ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 августа 2011 года Дело N А32-15949/2010

15АП-7520/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2011 года Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Захаровой Л. А. судей Ивановой Н.Н., Филимоновой С.С.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного строительного надзора Краснодарского края, на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 25.05.2011 по делу N А32-15949/2010, принятое в составе судьи Лесных А.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Черноморские скоростные линии" к Управлению государственного строительного надзора Краснодарского края о признании недействительными результатов внеплановой выездной проверки от 18.03.2010 и акта проверки от 18.03.2010

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Черноморские скоростные линии" (далее - ООО "Черноморские скоростные линии") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению государственного строительного надзора Краснодарского края (далее - УГСН Краснодарского края) о признании недействительными результатов внеплановой выездной проверки, проведенной 18.03.2010г. Управлением государственного строительного надзора Краснодарского края в отношении ООО "Черноморские скоростные линии"; признании недействительным акта проверки N 02-253-Ю-59-СС от 18.03.2010 г.

Решением суда от 25.05.2011 г. результаты проведенной в отношении общества проверки признаны недействительными. Производство по делу в части оспаривания акта проверки прекращено. Судебный акт мотивирован тем, что акт проверки не является ненормативным актом и не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Проверка в отношении общества проведена управлением с нарушением требований Закона N 294-ФЗ при отсутствии оснований и без согласования с органами прокуратуры.

Не согласившись с данным судебным актом, УГСН Краснодарского края обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 25.05.2011 г. отменить. В обоснование апелляционной жалобы управление указывает, что положения Закона N 294-ФЗ не применяется при осуществлении государственного строительного надзора до 01.07.2011 г. Проверка в отношении общества проводилась 18.03.2010 г.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения УГСН Краснодарского края от 18.03.2010 г. N 02-253-Ю-59-СС сотрудниками управления проведена внеплановая проверка ООО "Черноморские скоростные линии" по вопросу соблюдения требований градостроительного законодательства при строительстве объекта - «трехэтажное здание» по адресу: г. Анапа, ул. Ленина, 1А.

В ходе проверки управлением установлено, что строительство вышеназванного объекта осуществляется в отсутствие разрешения на строительство. Результаты проверки зафиксированы в акте от 18.03.2010 г.

Полагая, что результаты проверки, проведенной 18.03.2010г. Управлением государственного строительного надзора Краснодарского края в отношении ООО "Черноморские скоростные линии" и акт проверки N 02-253-Ю-59-СС от 18.03.2010 г. являются недействительными, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.

В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что акт проверки N 02-253-Ю-59-СС от 18.03.2010г. является документом, фиксирующим результаты проверки исполнения обществом градостроительных норм, и не относится к числу ненормативных актов государственных органов, которые могут быть обжалованы в порядке статей 29, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Производство по делу обоснованно прекращено по основаниям ч. 1 ст. 150 АПК РФ. В указанной части решение суда не обжалуется.

Вместе с тем, признавая недействительными результаты проверки, суд первой инстанции не учел следующего.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (часть 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в качестве объектов оспаривания согласно приведенным нормам называются ненормативные правовые акты, являющиеся актами индивидуального характера, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц, а также действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что возможность обжалования результатов проверки арбитражно-процессуальным законодательством не предусмотрена.

Результаты проведенной УГСН Краснодарского края в отношении заявителя проверки отражены в акте от 18.03.2010 г. N 02-253-Ю-59-СС, который ненормативным актом не является и правовых последствий для общества не несет.

При таких обстоятельствах, требование заявителя о признании недействительными результатов проверки, оформленных вышеназванным актом также не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Заявитель апелляционной жалобы указывает, что по результатам проверки общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

Между тем, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.08.2010 г. по делу N А32-17406/2010 постановление УГСН Краснодарского края от 06.05.2010 г., вынесенное на основании выявленных в ходе оспариваемой проверки нарушений признано незаконным и отменено.

Ссылка общества на нарушение управлением при проведении проверки требования Закона N 294-ФЗ не принимается судебной коллегией.

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (пункт 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что другими федеральными законами в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок при осуществлении, в том числе, государственного строительного надзора.

Согласно пункту 5 статьи 27 Закона N 294-ФЗ до 1 января 2011 года положения закона N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), указанного в части 4 статьи 1 этого Федерального закона.

Поскольку требования заявителя о признании недействительными результатов проверки не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, производство по делу в части этих требований подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции надлежит изменить.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.06.2011 по делу N А53-4789/2011 изменить.

Прекратить производство по делу в части требования о признании недействительными результатов внеплановой выездной проверки, проведенной 18.03.2010г. Управлением государственного строительного надзора Краснодарского края в отношении ООО "Черноморские скоростные линии".

В остальной части решение суда оставить без изменения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
Л.А.Захарова
Судьи
Н.Н.Иванова
С.С.Филимонова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка