ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 августа 2011 года Дело N А32-37078/2010

15АП-6827/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2011 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Д.В. Николаева судей Т.Г. Гуденица, Н.В. Шимбаревой

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Сапрыкиной А.С.

при участии: от ООО "Сан Фрут": не явился, извещен надлежащим образом;

от Новороссийской таможни: не явился, извещен надлежащим образом рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 27.04.2011 по делу N А32-37078/2010 по заявлению ООО "Сан Фрут" к заинтересованному лицу Новороссийской таможне о признании незаконными действия принятое в составе судьи Гречка Е.А.

УСТАНОВИЛ:

ООО «Сан Фрут» (далее также - заявитель, общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее также - заинтересованное лицо) о признании незаконными действия по корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по ГТД N10317090/250710/0005857, признании недействительными требования об уплате таможенных платежей от 20.09.2010 N 3579.

Оспариваемым судебным актом признаны незаконными действий Новороссийской таможни по корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по ГТД N10317090/250710/0005857.

Признаны недействительными требования Новороссийской таможни об уплате таможенных платежей от 20.09.2010 N 3579.

Взыскана с Новороссийской таможни в пользу ООО «Сан Фрут» государственная пошлина в размере 4 000 руб., уплаченная платежными поручениями от 29.11.2010 N633.

Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просила оспариваемый судебный акт отменить по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оспариваемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

От общества поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.

Апелляционной коллегией ходатайство удовлетворено.

Суд апелляционной инстанции, в порядке ст. 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Сан Фрут» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией МНС России N46 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером 1047796682493, свидетельство серии 77 N 006828910, ИНН 7729513109, является участником внешнеторговой деятельности.

Согласно контракту N GR-07/06/10 от 07.06.2010, заключенного с компанией «FILIPPOS S.A. Canned Fruits - Fruit Purees - Tomato products», ООО «Сан Фрут» осуществляет внешнеэкономическую деятельность и ввозит на территорию РФ товар - сырье для производства соков и сокосодержащих напитков на условиях (Инкотермс 2000), в количестве, в ассортименте и по ценам, оговоренным в отдельных приложениях на каждую согласованную партию товара.

ООО «Сан Фрут» в Новороссийскую таможню была подана ГТД N 10317090/250710/0005857 в режиме ИМ-4 с целью оформления товара, прибывшего из Греции - концентрированное пюре персика, урожая 2009, без добавления сахара, не гомогенизированное, содержание Брике 30-32% для производства соков. Всего весом нетто - 36896 кг. Таможенная стоимость товара была определена Обществом по методу «стоимости сделки с ввозимым товаром» (далее - ТС), о чем свидетельствует подача ДТС-1. К данной ГТД на основании п. 3 ст. 69, п. 2 ст. 176, подп. 12 п. 1 ст. 183 ТК ТС и согласно приказу ФТС России от 25.04.2007 N 536 были приложены необходимые документы, подтверждающие заявленную ТС по указанному методу, согласно описи к ГТД, а именно: внешнеторговый контракт N GR-07/06/10 от 07.06.2010, приложение N 1 к нему, инвойс N 298/2010 от 02.07.2010, коносамент N MSSUD 1480627 от 07.07.2010 и N MSSICTCA1TI21 от 17.07.2010, прайс-лист завода-изготовителя с переводом N б/н от 28.06/10, коммерческое предложение б/н от 28.06.10, проформа-инвойс с переводом N 616/2010 от 16.06.2010, упаковочные листы к инвойсу б/н от 02.07.2010, паспорт сделки N 10060007/0197/0002/2/0 от 17.06.2010, манифест корректор 430-2100030 от 23.07.10, отчет N 011756 от 20.07.10, письмо N 43 от 22.07.10, письмо с переводом от б/н от 22.07.10, протокол испытаний 265-331 от 07.07.10, письмо N 24-СФ от 21.07.10, экспертное заключение N Ц9 10 02 360 от 22.07.10, описание продукта с переводом, сертификат происхождения товара формы «А» N 1189 от 05.07.2010, сертификат соответствия N C-GR.AH58.B.00088 от 09.07.10.

В ГТД были указаны сведения в соответствии с п. 2 ст. 180 ТК ТС и приказом ФТС России от 04.09.2007 N 1057. При условиях поставки, согласно контракту с приложением CFR - Новороссийск, стоимость товара была определена 630 евро за одну тонну, всего она составила за вес нетто - 23244,48 евро или 909447,25 рублей. Таможенные платежи были рассчитаны по 1 методу определения таможенной стоимости и уплачены в размере (пошлина и НДС) - 271015,29 рублей.

25.07.2010 Новороссийской таможней был направлен Запрос N 1 о необходимости представления до 25.08.2010 дополнительных документов: экспортную декларацию страны вывоза с заверенным переводом; прайс-лист производителя, являющийся публичной офертой; пояснения по условиям продаж, которые могли повлиять на цену сделки (по форме); данные предприятия (в т.ч. документы бух учета) о цене ввезенного товара и других расходах, связанных с приобретением товара, его реализации на внутреннем рынке; ценовая информация по однородным/идентичным товарам навнутреннем рынке РФ и в стране экспорта; ведомость банковского контроля по паспорту сделки; пояснения о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров.

Также Обществом было получено Уведомление таможни от 25.07.2010 о том, что в соответствии со ст. 69 ТК ТС были обнаружены признаки, «указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными, выражающиеся в том, что: данные, использованные декларантом не подтверждены документально; имеются признаки несоблюдения ограничений, предусмотренных ст. 4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан от 25.01.2008; заявленная ТС товара отличается от ценовой информации, имеющейся в таможенном органе (п. 2 ст. 111 ТК ТС) Для проведения дополнительной проверки необходимо было до 25.07.2010 представить документы согласно запроса N 1 или объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. К Уведомлению был приложен расчет размера обеспечения уплаты таможенных платежей, которое Обществом было уплачено, в связи с чем 26.07.2010 товар был выпущен «под обеспечение».

09.08.2010 Общество письмом обратилось в таможню в ответ на Запрос N 1, о характеристиках товара, влияющих на его цену.

11.08.10 Новороссийская таможня письмом N 02-34/23425 запросила дополнительно у Общества: выписки из книг покупок, книги продаж; договоры купли-продажи (комиссии, агентские соглашения); анкету лица, осуществляющего деятельность, связанную с перемещением товаров.

13.08.2010 Общество сопроводительным письмом направило в таможню следующие документы: экспортную таможенную декларацию страны отправления; пояснения по условиям продаж (по форме); пояснения по физическим характеристикам товара; копию счета фактуры N 797 от 29.07.10 и N 808 от 31.08.10; карточку счета 41 за 29-31.07.10; карточку счета 19.4 за 29.07.10; выдержки из карточки счета 90 за 29-30.07.10; карточку счета 15.2 за 07-31.07.10; ведомость банковского контроля по паспорту сделки.

23.08.2010 Общество, с сопроводительным письмом N 67 представила таможне: копию договора N 2010-0049/П от 01.02.10 с приложением на внутреннюю реализацию товара; выдержки из книги покупок и продаж; анкету лица.

27.08.10 Новороссийская таможня письмом N 36-26/4461 сообщила в адрес Общества, что ею принято решение о необходимости корректировки заявленной таможенной стоимости. К письму было приложено копия ДТС-1 с записью «ТС подлежит корректировке» (с аннулированием старой записи: «ТС уточняется»). К ДТС-1 приложено дополнение, в котором давалось объяснение следующих причин принятого решения: что в соответствии с п. 1.3 контракта покупатель составляет и направляет поставщику Заказ, однако в пакете документов он отсутствует (данный документ таможня и не запрашивала); в коносаменте отсутствует отметка об оплате фрахта (данный документ об оплате таможня не запрашивала, оплата за перевозку возложена по условиям поставки на поставщика); в приложении к контракту, коммерческом счете и счете-проформе отсутствует информация об изготовителе (в названных документах законодательством не установлены такие требования, а сведения о производителе указаны в протоколе лабораторных испытаний, сертификате соответствия и в пункте 7 «а» пояснений по условиям продаж - из всего следует, что продавец является и производителем); согласно калькуляция цены товара с учетом данных прайс-листа и затрат на транспортировку не представлена (не запрашивались, однако в пояснениях по условиям продаж в п. 5 указано, что продавец не согласен представить данные о затратах на производство, а в п. 35 - что стоимость доставки включена в цену сделки, в п. 38 сообщено о том, что покупателю не известна цена доставки); согласно представленных пояснений по условиям продаж у покупателя имеется подразделение, занимающееся изучением конъюктуры рынка, однако информацию о конъюктуре мирового рынка не представлена (в п. 49 пояснений таможне представлена информация о том, что Обществу известна рыночная цена в РФ товаров того же класса, и составляет она - 1,25$/кг); в рамках документального контроля проведен сравнительный ценовой анализ товара, который показал, что индекс таможенной стоимости составляет 1,21$/кг 1,61$/кг и обоснование такого отличия таможне не представлено (таможня такое обоснование не запрашивало; а таможенное законодательство в области определения таможенной стоимости согласно методам не содержит такого основания и понятия для принятия решений о необходимости корректировки ТС как «индекс таможенной стоимости»; а стоимость сделки по иным контрактам, не имеющим отношения к нашему, не может явиться причиной для корректировки заявленной ТС); представленные документы имеют разночтения и замечания, влияющие на цену сделки и не позволяющие рассматривать имеющиеся в них сведения в качестве документального подтверждения заявленной ТС (в чем имеются разночтения - Обществу не известно до настоящего времени; а выявление недостатков либо каких-то ошибок в отдельных документах без изучения совокупности всех имеющих отношение к сделке документов - основанием для корректировки не является).

Новороссийская таможня известила Общество письмом от 14.09.10 N 36-26/4910 о принятии решения о самостоятельном определении таможенной стоимости товара, заявленной в вышеуказанной ГТД Общества. К письму приложены ДТС-2 от 14.09.10 об определении ТС методом N 3, а также КТС-1 от 14.09.10. Размер таможенной стоимости был определен - 1 727 479,18 рублей. Далее, в связи с данной корректировкой Обществом получено письмо от 22.09.2010 N 13-13/28772 с Требованием об уплате таможенных платежей от 20.09.10 N 3579, в соответствии с которым Обществу подлежит уплатить дополнительно начисленные таможенные платежи в размере - 247363, 07 рублей.

Вышеуказанные действия Новороссийской таможни по корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по ГТД N10317090/250710/0005857 и требование и оспариваются заявителем по настоящему делу.

Принимая постановление, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.

В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 9 Таможенного кодекса Таможенного союза любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

Порядок определения таможенной стоимости ввезенных товаров предусмотрен Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", которое действует с 06.07.2010 г.

Порядок контроля таможенной стоимости товаров, устанавливается нормами ТК ТС, соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 г. «О порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости, товаров перемещаемых через таможенную границу таможенного союза».

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами в соответствии со ст. 75 ТК ТС являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).

Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (в РФ - исходя из таможенной стоимости товаров).

Согласно ч. 2 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.

В соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", которое действует с 06.07.2010 г. (далее соглашение) основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения. (метод 1)

Как следует из ст. 4 Соглашения от 25.01.2008 г. таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при любом из следующих условий:

1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

- установлены совместным решением органов Таможенного союза;

- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;

- существенно не влияют на стоимость товаров;

2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;

4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны.

При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории таможенного союза (статья 8 настоящего Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения. Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.

В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения.

В п. 2, 3 статьи 2 вышеуказанного соглашения предусмотрено, что в целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности системы оценки товаров для таможенных целей она не должна быть основана на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. При этом, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.).

Процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должны использоваться Сторонами в качестве антидемпинговых мер.

Из материалов дела следует, что основанием для отказа Новороссийской таможней в применении метода по цене сделки с ввозимыми товарами послужило отсутствие документального подтверждения заявленной обществом стоимости товара.

В соответствии с ч. 3 ст. 366 ТК ТС если международные договоры государств - членов таможенного союза и решения Комиссии таможенного союза, предусмотренные настоящим Кодексом, не вступили в силу на момент вступления в силу настоящего Кодекса, то до их вступления в силу применяется законодательство государств - членов таможенного союза, регулирующее соответствующие правоотношения.

На момент ввоза товара на таможенную территорию РФ и подачи в таможенный орган указанных ГТД подлежали применению нормы Приказа ФТС России от 25 апреля 2007 г. N 536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом".

Суд первой инстанции правомерно посчитал, что вывод таможенного органа о невозможности определения таможенной стоимости по первому методу и его аргументация не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам.

Материалами дела, представленными в судебное заседание, подтверждается, а лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что заявителем своевременно предоставлялись в таможенный орган документы, необходимые для определения таможенной стоимости по первому методу, кроме всех дополнительно истребуемых заинтересованным лицом документов.

Согласно п. 1 Приложения N 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 г. N 536 при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ в соответствии с выбранным таможенным режимом, в зависимости от применяемого метода определения таможенной стоимости декларантом представляются документы для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости, если такие документы не представляются в соответствии с пп. "а" - "г", "е" - "т", "ц" - "щ" п. 1 Перечня: а) при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами: учредительные документы декларанта; внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему; счет-фактура (инвойс); банковские платежные документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара; страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки; договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, выгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, выгрузку или перегрузку товаров или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта) - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию РФ; котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар; договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки; договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами РФ на вывоз товаров (если товары поставлялись из РФ), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей на экспорт в РФ ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате; лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены условиями продажи ввозимых товаров); документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о размере дохода, который прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.