ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 августа 2011 года Дело N А09-6436/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2011 года Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2011 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Полынкиной Н.А.,

судей Еремичевой Н.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А., при участии:

от ИП Парфенова Н.Н., 241022, г. Брянск, ул. Воровского, д. 4 кв. 75 (ОГРН 304323330100087, ИНН 323305212510): Парфенов Н.Н. - свидетельство серия 32 N000812229 от 27.10.2004, паспорт, от Брянской городской администрации не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Парфенова Н.Н. на решение Арбитражного суда Брянской области от 31 мая 2011 года по делу N А09-6436/2009 (судья Черняков А.А.),

установил:

индивидуальный предприниматель Парфенов Николай Нестерович (далее - ИП Парфенов Н.Н., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Брянской городской администрации (далее - администрация) о признании недействительной части 4 пункта 1 распоряжения N391-р от 30.04.2009 года «Об отмене распоряжений Брянской городской администрации о разрешении индивидуальным предпринимателям осуществления транспортных услуг по перевозкам пассажиров».

Решением Арбитражного суда Брянской области от 31.05.2011 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с судебным актом, ИП Парфенов Н.Н. обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом заявитель жалобы указывает, что до и после отмены ранее выданного распоряжения о разрешении индивидуальным предпринимателям осуществления транспортных услуг по перевозкам пассажиров администрацией необоснованно не был проведен конкурс на спорном маршруте. Кроме того, распоряжение N477-р отменено оспариваемым ненормативным правовым актом 30.04.2009, то есть спустя 9 месяцев с момента проведения 18.08.2008 года конкурса и определения его победителей, что прямо нарушает буквальное толкование пункта 3 постановления N746-П о действии распоряжения до проведения конкурса. Также заявитель жалобы указывает на нарушение норм процессуального права, поскольку судом первой инстанции необоснованно было удовлетворено ходатайство ответчика о рассмотрении дела в его отсутствие.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Брянской области от 31.05.2011 проверены в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.

Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, распоряжением Брянской городской администрации от 18.07.2005 N447-р индивидуальному предпринимателю Парфенову Н.Н. разрешено осуществление транспортных услуг по перевозке пассажиров по маршруту N44 «Школа N61 - ул. Почтовая - ул. Ново-Советская - Курган Бессмертия - пр. Ленина-Драмтеатр - ул. Горбатова» без указания срока осуществления указанного вида деятельности.

На основании заказа Брянской городской администрации 11.07.2008 в газете «Брянск» N35 (426) было опубликовано извещение Комитета по промышленности, транспорту и связи Брянской городской администрации о проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по осуществлению перевозок пассажиров, в том числе по маршруту N44 «Школа N61 - ул. Почтовая - ул. Ново-Советская - Курган Бессмертия - пр. Ленина-Драмтеатр - ул. Горбатова». Согласно извещению к участию в конкурсе допускаются субъекты предпринимательской деятельности, зарегистрированные в установленном порядке, имеющие лицензию на право перевозки пассажиров и отвечающие условиям проведения конкурса, своевременно подавшие заявку в Брянскую городскую администрацию. Информация о проведении конкурса была также размещена на интернет-сайте www. Admin.bryansk.ru.

Указанный конкурс признан состоявшимся, с победителями заключены соответствующие договоры. ИП Парфенов Н.Н. правом участвовать в данном конкурсе не воспользовался.

Брянская городская администрация 30.04.2009 вынесла распоряжение N391-р, частью 4 пункта 1 которого отменила распоряжение N477-р от 18.07.2005 «О разрешении индивидуальному предпринимателю Парфенову Н.Н. осуществления транспортных услуг по перевозке пассажиров по маршруту N44 «Школа N61 - ул. Почтовая - ул. Ново-Советская - Курган Бессмертия - пр. Ленина-Драмтеатр - ул. Горбатова».

Ссылаясь на то, что часть 4 пункта 1 распоряжения N391-р не соответствует закону, нарушает права и законные интересы предпринимателя ввиду создания препятствий для осуществления предпринимательской деятельности по осуществлению пассажирских перевозок, ИП Парфенов Н.Н. обратился с указанным заявлением в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный акт государственного органа может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Аналогичное правило установлено подпунктом 7 пункта 1 статьи 9 Устава города Брянска.

Отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения в г. Брянске, регулируются нормами Правил организации транспортного обслуживания населения в г. Брянске (далее - Правила) и Положения о конкурсе на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров на маршрутах г. Брянска (далее - Положение), утвержденных постановлением Брянского городского Совета народных депутатов от 29.04.2004 N746-п, которое на момент возникновения спорных правоотношений являлось действующим.

На основании п. 1.3, п. 1.5 Правил их действие распространяется на всех юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм, а также на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе на владельцев и водителей транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки.

В силу п. 1.8. Правил пассажирские перевозки в городе Брянске осуществляются на основании договора на выполнение перевозок пассажиров между заказчиком и перевозчиком, заключенного на определенный срок, и свидетельства, удостоверяющего факт подписания договора.

Запрещается осуществление маршрутных пассажирских перевозок без соответствующего договора между заказчиком и перевозчиком по маршрутам, организованным органами местного самоуправления, и маршрутам, разработанным индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с действующим законодательством и совпадающим либо частично пролегающим по маршрутам, разработанным органами местного самоуправления. Основанием для заключения договора является признание перевозчика победителем конкурса на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров на маршрутах города Брянска.

Пунктом 2.1. Положения установлено, что решение о проведении конкурса принимается заказчиком, который определяет организатора конкурса. Конкурс проводится на действующих и вновь открытых маршрутах.

Кроме того, проведение конкурса направлено на выявление наиболее ответственных перевозчиков, способных обеспечить соблюдение технических, санитарных, кадровых и иных требований, предъявляемых к перевозчикам в целях обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечения мер защиты жизни, здоровья и имущества граждан, их законных интересов.

При этом, согласно п. 3 постановления от 29.04.2004 N746-п, до проведения конкурсов на право заключения договоров на выполнение перевозок по маршрутам, предложенным на конкурсы, перевозки по данным маршрутам осуществляются на основании распоряжений администрации города Брянска (мэрии), Брянской городской администрации о разрешении осуществления транспортных услуг по перевозке пассажиров, принятых ранее.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, предприниматель осуществлял транспортные услуги по перевозке пассажиров по маршруту N 44 «Школа N61 - ул. Почтовая - ул. Ново-Советская - Бежицкий рынок - Курган Бессмертия - пр. Ленина - Драмтеатр - ул. Горбатова».

Администрацией проведен открытый конкурс на право заключения договора на оказание услуг по осуществлению перевозок пассажиров по вышеуказанному маршруту.

Извещение о конкурсе опубликовано в средствах массовой информации, то есть направлено неограниченному кругу лиц, имеющих лицензию, в том числе и заявителю. Следовательно, заявитель, не приняв участие в конкурсе, самостоятельно принял на себя риск наступления неблагоприятных последствий.

Таким образом, проведение конкурса и заключение договора с его победителем в силу вышеуказанных норм является основанием для отмены распоряжения о разрешении перевозки.

Довод апелляционной жалобы о том, что до и после отмены ранее выданного распоряжения о разрешении индивидуальным предпринимателям осуществления транспортных услуг по перевозкам пассажиров администрацией необоснованно не был проведен конкурс на спорном маршруте, опровергается представленными в материалы дела доказательствами.

Кроме того, то обстоятельство, что до проведения конкурса предприниматель осуществлял перевозку пассажиров на основании распоряжения администрации, не влияет на право последней проводить открытый конкурс (в котором не запрещается и участие заявителя) в отношении действующих маршрутов.

С учетом изложенного оспариваемый акт не противоречит законодательству и оснований для признания его недействительным не имеется.

Довод апелляционной жалобы о том, что распоряжение N477-р отменено оспариваемым ненормативным правовым актом 30.04.2009, то есть спустя 9 месяцев с момента проведения 18.08.2008 года конкурса и определения его победителей, что прямо нарушает буквальное толкование пункта 3 постановления N746-П о действии распоряжения до проведения конкурса, является несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не влечет нарушения прав и законных интересов предпринимателя, так как отмена распоряжения в более поздний, относительно даты проведения конкурса, срок позволила заявителю осуществлять деятельность по перевозке пассажиров еще 9 месяцев. Кроме того, вопрос, касающийся сроков отмены подобного рода распоряжений, законодательно не урегулирован.

В своей апелляционной жалобе предприниматель указывает на нарушение норм процессуального права, выразившееся в необоснованном удовлетворении ходатайства ответчика о рассмотрении дела в его отсутствие.

Данный довод не может быть принят судом во внимание ввиду следующего.

Согласно п. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Администрация была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания и ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Судом первой инстанции заявленное ходатайство было удовлетворено, поскольку истребование дополнительных доказательств в материалы дела не требовалось.

С учетом изложенного, а также исходя из положений ч. ч. 1, 2 ст. 123 АПК РФ, судом не допущено нарушений процессуального закона.

Иных доводов, способных повлечь отмену или изменение судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Брянской области от 31 мая 2011 года по делу N А09-6436/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме

     Председательствующий
Н.А.Полынкина
Судьи
Н.В.Еремичева
Е.Н.Тимашкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка