ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 августа 2011 года Дело N А53-28652/2009

15АП-4757/2010-НР

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2011 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ереминой О.А. судей Пономаревой И.В., Чотчаева Б.Т. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Науменко Т.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А53-28652/2009

по иску ОАО «Строительное управление Северо-Кавказского военного округа»

к ответчикам - ФБУ «Управление Северо-Кавказского военного округа», Министерству обороны РФ, Главному управлению государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны России

при участии третьего лица - Регионального управления заказчика капитального строительства Северо-Кавказского военного округа

о взыскании задолженности

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственной унитарное предприятие «Строительное управление Северо-Кавказского военного округа» (правопредшественник ОАО «Строительное управление Северо-Кавказского военного округа») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному бюджетному учреждению «Управление Северо-Кавказского военного округа» и Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности в размере 965900 рублей за выполненные по государственному контракту от 03.10.2006 работы, а при недостаточности денежных средств у учреждения - взыскание произвести с министерства в порядке субсидиарной ответственности.

Определением от 25.01.2010 в качестве ответчика также привлечено Главное управление государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации.

В качестве третьего лица к участию в деле привлечено Региональное управление заказчика капитального строительства Северо-Кавказского военного округа - филиал федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства».

Решением от 29.03.2010 иск удовлетворен, с ФБУ «Управление СКВО» в пользу истца взыскано 965900 рублей, а при недостаточности денежных средств у учреждения - взыскание произвести субсидиарно с Министерства обороны Российской Федерации. В иске к Главному управлению государственного заказчика капитального строительства в иске отказано.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2010 решение от 29.03.2010 отменено со ссылкой на пункт 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принято новое решение о взыскании 965900 рублей долга с Министерства обороны Российской Федерации, в отношении ФБУ «Управление СКВО» производство по делу прекращено в связи с отказом от иска.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.10.2010 постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2010 в части отмены решения Арбитражного суда Ростовской области от 29.03.2010 и прекращения производства по делу в отношении ФБУ «Управление Северо-Кавказского военного округа» оставлено в силе, в остальной части постановление отменено, дело в этой части направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении определением от 04.02.2011 производство по делу приостановлено до принятия судебного акта по делу N А53-28796/2009.

Определением от 18.07.2011 производство по делу возобновлено, назначено судебное заседание.

В связи с почетной отставкой судьи Ехлаковой С.В. на основании распоряжений председателя гражданской коллегии Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда состав суда, рассматривающего дело, заменен. Дело рассматривается под председательством судьи Ереминой О.А., судьи Пономарева И.В. и Чотчаев Б.Т.

В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ОАО «Строительное управление Северо-Кавказского военного округа» не явился. Общество о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Представитель ФБУ «Управление Северо-Кавказского военного округа» в заседание не явился, отзыв не представил. Учреждение извещено о судебном заседании надлежащим образом.

Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, отзыв не представил. Минобороны России о рассмотрении дела извещено.

Представитель Главного управления государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны России в заседание апелляционной инстанции не явился, отзыв не представил. Управление о рассмотрении дела извещено надлежащим образом.

Представитель третьего лица - Регионального управления заказчика капитального строительства Северо-Кавказского военного округа в заседание не явился, отзыв не представил. Региональное управление о судебном заседании извещено надлежащим образом.

Изучив материалы дела и обсудив доводы искового заявления, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что исковые требования о взыскании задолженности с Министерства обороны Российской Федерации удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 36 отдел капитального строительства Северо-Кавказского военного округа (заказчик), ФГУП «Строительное управление Северо-Кавказского военного округа» (генподрядчик) и ФГУ «Управление Северо-Кавказского военного округа» (плательщик) заключили государственный контракт (договор государственного подряда) на выполнение строительно-монтажных работ для государственных нужд (государственный оборонный заказ) от 03.10.2006 N 3/ГП/СУ СКВО-06, согласно которому заказчик поручает, плательщик оплачивает, а генподрядчик принимает на себя строительство в 2006 году объектов Федеральной целевой программы в СКВО в соответствии с квартальными заданиями, графиком производства строительно-монтажных работ и утвержденной начальником Службы расквартирования и обустройства Минобороны России ведомостью изменения ассигнований от 25.09.2006, приложенными к государственному контракту, согласно утвержденным проектам. Заказчик передает генподрядчику три экземпляра проектно-сметной документации по объектам (пункты 1.1 и 1.2 контракта).

В соответствии с пунктом 3.1 контракта стоимость поручаемых генподрядчику работ по контракту составляет в ценах 2006 года: объем подрядных работ - 1251156000 рублей, объем строительно-монтажных работ - 1226624000 рублей. Расчеты за выполненные генподрядчиком строительно-монтажные работы производятся между заказчиком и генподрядчиком, оплачиваются исходя из действующих в Минобороны России нормативных документов и рекомендаций Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации с применением к базисной стоимости выполненных работ и затрат индексов пересчета сметной стоимости СМР в текущие цены, разрабатываемых региональными центрами по ценообразованию в строительстве (пункт 3.2).

В квартальном задании производства СМР в 2006 году (приложение N 1 к контракту) стороны согласовали свыше 20-ти подлежащих строительству и реконструкции объектов, в том числе под шифром 27110 значится объект: реконструкция существующей казармы под общежитие упрощенного типа на 156 чел., 2-эт., общая площадь 2019 кв.м, стоимость работ в стоимость работ в ценах 2001 года составляет 6625000 рублей, в текущих ценах - 24845000 рублей, срок ввода объекта - декабрь 2006 года (т. 1 л. д. 16).

Дополнительным соглашением от 16.10.2008 N 13 к контракту, заключенным министерством в лице начальника 36 отдела капитального строительства Северо-Кавказского военного округа (заказчик), учреждением (плательщик) и предприятием (генподрядчик), стороны изменили состав и наименование участников договора: заказчик переименован в государственного заказчика, права и обязанности государственного заказчика возложены на ВрИД начальника главного управления; учреждение (плательщик) исключено из числа сторон настоящего контракта; на государственного заказчика возложена обязанность финансировать строительство объекта; федеральное казенное предприятие «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» стало стороной договора, именуемой заказчиком (т. 2 л. д. 109).

Стороны (министерство в лице начальника главного управления, ФКП «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» и предприятие) 17.02.2009 заключили дополнительное соглашение N 15, в котором определили, что финансово-экономический орган государственного заказчика в лице начальника 206 отдела финансирования капитального строительства (территориального) осуществляет контроль за использованием бюджетных средств, направляемых на финансирование работ по контракту, в соответствии с их целевым назначением согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 04.06.2008 N 314 (т. 2 л. д. 105).

Предприятие обратилось в суд с иском о взыскании 956900 рублей долга за выполненные по объекту (шифр 27110) работы. В обоснование иска представило счета-фактуры, справки о стоимости выполненных работ (КС-3), акты приемки выполненных работ (КС-2), ведомость пересчета и платежные документы, согласно которым стоимость работ по спорному объекту в текущих ценах составила 24287466 рублей, работы оплачены на сумму 23321500 рублей.

В силу статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 9 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.

Предметом спорного государственного контракта является выполнение работ по реконструкции объекта, в связи с чем спорные правоотношения сторон регулируются нормами Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и § 3 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации о строительном подряде.

Из пункта 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Обязательство заказчика по оплате подрядчику выполненных работ возникает после сдачи результата работ.

Согласно пункту 4 статьи 753 Кодекса сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.

В соответствии с пунктом 3.5 контракта генподрядчик обязан представить счета-фактуры за выполненные работы. В пункте 3.6 контракта заказчик обязался проверить и полным комплектом обосновывающих документов, представленных по установленной форме к счетам в течение 5 рабочих дней с момента получения от генподрядчика и в этот же срок представить плательщику два экземпляра указанных счетов и приложений с уведомлением о сумме акцепта, причинах полного или частичного отказа от оплаты, а третий экземпляр счетов с приложениями и копией направить генподрядчику. Плательщик обязан в течение трех дней с момента получения от заказчика счетов генподрядчика проверить и передать к оплате в Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Ростовской области, в тот же срок письменно известив заказчика и генподрядчика о принятых к оплате и отказанных суммах, а также с изложением причин полного или частичного отказа от оплаты с расшифровкой оказанных сумм по каждой конкретной причине со ссылкой на нормативный документ.

При рассмотрении дела N А53-28796/2009 установлено, что по государственному контракту выполнено работ всего на общую сумму 2038319060 рублей.

Оплата работ произведена по платежным поручениям от 24.12.2007 N 909, от 17.12.2007 N 821, от 19.12.2006 N 752, от 19.12.2006 N 750, от 14.11.2007 N 666, от 03.11.2007 N 665, от 24.10.2007 N 631, от 23.10.2007 N 626, от 23.10.2007 N 625, от 01.12.2006 N 610, от 01.12.2006 N 609, от 30.11.2006 N 608, от 30.11.2006 N 607, от 05.10.2007 N 599, от 27.11.2006 N 582, от 27.11.2006 N 581, от 04.12.2006 N 580, от 08.11.2006 N 529, от 08.11.2006 N 528, от 07.11.2006 N 527, от 09.11.2006 N 526, от 07.11.2006 N 525, от 07.11.2006 N 524, от 07.11.2006 N 523, от 09.11.2006 N 722, от 07.11.2006 N 321, от 11.09.2007 N 515, от 10.09.2007 N 508, от 10.09.2007 N 507, от 10.09.2007 N 506, от 13.10.2006 N 494, от 16.10.2006 N 493, от 13.10.2006 N 492, от 16.10.2006 N 491, от 17.10.2006 N 490, от 06.10.2006 N 489, от 06.10.2006 N 488, от 06.10.2006 N 487, от 06.10.2006 N 486, от 06.10.2006 N 485, от 16.10.2006 N 484, от 06.10.2006 N 483, от 24.08.2007 N 425, от 01.08.2007 N 400, от 31.07.2007 N 397, от 31.07.2007 N 396, от 24.08.2007 N 395, от 31.07.2007 N 394, от 31.07.2007 N 393, от 31.07.2007 N 392, от 31.07.2007 N 391, от 31.07.2007 N 389, от 18.07.2007 N 385, от 26.08.2008 N 369, от 19.08.2008 N 354, от 05.07.2007 N 353, от 06.07.2007 N 352, от 18.07.2007 N 351, от 06.07.2007 N 350, от 18.07.2007 N 349, от 06.08.2008 N 327, от 07.11.2006 N 322, от 25.06.2007 N 301, от 25.06.2007 N 300, от 21.06.2007 N 282, от 21.06.2007 N 281, от 21.06.2007 N 280, от 13.06.2007 N 231, от 13.06.2007 N 230, от 13.06.2007 N 229, от 13.06.2007 N 228, от 13.06.2007 N 227, от 13.06.2007 N 226, от 21.05.2007 N 218, от 23.05.2007 N 163, от 23.05.2007 N 162, от 15.05.2007 N 141, от 15.05.2007 N 140, от 08.05.2007 N 103, от 07.05.2007 N 55, от 24.04.2007 N 54, от 24.04.2007 N 53, от 24.04.2007 N 52, от 24.04.2007 N 51, от 24.04.2007 N 50, от 18.04.2007 N 38, от 13.04.2007 N 31, от 19.04.2007 N 30, от 09.04.2007 N 19, от 09.04.2007 N 18, от 09.04.2007 N 17, от 28.03.2008 N 6, от 28.03.2007 N 5, от 28.03.2007 N 4, от 28.03.2007 N 3, от 28.03.2007 N 2, от 28.03.2007 N 1 на общую сумму 2242986041 руб. 53 коп.

Таким образом, сумма, оплаченная истцом - 2242986041 руб. 53 коп. превышает объем выполненных ответчиком работ - 2039058148 рублей, что свидетельствует об отсутствии задолженности заказчика перед подрядчиком по спорному контракту.

В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

При таких обстоятельствах, оснований для взыскания задолженности за выполненные работы по шифру 27110 не имеется, исковые требований к Министерству обороны Российской Федерации удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При подаче кассационной жалобы третье лицо - ФКП «Управление заказчика капитального строительства Минобороны России» по платежному поручению N 274 от 18.08.2010 оплатило государственную пошлину в размере 2000 рублей.

В связи с отказом в удовлетворении требований, расходы по уплате пошлины относятся на истца.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

В иске к Министерству обороны Российской Федерации отказать.

Взыскать с ОАО «Строительное управление Северо-Кавказского округа» в пользу ФКП «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ» (ИНН 7704684769) 2000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
Еремина О.А.
Судьи
Пономарева
И.В.Чотчаев
Б.Т.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка