ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 августа 2011 года Дело N А32-34558/2010

15АП-6191/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2011 года Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Захаровой Л. А. судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью "Туапсинский цементный завод" - представитель - Пономаренко Константин Олегович, доверенность от 20.11.2009г.,

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Туапсинский цементный завод" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о признании незаконным постановления

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Туапсинский цементный завод" (далее - ООО "Туапсинский цементный завод") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея) о признании незаконным и отмене постановления от 19.11.2010 г. N 05-47-22-ГП-10 о назначении административного наказания.

Решением суда от 03.05.2011 г. постановление управления от 19.11.2010 г. N 05-47-22-ГП-10 изменено в части назначения наказания. Суд уменьшил сумму штрафа до 50 000 руб. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения. Штраф уменьшен ввиду наличия смягчающих ответственность обстоятельств.

Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Туапсинский цементный завод" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда от 03.05.2011 г. отменить, заявленные требования удовлетворить.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о необходимости отмены обжалуемого судебного акта ввиду нарушения судом при вынесении решения требований п. 2 ч. 4 ст. 270 АПК РФ.

Согласно ст. 153 АПК РФ разбирательство дела в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания. При этом в силу ч. 1 ст. 123 АПК РФ участники процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.

Согласно части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации копия судебного акта направляется арбитражным судом по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения адресату под расписку непосредственно в арбитражном суде или по месту нахождения адресата, а в случаях, не терпящих отлагательства, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.

В заявлении об оспаривании постановления от 19.11.2010 г. N 05-47-22-ГП-10 обществом указан юридический адрес ООО "Туапсинский цементный завод": г. Туапсе, ул. Гагарина, 5/4 и адрес для направления корреспонденции: г. Туапсе, ул. Гаражная, 81.

Из материалов дела следует, что о месте и времени судебных заседаний, назначенных на 10.02.2011 г. на 16 час. 15 мин. и 25.04.2011 г. на 15 час. 00 мин, завершившегося принятием решения по существу спора, суд известил ООО "Туапсинский цементный завод" путем направления определений суда с указанием даты и времени судебных заседаний по юридическому адресу общества: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Гагарина, 5/4.

Корреспонденция суда, направленная по юридическому адресу ООО "Туапсинский цементный завод", была возвращена суду с отметкой органа связи об истечении срока хранения (л.д. 18-19, 71). Доказательства направления определений суда по другому известному суду адресу, указанному заявителем в качестве адреса для направления корреспонденции, в материалах дела отсутствуют.

В судебном заседании 25.04.2011 г. была объявлена резолютивная часть решения.

Таким образом, о проведении судом первой инстанции ООО "Туапсинский цементный завод" судебного заседания как 10.02.2011 г., так и 25.04.2011 г., заявитель не был уведомлен надлежащим образом.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции от 03.05.2011 г. подлежит отмене как принятое с нарушением норм процессуального права, влекущим безусловную отмену судебного акта.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 г. N 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» определением от 29.06.2011 г. апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Пояснил, что поскольку деятельность обществом не осуществляется, следовательно, отсутствует негативное воздействие на окружающую среду.

Рассмотрев заявления ООО "Туапсинский цементный завод", апелляционный суд установил следующее.

На основании распоряжения от 23.09.2010 г. N 01-04-19/220 сотрудниками Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея проведена проверка исполнения ООО "Туапсинский цементный завод" требований природоохранного законодательства.

В ходе проверки установлено, что общество произвело уплату платежей за негативное воздействие на окружающую среду за период 4 квартал 2009 г.-3 квартал 2010 г. с нарушением установленных сроков (акт проверки N 05-47-22-ГП-1 от 28.10.2010г.).

По данному факту 11.11.2010 г. в отношении ООО "Туапсинский цементный завод" управлением составлен протокол об административном правонарушении N 05-47-22-ГП-4.

Постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 19.11.2010 г. N 05-47-22-ГП-10 ООО "Туапсинский цементный завод" привлечено к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 80 000 руб.

Полагая, что указанное постановление является незаконным, предприятие обратилось в суд с настоящими требованиями.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований к отмене обжалуемого постановления административного органа ввиду следующего.

Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

Постановлением Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 19.11.2010 г. N 05-47-22-ГП-10 общество привлечено к ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов производства и потребления.

Между тем в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, под хранением - их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона об отходах производства и потребления устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Согласно положениям статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.

Однако в материалах дела, в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении административного органа не содержится данных о том, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах производства и потребления.

При названных обстоятельствах следует признать, что общество привлечено к административной ответственности неправомерно.

Следовательно, постановление административного органа от 19.11.2010 г. N 05-47-22-ГП-10 является незаконным о подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.05.2011 г. по делу N А32-34558/2010 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 19.11.2010 г. N 05-47-22-ГП-10.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
Л.А.Захарова
Судьи
Т.Г.Гуденица
С.С.Филимонова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка