 1 594 272 руб. 57 коп.

В апелляционной жалобе ответчик указывает, что истец не доказал обоснованность превышения предельного уровня электроэнергии с 01.07 по 31.12.2010 г. от 15 до 20 процентов, поставляемой по нерегулируемой цене, доводы жалобы подлежат отклонению.

В соответствии п. 5.1. спорного договора поставка электрической энергии (мощности) на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется гарантирующим поставщиком в объемах, приобретаемых им по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничном рынках. Электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых гарантирующим поставщиком по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничном рынке. Предельные уровни нерегулируемых цен на розничных рынках рассчитываются на соответствующий расчетный период гарантирующим поставщиком и доводятся до сведения потребителя.

Согласно п. 5.2. договора объемы электрической энергии, приобретаемые гарантирующим поставщиком на оптовом и розничном рынках по нерегулируемым ценам (тарифам) определяется ежегодно установленными Правительством РФ долями от базового прогнозного объема электрической энергии.

Особенности функционирования электроэнергетики в переходный период (до 01.01.2011 г.) регулируются положениями ФЗ РФ N 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период», которым внесены изменения и в иные нормативные акты в указанной области. Согласно положениям ст.6 указанного ФЗ к полномочиям Правительства РФ отнесено установление предельного объема электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам каждому субъекту оптового рынка - поставщику электрической энергии (мощности). До 01 января 2011 г. продажа такого объема электрической' энергии (мощности) должна быть доведена до 100 процентов электрической энергии и мощности всем категориям потребителей электрической энергии, за исключением электрической энергии (мощности), потребляемого населением по договорам энергоснабжения и оказания населению коммунальных услуг в части электроснабжения.

Положениями ст. 6 указанного ФЗ с учетом изменений, внесенных ФЗ N 250-ФЗ от 04.11.2007 г. и вступившими в законную силу с 08.11.2007 г., утверждаемые Правительством РФ основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничного рынков нормативные акты обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Во исполнение указанных Федеральных законов Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. .N530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила).

Согласно п. 4 указанных Правил, продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X настоящих правил покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми. организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе для граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления. Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов РФ, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленным настоящими Правилами.

Предельные уровни определяются как сумма средневзвешенной свободной (нерегулируемой) цены электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, размера платы за подлежащие государственному регулированию в соответствии с законодательством РФ услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией данного потребителя (покупателя), включая сбытовую надбавку гарантирующего поставщика, а также размера платы за услуги по передаче электрической энергии в случае поставки электрической энергии по договору энергоснабжения.

Средневзвешенная свободная (нерегулируемая) цена электрической энергии (мощности) на оптовом рынке рассчитывается администратором торговой системы оптового рынка для точек (групп точек) поставки, в которых соответствующий участник оптового рынка - поставщик электрической энергии (мощности) на розничном рынке приобретает электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке для целей продажи на розничном рынке.

В целях расчета предельных уровней нерегулируемых цен в качестве размера платы за услуги и сбытовой надбавки организации, поставляющей электрическую энергию (мощность), используется разность одноставочного тарифа на электрическую энергию (мощность), установленного в отношении соответствующей группы потребителей в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, и средневзвешенного тарифа покупки электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и у производителей (поставщиков) электрической энергии на розничном рынке, если эта разность положительная. Предельный уровень нерегулируемых цен в случае отрицательной разности устанавливается равным средневзвешенной свободной (нерегулируемой) цене электрической энергии (мощности) в точках (группах точек) поставки на оптовом рынке рассматриваемой организацией.

Согласно п. 110 Правил, средневзвешенная свободная (нерегулируемая) цена электрической энергии (мощности на оптовом рынке для целей определения предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках за соответствующий расчетный период рассчитывается администратором торговой системы оптового рынка в течение 4 рабочих дней по окончании соответствующего расчетного периода и организациями, указанными в п. 106 настоящих Правил - в течение 2 рабочих дней с даты публикации соответствующей информации администратором торговой системы оптового рынка на официальном сайте в сети Интернет или официальном печатном издании, в котором публикуются правовые акты органов государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Порядок определения объема поставляемой электрической энергии (мощности), поставляемой ему по регулируемой цене, а также порядок определения нерегулируемой (свободной) цены определен положениями, указанных выше Правил. Предельные объемы приобретаемой на оптовом рынке электрической энергии (мощности), с учетом которых формируется свободная цена на электроэнергию, определены Правилами оптового рынка электрической энергии соответствующем расчетном периоде не может превышать установленных положениями п. 50 Правил рынка предельных объемов регулируемых цен.

Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных, приказом ФСТ России от 06.08.2004 г. N 20-э/2 установлен перечень потребителей электроэнергии, приравненных к тарифной группе потребителей «население». ООО «РКС» в данный перечень не входит, поскольку приобретение электрической энергии в спорный период производилось ответчиком для собственных нужд и не было связано с ее передачей гражданам потребителям для бытовых нужд. В этой связи для определения объема, (мощности) электрической энергии, поставляемой по регулируемой цене, к правоотношениям сторон подлежат применению положения п. 108 указанных Правил.

Согласно пункту 109 Правил розничных рынков, электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках.

В соответствии с требованиями Правил розничных рынков, а также Приказом ФСТ РФ от 21.08.2007 г. N 166-э/1 «Об утверждении Правил определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи' с изменением договорного объема потребления электрической энергии» доля поставки по регулируемым ценам для потребителей розничного рынка определяется как отношение объема электроэнергии, приобретаемой по регулируемым ценам на оптовом' и розничном рынках, к общему объему приобретаемой электроэнергии. В данный расчет не включаются объемы потребления населением, так как, в соответствии с пунктом 108 Правил розничных рынков, поставка электрической энергии гражданам-потребителям и приравненным к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группам (категориям) потребителей (покупателей) в объеме всего фактического потребления осуществляется по регулируемым иенам (тарифам).

Таким образом, исходя из указанных положений Правил, объем поставляемой по регулируемой цене электрической энергии (мощности) определяется в каждом расчетном периоде пропорционально объему фактически потребленной электрической энергии в соответствующем периоде.

В силу пункта 109 Правил розничных рынков электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках. Фактическая величина мощности, приобретаемая покупателями на розничном рынке, определяется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, исходя из фактического объема потребления электрической энергии в часы пиковой нагрузки, устанавливаемые системным оператором в рабочие дни расчетного периода.

Предельные уровни нерегулируемых цен на розничных рынках рассчитываются на соответствующий расчетный период организацией, поставляющей электрическую энергию (мощность), и доводятся до сведения покупателей. Указанные предельные уровни для покупателей, осуществляющих расчеты за электрическую энергию (мощность) по одноставочным тарифам, определяются как сумма средневзвешенной свободной (нерегулируемой) цены на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке, размера платы за услуги, подлежащие государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией данного потребителя (покупателя), включая сбытовую надбавку гарантирующего поставщика, а также размера платы за услуги по передаче электрической энергии в случае поставки электрической энергии по договору энергоснабжения. Средневзвешенная свободная (нерегулируемая) цена на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке, средневзвешенная свободна (нерегулируемая) цена на электрическую энергию на оптовом, рынке и средневзвешенная свободная (нерегулируемая) цена на мощность на оптовом рынке рассчитываются организацией коммерческой инфраструктуры в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и публикуются в течение 4 дней по окончании соответствующего расчетного периода на официальном сайте организации коммерческой инфраструктуры в сети Интернет, а также организациями, предусмотренными пунктом 106 настоящих Правил, - в течение 2 рабочих дней с даты публикации соответствующей информации организацией коммерческой инфраструктуры на официальном сайте в сети Интернет (официальный сайт оператора торговой системы ОАО «Администратор торговой системы» (далее - ОАО «АТС») в сети «Интернет» или в официальном печатном издании, в котором публикуются правовые акты органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В целях расчета предельных уровней нерегулируемых цен в качестве размера платы за услуги и сбытовой надбавки организации, поставляющей электрическую энергию (мощность). Используется разность одноставочного тарифа на электрическую энергию (мощность), установленного в отношении соответствующей группы потребителей в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, и средневзвешенного тарифа покупки электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и у производителей (поставщиков) электрической энергии на розничном рынке, если эта разность положительная. Предельный уровень нерегулируемых цен в случае отрицательной разности устанавливается равным средневзвешенной свободной (нерегулируемой) цене электрической энергии (мощности) в точках (группах точек) поставки на оптовом рынке рассматриваемой организации. Предельные объемы приобретаемой на оптовом рынке электрической энергии (мощности), с учетом которых формируется свободная цена на электроэнергию, определены Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 г. N 643 (далее- Правила N 643).

Согласно пункту 50 Правил оптового рынка, торговля электрической энергией на оптовом рынке по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в рамках объемов, соответствующих предельным (минимальному и максимальному) объемам продажи электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам). Предельные (минимальный и максимальный) объемы продажи электрической энергии на оптовом рынке по регулируемым ценам (тарифам) определяются устанавливаемыми в соответствии с настоящим пунктом долями от объема производства (потребления) электрической энергии, определенного для участника оптового рынка в прогнозном балансе с учетом положений пункта 52 настоящих Правил. При этом учитываются предусмотренные настоящими Правилами особенности формирования объемов электрической энергии для поставки населения.

В связи с тем, что ООО «РКС» не представлено доказательств того, что общество является субъектом оптового рынка, ввиду чего на него не распространяется положения пункта 50 Правил N 643, в котором предусмотрены соответствующие доли поставки электроэнергии по нерегулируемым ценам от объема производства (потребления) электрической энергии, определяемого для участника оптового рынка.

Согласно пункту статьи 31 Федерального закона «Об электроэнергетике» (в ред. от 25.12.2008 г.) в состав субъектов оптового рынка входят участники обращения электрической энергии и (или) мощности-поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, совет рынка, коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка, организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка (организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системный оператор).

Поскольку ООО «РКС» не является субъектом оптового рынка (отсутствует приказ и реестр ФСК, в котором ответчик был бы назван в качестве субъекта оптового рынка, лицензия), то отношения на розничном рынке определяются иными нормативными актами, порядок определения объемов и цены по договору энергоснабжения регламентирован Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства . N530 от 31 августа 2006 г. (в ред. 15.06.2009 г.).