ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 августа 2011 года Дело N А32-1414/2011

15АП-8388/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2011 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Винокур И.Г. судей Д.В. Николаев,Н.В. Шимбарева

при ведении протокола судебного заседания секретарем Батехиной Ю.П.

при участии:

представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание не явились рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФНС в лице ИФНС России по г.Лабинску Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 06.06.2011 по делу N А32-1414/2011 о взыскании убытков по заявлению ФНС в лице ИФНС России по г.Лабинску Краснодарского края

к Фонду поддержки и развития крестьянских хозяйств "Российский Фермер" ИНН 7708025284, ООО "МАКС-М" ИНН 7727170336, ООО "Кубанская организация крестьянских хозяйств" ИНН 2308055542, Ляхову И.В., Шталько Г.В. принятое в составе судьи Бабаевой О.В.

УСТАНОВИЛ:

Федеральная налоговая службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Лабинску Краснодарского края (далее - уполномоченный орган, истец) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Фонду поддержки и развития крестьянских хозяйств «Российский Фермер», обществу с ограниченной ответственностью «МАКС-М», обществу с ограниченной ответственностью «Кубанская организация крестьянских хозяйств», Ляхоу Ивану Васильевичу, Шталько Галине Владимировне о привлечении к субсидиарной ответственности ответчиков и взыскании 265 686,30 руб.

Решением суда от 06.06.2011г. в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт суда первой инстанции мотивирован тем, что причинение ответчиками в результате их неправомерных действий убытков уполномоченному органу материалами дела не подтверждено.

Уполномоченный орган обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил отменить судебный акт, принять новый.

Податель жалобы указал, суд первой инстанции неправомерно применил пункт 12 статьи 142 Закона о банкротстве, введёный в действие после завершения в отношении должника процедуры конкурсного производства. Судом неправильно квалифицированы требования налогового органа, т.к. уполномоченный орган обратился в суд с иском о взыскании убытков не вследствие неправомерных действий руководителя и учредителей, а вследствие бездействия как руководителя, так и учредителей по обращению в суд с заявлением о признании банкротом при наличии достаточных к тому оснований.

Фонд поддержки и развития крестьянских хозяйств "Российский Фермер" по почте направил отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Уполномоченный орган по факсу направил ходатайство, в котором просит апелляционную жалобу удовлетворить. Кроме того, ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей. Протокольным определением суда ходатайство удовлетворить.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Администрации города Лабинска от 05.12.2000г. N 1793 зарегистрировано создание общества с ограниченной ответственностью «Фермерский агропромышленный комплекс «Патриот».

12.11.2002г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации создания юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Фермерский агропромышленный комплекс «Патриот».

Учредителями общества с ограниченной ответственностью «Фермерский агропромышленный комплекс «Патриот» являлись Фонд поддержки и развития крестьянских хозяйств «Российский Фермер», ООО «МАКС-М», ООО «Кубанская организация крестьянских хозяйств», Ляхов Иван Васильевич; руководителем общества -Шталько Галина Владимировна.

07.09.2006г. уполномоченный орган обратился в суд первой инстацнии с заявлением о признании ООО «Фермерский агропромышленный комплекс «Патриот» несостоятельным (банкротом), в связи с тем, что на указанную дату у общества имелись все признаки банкротства, а именно просроченная свыше трех месяцев задолженность по обязательным платежам перед Российской Федерацией в размере 613 349,13 рубля.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.04.2007г. по делу NА32-22713/2006-44/2142Б ООО «Фермерский агропромышленный комплекс «Патриот» признано банкротом, как отсутствующий должник, открыто конкурсное производство.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2009г. конкурсное производство в отношении ООО «Фермерский агропромышленный комплекс «Патриот» завершено.

Платежными поручениями от 31.07.2009 N 8596, от 03.08.2009 N 8645 уполномоченный орган оплатил арбитражному управляющему Сухорукову Н.Л. вознаграждение в размере 240 000 рублей и расходы конкурсного управляющего - 25 686,30 рубля.

Уполномоченный орган считая, что указанная сумма в размере 265 686,30 рубля является убытками, причиненными казне Российской Федерации в лице Федеральной налоговой службы России, обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.

При принятии решения суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о банкротстве (в редакции, действующей на дату возбуждения дела о банкротстве должника) руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд, в том числе, в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами.

Пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве предусмотрено, что неподача заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 Закона о банкротстве, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых Законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 9 Закона о банкротстве.

В случае банкротства должника по вине учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания или имеют возможность иным образом определять его действия, на учредителей (участников) должника или иных лиц в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве).

В силу требований пункта 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица. Если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Согласно пункту 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» при разрешения споров, связанных с ответственностью учредителей (участников) юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, суд должен учитывать, что указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями. Требования к названным в настоящем пункте лицам, несущим субсидиарную ответственность, могут быть предъявлены конкурсным управляющим. В случае их удовлетворения судом взысканные суммы зачисляются в состав имущества должника, за счет которого удовлетворяются требования кредиторов.

Таким образом, применение изложенных норм допустимо при доказанности следующих обстоятельств:

1. надлежащего субъекта ответственности, которым является собственник, учредитель, руководитель должника, иные лица, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо иным образом имеют возможность определять его действия;

2. факт несостоятельности (банкротства) должника, то есть признания арбитражным судом или объявлении должником о своей неспособности в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

3. наличие причинной связи между обязательными указаниями или действиями указанных лиц и фактом банкротства должника, поскольку они могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями. Возложение на них ответственности за бездействие исключается.

В силу части 1 стать 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

В обоснование предъявленного иска уполномоченный орган указал на то, что заявленные убытки причинены в результате нарушения ответчиками обязанности по подаче в арбитражный суд заявления о признании общества с ограниченной ответственностью «Фермерский агропромышленный комплекс «Патриот» несостоятельным (банкротом) при наличии признаков неплатежеспособности и невозможности исполнения обществом налоговых обязательств.

При этом, размер причиненных ФНС России убытков состоит из суммы судебных расходов по делу о банкротстве и вознаграждения конкурсного управляющего, взысканных в пользу арбитражного управляющего.

Между тем, суд апелляционной инстанции считает, что расходы по делу о банкротстве должника в сумме 265 686,30 руб. по смыслу п. 2 ст. 15 ГК РФ не могут расцениваться как убытки, поскольку отсутствует какая-либо причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчиков, на которые ссылается истец, и расходами в указанной сумме.

Под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что мнение уполномоченного органа о возможности возмещения за счет руководителя и учредителей (участников) отсутствующего должника расходов по проведению процедуры банкротства такого должника, основано на неверном толковании закона.

Ущерб как элемент убытков является стоимостным выражением негативных имущественных последствий нарушения субъективного гражданского права в результате противоправного поведения другого лица.

Таким образом, истец должен доказать факт неправомерного поведения ответчика.

Судом первой инстанции правомерно установлено, что уполномоченный орган не представил доказательств наличия со стороны учредителей (участников) и руководителя общества с ограниченной ответственностью «Фермерский агропромышленный комплекс «Патриот» действий либо указаний по отношению к должнику, вызвавших банкротство предприятия.

Уполномоченный орган не пояснил и не обосновал, когда, по его мнению, у руководителя должника, учредителей (участников) должника возникла обязанность обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом и в связи с наступлением каких обстоятельств, какие конкретно обстоятельства или операции, нашедшие свое отражение в данных бухучета общества, повлекли его несостоятельность.

Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что признаки фиктивного банкротства отсутствуют, признаки преднамеренного банкротства не выявлены.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве необходимым условием для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам должника на его руководителя, является вина данного руководителя.

Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что не доказав наличие в действиях ответчиков вины, истец не вправе требовать возложения на них субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидированного по решению арбитражного суда должника в связи с завершением процедуры банкротства - конкурсного производства.

Субсидиарная ответственность наступает в случае причинения кредиторам должника убытков вследствие реального удовлетворения требований одного из кредиторов и неподачи при этом в суд заявления должника о признании его банкротом.

Уполномоченный орган таких обстоятельств не привел. Соответственно, законных оснований для привлечения руководителя, учредителей (участников) должника к субсидиарной ответственности не имеется.

Также налоговый орган не привел оснований для привлечения учредителя, учредителей (участников) должника к субсидиарной ответственности, не мотивировал, не представил доказательств того, какие их действия (бездействия) способствовали или непосредственно привели к банкротству должника - общества с ограниченной ответственностью «Фермерский агропромышленный комплекс «Патриот»

Кроме того, суд апелляционной инстанции указывает на то, что из предусмотренных Налоговым кодексом РФ мер, направленных на взыскание с налогоплательщика обязательных платежей, уполномоченным органом выбран способ взыскания с общества с ограниченной ответственностью «Фермерский агропромышленный комплекс «Патриот» обязательных платежей посредством подачи в арбитражный суд заявления о признании ответчика банкротом. Следовательно, отнесение на уполномоченный орган судебных расходов в сумме 265 686,30 руб. связано не с какими-либо действиями (бездействиями) ответчиков, а с тем, что он являлся заявителем по делу о банкротстве и взыскание произведено на основании положений Закона о банкротстве.

Таким образом, понесенные уполномоченным органом расходы по делу о банкротстве должника не могут быть отнесены к обязательствам последнего в понимании п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве.

Вместе с тем, выводы суда о том, что заявление подано ненадлежащим лицом, в том числе и в связи с завершением процедуры конкурсного производства не соответствуют нормам материального права, так как конкурсное производство в отношении общества с ограниченной ответственностью «Фермерский агропромышленный комплекс «Патриот» завершено 02.03.2009г.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 27.04.2010 N 137 "О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разъяснил порядок применения этого закона.

Пунктом 1 Информационного письма предусмотрено, что согласно части 1 статьи 5 Закона N 73-ФЗ данный закон вступил в силу с 05.06.2009. На основании частей 2 и 3 статьи 5 Закона N 73-ФЗ, а также исходя из общих правил о действии закона во времени (пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Положения Закона о банкротстве в редакции Закона N 73-ФЗ (в частности, статья 10) и Закона о банкротстве банков в редакции Закона N 73-ФЗ (в частности, статьи 4.2 и 14) о субсидиарной ответственности соответствующих лиц по обязательствам должника применяются, если обстоятельства, являющиеся основанием для их привлечения к такой ответственности (например, дача контролирующим лицом указаний должнику, одобрение контролирующим лицом или совершение им от имени должника сделки), имели место после дня вступления в силу Закона N 73-ФЗ.

Если же данные обстоятельства имели место до дня вступления в силу Закона N 73-ФЗ, то применению подлежат положения о субсидиарной ответственности по обязательствам должника Закона о банкротстве в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 73-ФЗ (в частности, статья 10), и Закона о банкротстве банков в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 73-ФЗ (в частности, пункт 3 статьи 9.1 и статья 14), независимо от даты возбуждения производства по делу о банкротстве.

Однако предусмотренные указанными Законами в редакции Закона N 73-ФЗ процессуальные нормы о порядке привлечения к субсидиарной ответственности (пункты 6 - 8 статьи 10 Закона о банкротстве и подпункт 2 пункта 1 статьи 50.10 Закона о банкротстве банков) подлежат применению судами после вступления в силу Закона N 73-ФЗ независимо от даты, когда имели место упомянутые обстоятельства или было возбуждено производство по делу о банкротстве. При этом дела о привлечении к субсидиарной ответственности, возбужденные вне рамок дела о банкротства до дня вступления в силу Закона N 73-ФЗ, и после этой даты подлежат рассмотрению в соответствии с процессуальными нормами законодательства о банкротстве, действовавшими до этой даты.

Ошибочная ссылка суда первой инстанции на пункт 6 статьи 10 Закона о банкротстве (введен Федеральным законом от 28.04.2009 N 73-ФЗ) и пункт 12 статьи 142 Закона о банкротстве (введен Федеральным законом от 28.04.2009 N 73-ФЗ), на основании которых суд первой инстанции сделал ошибочные выводы о том, что исковое заявление подано ненадлежащим лицом, право уполномоченного органа на подачу данного заявления после завершения конкурсного производства, по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 10 Закона о банкротстве, законодательством не предусмотрено, не привела к принятию неправильного решения и не может служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.

При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям ст. 162 АПК РФ и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ, считает, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований ФНС России в лице ИФНС России по г.Лабинску Краснодарского края.

Доводы апелляционной жалобы не принимаются судом апелляционной инстанции как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, так и не основанным на нормах гражданского законодательства и законодательства о банкротстве.