ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июня 2011 года Дело N А32-28974/2010

15АП-5286/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2011 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Д.В. Николаева судей И.Г. Винокур, А.В. Гиданкиной

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Сапрыкиной А.С.

при участии: от ИП Чекаловой И.П.: не явился, извещен надлежащим образом;

от Новороссийской таможни: не явился, извещен надлежащим образом рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 11.03.2011 по делу N А32-28974/2010 по заявлению ИП Чекаловой И.П. к заинтересованному лицу Новороссийской таможни о признании незаконными действий принятое в составе судьи Н.В. Хахалевой

УСТАНОВИЛ:

ИП Чекалова Ирина Павловна (далее также - заявитель, предприниматель, декларант) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действия Новороссийской таможни (далее также - заинтересованное лицо) по корректировке таможенной стоимости товара оформленного по ГТД N10317100/180610/0006605, а также о признании недействительным требование Новороссийской таможни об уплате таможенных платежей от 18.08.2010 г. N 3065, в сумме 229 264, 87 руб.

Оспариваемым судебным актом признаны незаконными действия Новороссийской таможни по корректировке таможенной стоимости товара оформленного по ГТД N 10317100/180610/0006605, как несоответствующие ТК РФ.

Признано недействительным требование Новороссийской таможни об уплате таможенных платежей от 18.08.2010 г. N 3065 в сумме 229 264, 87 руб., как несоответствующее ТК РФ.

Взыскана с Новороссийской таможни (353900, г. Новороссийск, ул. Свободы, 1) в пользу предпринимателя Чекаловой Ирины Павловны (357500, г. Пятигорск, ул. Телефонная, д. 49) государственная пошлина в размере 400 рублей.

Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просила оспариваемый судебный акт отменить по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Суд апелляционной инстанции, в порядке ст. 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, предприниматель Чекалова Ирина Павловна зарегистрирована Администрацией города Пятигорска N 1367 от 24.07.2000 г. в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 304263223800067, свидетельство серии 26 N 002044092, ИНН 263204175417, является участником внешнеторговой деятельности.

Согласно контракту N 003 от 27.04.2009 г. с Приложением N 3 от 05.04. 2010 г. и Дополнительным соглашением N 4 от 04.05.2010 г. к нему, заключенного между Предпринимателем Чекаловой И.П. и Чуньшан Голден Дэй Экономик энд Трэйдинг Девелопмент Ко, Лтд, последняя обязалась поставлять товар: товар N 1 весы механические, бытовые, для взвешивания людей, модель BR 2012, код ТН ВЭД 8423 10 1000, товар N 2 весы механические, бытовые, для взвешивания людей, модель BR 9815, код ТН ВЭД 8423 10 1000, товар N 3 весы механические, бытовые, для взвешивания людей, модель BR 2201, код ТН ВЭД 8423 10 1000, товар N 4 весы механические, бытовые, для взвешивания людей, модель BR 2206, код ТН ВЭД 8423 10 1000, товар N 5 весы электронные, беспроводные, бытовые, для взвешивания людей, модель ЕB826А-SL, код ТН ВЭД 8423 10 1000, товар N 6 весы электронные, беспроводные, бытовые, для взвешивания людей EC311R (ВБЭ-311), код ТН ВЭД 8423 10 1000.

Таможенное оформление товара производилось на таможенном посту «Центральный» Новороссийской таможни.

18.06.2010 г. предпринимателем Чекаловой И.П. в Новороссийскую таможню была подана грузовая таможенные декларация N 10317100/180610/0006605 на товар: товар N 1 весы механические, бытовые, для взвешивания людей, модель BR 2012, код ТН ВЭД 8423 10 1000, товар N 2 весы механические, бытовые, для взвешивания людей, модель BR 9815, код ТН ВЭД 8423 10 1000, товар N 3 весы механические, бытовые, для взвешивания людей, модель BR 2201, код ТН ВЭД 8423 10 1000, товар N 4 весы механические, бытовые, для взвешивания людей, модель BR 2206, код ТН ВЭД 8423 10 1000, товар N 5 весы электронные, беспроводные, бытовые, для взвешивания людей, модель ЕB826А-SL, код ТН ВЭД 8423 10 1000, товар N 6 весы электронные, беспроводные, бытовые, для взвешивания людей EC311R (ВБЭ-311), код ТН ВЭД 8423 10 1000.

При определении таможенной стоимости товаров Предпринимателем был применен первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами). Таможенная стоимость товара по расчету декларанта, исходя из условий поставки, составила 718 752,36 руб., таможенные платежи - 216 188,20 рублей.

Для подтверждения заявленной таможенной стоимости по ГТД N 10317100/180610/0006605 декларант представил таможенному органу следующие документы:

-Контракт N 003 от 27.04.2009 г.;

- Приложение N 3 от 05.04. 2010 г.;

- Дополнительное соглашение N 4 от 04.05.2010 г.;

- Коммерческий инвойс N HB1004141 от 11 мая 2010 г.;

-Упаковочный лист по номеру инвойса: N HB1004141 от 11 мая 2010 г.;

- Коносамент N ZSNNVS100017A от 11 мая 2010 г.;

-Сертификат происхождения товара N ССPIT108089908 от 11 мая 2010 г.;

-Паспорт сделки N 09040006/1869/0000/2/0 от 29 апреля 2009 г.;

-Ведомости банковского контроля по ПС 09040006/1869/0000/2/0;

-ДТС от 19.06.10 г.;

В ходе таможенного оформления таможенная стоимость не была принята таможенным органом, в связи, с чем была им условно откорректирована (КТС-1 бланк N 1036081), также таможенным органом был рассчитан размер обеспечения уплаты таможенных платежей, который составил 229 264,87 руб. и был осуществлен условный выпуск товара.

Новороссийской таможней в адрес Предпринимателя были направлены:

- запрос N 1 от 19.06.2010 г. о предоставлении дополнительных документов, необходимых для подтверждения правильности определенной декларантом таможенной стоимости, заявленной по ГТД N 10317100/180610/0006605, а именно: экспортной декларации страны отправления с переводом; прайс-листа производителя; ценовой информации по однородным/идентичным товарам; банковские платежные документы по оплате счетов-фактур по предыдущим поставкам; ведомость банковского контроля; бухгалтерские документы (счет 41, счет 60); иные документы, которые декларант считает нужным предоставить, для подтверждения заявленной таможенной стоимости.

Новороссийская таможня отказала предпринимателю в принятии основного метода определения таможенной стоимости товара, обосновав решение тем, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара не была подтверждена документально в полном объеме, имеет низкий ценовой уровень, и указала на необходимость корректировки таможенной стоимости ввезенного товара.

Предприниматель Чекалова И.П. отказалась определить таможенную стоимость товара другим методом определения таможенной стоимости товара, поскольку предоставленная Предпринимателем информация носила исчерпывающий и достаточный характер для применения основного метода определения таможенной стоимости.

На основании вышеизложенного, Новороссийская таможня самостоятельно откорректировала таможенную стоимость задекларированного товара по шестому методу (резервному) определения таможенной стоимости (КТС-1, КТС-2, ДТС-2 от 14.08.2010 г.) в связи с чем, таможенная стоимость ввезенных предпринимателем Чекаловой И.П. товаров составила 1 488 097,48 руб.

18.08.2010 г. Новороссийской таможней было выставлено требование об уплате таможенных платежей и пени N 3065 о взыскании с предпринимателя Чекаловой И.П. задолженности и пени в связи с установлением окончательной стоимости по ГТД N 10317100/180610/0006605.

Вышеуказанные действия Новороссийской таможни по корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по ГТД N 10317100/180610/0006605, а также требование, и оспариваются заявителем по настоящему делу.

Принимая постановление, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.

В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 45 ТК РФ любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

В соответствии со ст. 30 НК РФ таможенные органы обладают полномочиями налоговых органов и действуют в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ.

Также в соответствии со ст.ст. 323, 361, 363, ч. 3 ст. 367 ТК РФ таможенные органы вправе проводить таможенный контроль (в том числе и контроль за правильностью определения таможенной стоимости и начисления таможенных платежей) вне зависимости от выпуска товаров таможенный контроль за ними может производиться в любое время.

Согласно ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров: метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами; метода по стоимости сделки с идентичными товарами; метода по стоимости сделки с однородными товарами; метода вычитания; метода сложения; резервного метода.

Первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном п. 1 ст. 19 указанного Закона. Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными ст.ст. 20, 21, 22, 23 указанного Закона, применяемыми последовательно.

При определении таможенной стоимости товаров декларант имеет право выбрать очередность применения методов, установленных ст.ст. 22 и 23 указанного Закона.

Если для определения таможенной стоимости товаров невозможно использовать ни один из указанных выше методов, то таможенная стоимость товаров определяется по резервному методу, установленному ст. 24 Закона РФ от 21.05.1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе».

В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона РФ от 21.05.1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» заявление и контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, производятся в соответствии с ТК РФ.

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами согласно ст. 322 ТК РФ являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.

Согласно ст. 323 ТК РФ таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством РФ, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.

Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

В соответствии с п. 4 вышеуказанной статьи, если представленные декларантом Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их предоставления. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представляемых им сведений.

Если в сроки выпуска товаров процедура определения таможенной стоимости товаров не завершена, выпуск производится при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены. Таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей.

При отсутствии данных о товарах, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представляемые декларантом документы и сведения не являются достоверными (или) достаточным, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.

В случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения, либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров. Таможенный орган уведомляет декларанта о принятом решении в письменной форме. В случае если требуется доплата таможенных пошлин, налогов, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей.

Кроме того, порядок контроля таможенной стоимости товаров при декларировании и выпуске товаров, а также после выпуска товаров в свободное обращение определен в «Положении о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации», утвержденном Приказом ГТК РФ от 05.12.2003 г. N 1399, «Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации», утвержденной Приказом ФТС РФ от 22.11.2006 г. N 1206, Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 г. N 536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" (действовавшим на момент таможенного оформления).

Согласно ст. 19 вышеуказанного Закона таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ и дополненная в соответствии со ст. 19.1 настоящего Закона. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, для целей настоящей статьи является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары.

При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.

В соответствии со ст. 19.1 вышеуказанного Закона при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами в цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, должны быть учтены дополнительные начисления, которые производятся на основании документально подтвержденных и поддающихся количественному определению сведений с использованием данных бухгалтерского учета покупателя. При отсутствии сведений, документально подтвержденных и поддающихся количественному определению, для осуществления дополнительных начислений метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется.

Согласно ведомости банковского контроля, представленной предпринимателем Чекаловой И.П. в материалы дела, подтверждается, что Предприниматель оплатил иностранной компании денежные средства в размере 20 155,00 долларов США за товары, поставленные по ГТД N 10317100/180610/0006605, в соответствии с суммой размера общей фактурной стоимости, указанной в графе N 22 вышеуказанной грузовой таможенной декларации, и суммой, указанной в инвойсе компании, что свидетельствует о правомерности применения обществом первого (основного) метода определения таможенной стоимости товаров.

Однако, указанная предпринимателем Чекаловой И.П. по ГТД N 10317100/180610/0006605 таможенная стоимость товаров не была принята таможенным органом.

Суд первой инстанции правомерно посчитал, что вывод таможенного органа о невозможности определения таможенной стоимости по первому методу и его аргументация не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам.

Материалами дела, представленными в судебное заседание, подтверждается, а лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что заявителем своевременно предоставлялись в таможенный орган документы, необходимые для определения таможенной стоимости по первому методу, кроме всех дополнительно истребуемых заинтересованным лицом документов.

Согласно п. 1 Приложения N 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 г. N 536 (действовавшего на момент таможенного оформления) при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ в соответствии с выбранным таможенным режимом, в зависимости от применяемого метода определения таможенной стоимости декларантом представляются документы для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости, если такие документы не представляются в соответствии с пп. "а" - "г", "е" - "т", "ц" - "щ" п. 1 Перечня: а) при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами: учредительные документы декларанта; внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему; счет-фактура (инвойс); банковские платежные документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара; страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки; договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, выгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, выгрузку или перегрузку товаров или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта) - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию РФ; котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар; договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки; договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами РФ на вывоз товаров (если товары поставлялись из РФ), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей на экспорт в РФ ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате; лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены условиями продажи ввозимых товаров); документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о размере дохода, который прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.