ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июня 2011 года Дело N А32-34480/2010

15АП-5239/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2011 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Д.В. Николаева судей И.Г. Винокур, А.В. Гиданкиной

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Сапрыкиной А.С.

при участии: от ЗАО "Тандер": не явился, извещен надлежащим образом;

от Новороссийской таможни: не явился, извещен надлежащим образом рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 28.03.2011 по делу N А32-34480/2010 по заявлению ЗАО "Тандер" к заинтересованному лицу Новороссийской таможне о признании незаконными действий принятое в составе судьи И.Н. Бондаренко

УСТАНОВИЛ:

ЗАО «Тандер» (далее также - заявитель, общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Новороссийской таможни (далее также - заинтересованное лицо) по корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по ГТД N10317100/250610/0006879.

Оспариваемым судебным актом признаны незаконными действия Новороссийской таможни по корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ГТД N10317100/250610/0006879, как несоответствующие ТК РФ.

Взыскано с Новороссийской таможни, г. Новороссийск в пользу ЗАО «Тандер», г.Краснодар 2000 руб. в возмещение расходов заявителя по уплате госпошлины.

Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просила оспариваемый судебный акт отменить по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оспариваемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

От общества и Новороссийской таможни поступили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.

Апелляционной коллегией ходатайства удовлетворены.

Суд апелляционной инстанции, в порядке ст. 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Тандер» зарегистрировано в качестве юридического лица Регистрационной палатой г. Краснодара за основным государственным регистрационным номером 1022301598549, ИНН 2310031475, является участником внешнеторговой деятельности.

По контракту N GK-10/4099/09, заключенному 5 октября 2009 между ЗАО «Тандер» и фирмой «UMS Industry & Food Ltd.» (Израиль), на общую сумму 10 миллионов долларов США, на территорию Российской Федерации был ввезен следующий товар (отправитель и производитель - Галей Моше Бокер Маркетинг энд пакажинг ЛТД (Израиль)) - морковь свежая, урожай 2010 года, размер 27-35 мм, расфасована в мешки из полимерной пленки и уложена в полимерные сетки (в каждой сетке 8 мешков по 1,5 кг), средний вес нетто 1 сетки около 12 кг, 2080 полимерных сеток, 20 поддонов, товарный знак GALEY MOSHE BOKER, согласно спецификации, на условиях CIF Новороссийск (Инкотермс - 2000).

Ввезенный товар оформлен в таможенном отношении по грузовой таможенной декларации ГТД N 10317100/250610/0006879 в количестве 24 960 кг на Новороссийском Центральном таможенном посту Новороссийской таможни.

ЗАО «Тандер» определило таможенную стоимость товара по первому методу в соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее - Закон о таможенном тарифе), которая составила по ГТД N10317100/250610/0006879 - 329 780,19 руб.

В целях подтверждения достоверности и полноты структуры заявленной таможенной стоимости при декларировании товара представлялись следующие документы: контракт и приложения к нему, паспорт сделки, карточка учета по контракту, приложений к нему (спецификация, заказы), паспорта сделки, инвойсов, упаковочных листов, а также прайс-листы, заполненные бланки декларации таможенной стоимости (форма ДТС-1), коносаменты и иные документы по перевозке товара.

В ходе документального контроля до выпуска товаров по указанной ГТД таможенный орган принял решение о корректировке таможенной стоимости ввозимого товара. Таможенный орган рассчитал размер обеспечения уплаты таможенных платежей. Во избежание убытков вследствие задержки выпуска товаров заявитель самостоятельно заполнил бланки формы окончательной корректировки таможенной стоимости, декларации таможенной стоимости ДТС-2 и дополнительно уплатил таможенные платежи на общую сумму 17 710,18 руб.

Новороссийская таможня отказала в принятии первого (основного) определения таможенной стоимости товара, обосновав данное решение тем, что наименование товара и ассортимент товара, цена товара не оговорены в контракте, а указываются только в приложениях; подпись продавца в инвойсе не соответствует подписи продавца в контракте, в инвойсе не указаны реквизиты лица его подписавшего (уведомление б/н от 24.06.10). В связи с чем, таможенным органом было предложено заявителю в срок до 07.08.2010 (запрос N 1 от 24.06.2010) в подтверждение заявленной таможенной стоимости дополнительно представить документы:

- экспортная декларация страны отправления с переводом;

- пояснения по условиям продажи;

- прайс-лист производителя;

- сведения о затратах на реализацию и доставку на территории РФ, прибыли, о стоимости сырья, о технологических затратах;

- бухгалтерские документы, в том числе по предыдущим поставкам;

- ценовая информация по однородным/идентичным товарам;

- банковские платежные документы по оплате счетов-фактур по предыдущим поставкам;

- ведомость банковского контроля;

- иные документы, которые декларант считает нужным представить, для подтверждения заявленной таможенной стоимости.

По результатам анализа документов и сведений таможенным органом принято решение о корректировке таможенной стоимости, произведена окончательная корректировка по второму методу на основании информации по оформлению однородных товаров, оформленных по ГТД N10317100/250610/0006879.

Заявитель не согласился с вышеуказанными действиями Новороссийской таможни по корректировке таможенной стоимости товара, заявленного по ГТД N10317100/250610/0006879, что и послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.

Принимая постановление, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.

В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.04г. N367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту. Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока; если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Восстановление этого срока согласуется с рекомендациями Европейского суда по правам человека о недопустимости установления чрезмерных правовых и фактических преград для судебной защиты нарушенных прав и обеспечении доступа к правосудию.

Учитывая содержащееся в Федеральном законе «О ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 30.03.1998г. заявление о признании обязательными для Российской Федерации как юрисдикции Европейского суда по правам человека, так и решений этого суда, закрепление в протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, также прав юридических лиц, подлежащих защите, содержащийся в Конвенции запрет на отказ в правосудии, а также положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия, принимая во внимание, что согласно п.2 ч.1 ст.2 АПК РФ обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности является одной из основных задач судопроизводства в арбитражных судах, ходатайство рассмотрено судом и в соответствии со ст.117 АПК РФ удовлетворено.

Суд первой инстанции правомерно посчитал возможным удовлетворить ходатайство заявителя, восстановить срок на обжалование указанных заявителем ненормативных актов.

Согласно ст. 45 ТК РФ любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

Также, в соответствии со ст.ст. 361, 363, ч. 3 ст. 367 ТК РФ определяется право таможенных органов проводить таможенный контроль (в том числе, контроль за правильностью определения таможенной стоимости и начисления таможенных платежей), вне зависимости от выпуска товара таможенный контроль за ними может проводиться в любое время.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров:

1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами;

3) метода по стоимости сделки с однородными товарами;

4) метода вычитания;

5) метода сложения;

6) резервного метода.

П. 2 ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» установлено, что первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном п. 1 ст. 19 настоящего Закона. При этом положения, установленные ст. 19 настоящего Закона, применяются с учетом положений, установленных ст. 19.1 настоящего Закона.

Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными ст.ст. 20 и 21 настоящего Закона, применяемыми последовательно.

Если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со ст.ст. 20 и 21 настоящего Закона, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными ст.ст. 22 и 23 настоящего Закона, применяемыми последовательно. При определении таможенной стоимости товаров декларант имеет право выбрать очередность применения методов, установленных ст. ст. 22 и 23 настоящего Закона.

В силу п. 3 ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации.

Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров.

Кроме того, в силу п.п. 5, 6 ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» положения настоящего Закона не могут рассматриваться как ограничивающие полномочия таможенных органов проверять в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ, подлинность документов, представленных декларантом в целях определения таможенной стоимости товаров, и достоверность содержащихся в них сведений. В целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должна использоваться произвольная или фиктивная таможенная стоимость товаров.

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами согласно ст. 322 ТК РФ являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.

Согласно ст. 323 ТК РФ таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством РФ, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

В соответствии с п. 4 названной статьи, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их предоставления. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представляемых им сведений.

При отсутствии данных о товарах, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представляемые декларантом документы и сведения не являются достоверными (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.

В случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения, либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров.

Таможенный орган уведомляет декларанта о принятом решении в письменной форме.

Согласно ст. 19 Закона РФ от 21.05.1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ и дополненная в соответствии со ст. 19.1 настоящего Закона.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, для целей настоящей статьи является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.

Таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки при условии, если:

1) не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

установлены федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;

существенно не влияют на стоимость товаров;

2) продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;