ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 августа 2011 года Дело N А33-17898/2010

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2011 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Борисова Г.Н., судей: Бычковой О.И., Первухиной Л.Ф., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А., при участии:

от заявителя (открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) - Рябкова М.В., представителя по доверенности от 28.12.2010 N233;

от ответчика (Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска ИНН 2460065850, ОГРН 1042441780050) - Леонтьевой Т.П., представителя по доверенности от 15.06.2011; рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «31» марта 2011 года по делу NА33-17898/2010, принятое судьей Щелоковой О.С.,

установил:

открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска (далее - инспекция, налоговый орган) об обязании уплатить проценты в сумме 257 889 рублей 66 копеек за несвоевременный возврат переплаты по налогу на имущество предприятий.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31 марта 2011 года требование общества удовлетворено, суд обязал инспекцию уплатить обществу проценты в сумме 257 869 рублей 66 копеек за несвоевременный возврат переплаты по налогу на имущество предприятий за 2002-2003 годы. В порядке распределения судебных расходов с инспекции в пользу общества взыскано 8157 рублей 40 копеек государственной пошлины.

Инспекция обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Из апелляционной жалобы инспекции следует, что заявление о возврате налога в инспекцию не поступало, поэтому обязанность выплачивать денежные средства отсутствовала; в исполнительном листе на возврат излишне уплаченного налога на имущество должником указана Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска; определение Арбитражного суда Красноярского края от 05 сентября 2008 года по делу NА33-16493/2005 о замене должника с Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска на инспекцию отсутствует, ссылка суда на данный судебный акт необоснованна.

Налоговый орган ссылается на отсутствие оснований для начисления процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога, предусмотренных статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и на пропуск трехгодичного срока исковой давности для обращения с требованием о взыскании процентов, который установлен для судебных споров имущественного характера статьями 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По мнению инспекции, судом неверно истолкованы положения статьи 78 Кодекса относительно налогового органа, который обязан вернуть излишне уплаченный налог, а соответственно, исчислить и выплатить проценты за его несвоевременный возврат; инспекция является ненадлежащим ответчиком по делу.

Налоговый орган считает, что взыскание процентов за период, превышающий три года до даты обращения в суд, противоречит законодательству о порядке исчисления срока давности; проценты подлежат начислению не более чем за три года до момента обращения в суд независимо от того, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Инспекция указывает, что налогоплательщиком неверно рассчитаны проценты, поскольку применена процентная ставка исходя из 1/360 за каждый день просрочки.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу согласилось с изложенными в ней доводами, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Общество 31.03.2005 представило в инспекцию уточненные налоговые декларации по налогу на имущество за 2002, 2003 годы по филиалу общества РТС-3 Красноярская теплосеть и заявление о возврате излишне уплаченного налога на имущество в размере 899 393 рублей.

По результатам камеральных проверок уточненных налоговых деклараций инспекцией приняты решение от 22.09.2005 N 105 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», согласно которому обществу доначислен налог на имущество за 2002 год в сумме 458 157 рублей, решение от 22.09.2005 N 106 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым обществу доначислен налог на имущество за 2003 год в сумме 441 237 рублей.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 апреля 2007 года по делу NА33-16493/2005 решения инспекции от 22.09.2005 N 105,106 признаны недействительными; суд обязал налоговый орган устранить нарушение прав общества путем возврата на расчетный счет излишне уплаченного налога на имущество в сумме 899 393 рубля.

Во исполнение решения от 16 апреля 2007 года по делу NА33-16493/2005 Арбитражным судом Красноярского края 29.02.2008 выдан исполнительный лист N244076.

Внеочередным общим собранием акционеров открытого акционерного общества «Красноярскэнерго» 20.12.2007 (протокол N3) принято решение о реорганизации открытого акционерного общества «Красноярскэнерго» в форме присоединения к открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири». В единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о реорганизации общества, что подтверждается свидетельством серии 24 N005026372.

Открытое акционерное общество «Красноярскэнерго» 31.03.2008 снято с учета в Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4, что подтверждается уведомлением от 03.04.2008 N24003.

Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 04.07.2005 и постановлено на налоговый учет в инспекции (свидетельства о государственной регистрации серии 24 N002538008 и о постановке на учет в налоговом органе серии 24 N003635896).

С 08.10.2009 общество состоит на учете в инспекции, что подтверждается уведомлением от 08.10.2009 N11258.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 08 мая 2008 года по делу NА33-16493/2005 в порядке процессуального правопреемства произведена замена открытого акционерного общества «Красноярскэнерго» на открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в исполнительном производстве N1827/АА/2006.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 05 сентября 2008 года по делу NА33-16493/2005 произведена замена должника Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска в исполнительном производстве N1827/АА/2006.

Инспекцией 14.05.2008 принято решение N2357 о возврате переплаты по налогу в сумме 41 897 024 рубля, доведенное до сведения общества извещением от 14.05.2008 N1968.

Указанная сумма зачислена на расчетный счет общества 20.05.2008 платежным поручением N000308 от 20.05.2008.

Из письма инспекции (от 08.09.2008 исх.N08-17/09543) следует, что в состав указанной суммы входят суммы переплаты по налогу на имущество: 899 393 рубля по решению Арбитражного суда Красноярского края по дела NА33-16493/2005, 40 997 631 рубль по решению Арбитражного суда Красноярского края по делу NА33-16491/2005.

В связи с несвоевременным возвратом 899 393 рублей переплаты по налогу на имущество предприятий, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 апреля 2007 года по делу NА33-16493/2005, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением об обязании инспекции уплатить проценты в сумме 257 869 рублей 66 копеек, начисленные за период с 24.10.2005 по 19.05.2008.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 Кодекса, возвращаются налогоплательщику в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Учитывая, что спорные суммы налога на имущество уплачены заявителем до 01.01.2007, применению подлежат положения Кодекса в редакции, действующей до 01.01.2007.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21, статьей 78 Кодекса предусмотрено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Указанному праву налогоплательщика корреспондирует установленная подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет в порядке, предусмотренном Кодексом.

Пунктом 1 статьи 78 Кодекса установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

На основании пункта 7 названной статьи сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.

В силу пункта 9 статьи 78 Кодекса возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Кодексом.

Пунктом 10 статьи 78 Кодекса установлено, что в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 данной статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Право на возврат спорных сумм налога подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края по делу NА33-16493/2005 от 16 апреля 2007 года, при этом возврат излишне уплаченного налога на имущество, в том числе в размере 899 393 рублей произведен инспекцией только 20.05.2008 по платежному поручению N000308, без начисления на указанную сумма налога процентов.

Следовательно, налоговым органом допущено нарушение установленного пунктом 9 статьи 78 Кодекса срока возврата излишне уплаченного налога на имущество, поэтому в соответствии с пунктом 10 названной статьи налоговый орган обязан был возвратить излишне уплаченный налог на имущество с начислением процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.

Сумма излишне уплаченного налога на имущества была возвращена инспекцией обществу без начисления на указанную сумму налога процентов, поэтому суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у общества отсутствовала возможность узнать о нарушении своего права на получение суммы процентов за несвоевременный возврат налога до даты (20.05.2008) перечисления сумм налога без указанных процентов на расчетный счет общества.

До указанной даты налогоплательщик был вправе рассчитывать на выполнение налоговым органом установленной законом обязанности по начислению процентов в момент возврата налога, что следует из толкования положений статьи 78 Кодекса.

Таким образом, судом правильно определен момент, когда общество узнало о нарушении своего права на получение процентов за несвоевременный возврат переплаты по налогу на имущество.

Применительно к пункту 2 статьи 79 Кодекса общество вправе было обратиться в арбитражный суд с имущественным требованием к инспекции об уплате процентов в течение трех лет, начиная со дня, когда узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

С заявлением об обязании инспекции уплатить обществу проценты за несвоевременный возврат переплаты по налогу на имущество предприятий за 2002-2003 годы, заявитель обратился в арбитражный суд 07.12.2010, что подтверждается штампом канцелярии Арбитражного суда Красноярского края, то есть в пределах трехлетнего срока на обращение в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов со дня, когда ему стало известно о таком нарушении.

Инспекция считает, что возврат налога на имущество за 2002-2003 годы правомерно произведен только на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, поскольку иной порядок выплаты денежных средств из бюджета законодательством не предусмотрен.

Данный довод является необоснованным, так как порядок возврата излишне уплаченных налогов установлен статьей 78 Кодекса, согласно которой налоговый орган вправе производить возврат налогов путем принятия соответствующего решения. В настоящем случае возврат излишне уплаченного налога на имущество был произведен инспекцией посредством принятия решения от 14.05.2008 N2357 о возврате переплаты по налогу в сумме 41 897 024 рубля, то есть в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.

Довод ответчика относительно того, что возврат процентов должен производиться налоговым органом по месту постановки на учет заявителя (Межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю) правомерно отклонен судом первой инстанции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Кодекса возврат излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. При этом положения данной статьи не устанавливают особый порядок возврата излишне уплаченного налога при переходе налогоплательщика в другой налоговый орган и постановке его на налоговый учет в этом налоговом органе.

Согласно пункту 1 статьи 30 Кодекса налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.

В соответствии с письмом от 27.12.2004 N11-12-5/19 Министерства финансов Российской Федерации «О порядке возврата (возмещения) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов» возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику в порядке, установленном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N116н «Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Красноярска до настоящего момента является администратором обязательств заявителя по налогу на имущество предприятий и возврат обществу излишне уплаченного налога также произведен указанным налоговым органом путем вынесения решения от 14.05.2008 N2357, поэтому не имеет значения то обстоятельство, что с 08.10.2009 общество состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю.

Суд апелляционной инстанции отклоняет довод инспекции о том, что обязанность выплачивать денежные средства отсутствовала, поскольку в исполнительном листе на возврат излишне уплаченного налога на имущество должником указана Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска. Определением Арбитражного суда Красноярского края от 05 сентября 2008 года по делу NА33-16493/2005 произведена замена должника Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска по исполнительному производству N1827/АА/2006.

При таких обстоятельствах, у заявителя имелись правовые и фактические основания для обращения в суд с заявлением о взыскании с названного налогового органа процентов, предусмотренных пунктом 10 статьи 78 Кодекса.

Общество является правопреемником ОАО «Красноярскэнерго» в налоговых правоотношениях, поэтому в соответствии с пунктом 10 статьи 50 Кодекса при отсутствии у реорганизуемого юридического лица задолженности по исполнению обязанности по уплате налога, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченного этим юридическим лицом или излишне взысканного налога (пеней, штрафов) подлежит возврату его правопреемнику (правопреемникам).

Суд первой инстанции сделал правильный вывод о несостоятельности довода инспекции о том, что требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами подлежит удовлетворению в пределах трехгодичного срока, предшествовавшего дате предъявления иска о взыскании процентов.

Срок давности обращения в суд с имущественными требованиями о возврате излишне уплаченного (излишне взысканного) налога и процентов должен определяться применительно к пункту 2 статьи 79 Кодекса, налоговое законодательство не содержит ограничений периода, за который в соответствии со статьями 78, 79 Кодекса начисляются проценты в связи с несвоевременным возвратом излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов; содержащиеся в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 года и 15 ноября 2001 года N15/18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснения применяются к гражданским правоотношениям и в силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат применению к спорным правоотношениям.

С учетом положений пункта 10 статьи 78 Кодекса, принимая во внимание, что уточненные налоговые декларации по налогу на имущество за 2002, 2003 годы и заявление о возврате излишне уплаченного налога на имущество в сумме 899 393 рубля поданы в налоговый орган 31.03.2005, по результатам камеральных проверок названных налоговых деклараций инспекцией приняты решения от 22.09.2005 N 105 и 106, сумма излишне уплаченного налога на имущество в размере 899 393 рублей возвращена налогоплательщику 20.05.2008, проценты за несвоевременный возврат указанной переплаты по налогу на имущество подлежат начислению с 24.10.2005 по 19.05.2008 включительно.

Общество просит обязать инспекцию уплатить проценты за несвоевременный возврат налога на имущество предприятий за 2002-2003 годы за период с 24.10.2005 по 19.05.2008, при этом проценты рассчитаны заявителем исходя из 1/360 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Доводы налогового органа о том, что расчет процентов следует производить с учетом Приказа Федеральная налоговая службы России от 15.09.2005 NСАЭ-3-19/446@ «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам», исходя из количества дней в году равного 365 или 366, если год високосный, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку данный Приказ не относится к актам законодательства о налогах и сборах, а носит рекомендательный характер.