ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 августа 2011 года Дело N А33-3738/2011

Красноярск

А33-3738/2011

Резолютивная часть постановления объявлена «17» августа 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен «22» августа 2011 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Хасановой И.А., судей: Гуровой Т.С., Петровской О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С., без лиц участвующих в деле, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Валеева Николая Викторовича на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «23» мая 2011года по делу N А33-3738/2011, принятое судьей Чурилиной Е.М.,

установил:

Управление наружной рекламы администрации города Красноярска обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Валееву Николаю Викторовичу (далее по тексту - индивидуальный предприниматель Валеев Н.В.) об обязании демонтировать наземную рекламную конструкцию размером 6,0 х 3,0 м., расположенную по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Алексеева, 190 м. от пересечения с ул. Батурина, справа по направлению движения в сторону просп. Авиаторов.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 мая 2011 года заявление удовлетворено.

Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 мая 2011 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе ответчик указывает на неправильное применение судом статьи 16 Федерального закона от 16.10.2006, ограничив его применение лишь изменением предмета разрешения, и ошибочно руководствовался разрешительным сроком, указанном на бланке разрешения.

Суд не оценил доводы ответчика об отсутствии юридической возможности получить разрешение в соответствии с новым порядком Закона о рекламе. Схемы размещения конструкций городской властью не подготовлены, новый (аукционный) порядок получения прав относительно мест установки рассматриваемых конструкций не действует.

Таким образом, суд неверно применил положения пункта 9,10, 22 статьи 19 ФЗ «О рекламе», статью 16 ФЗ от 16.10.2006 N 160-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О рекламе».

Апелляционная жалоба принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, рассмотрение жалобы назначено на 17 августа 2011 года.

Лица участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в Третий арбитражный апелляционный суд не направили.

Индивидуальный предприниматель Валеев Н.В. направил письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.

На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствии представителей истца, ответчика.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства дела.

Индивидуальный предприниматель Валеев Н.В. зарегистрирован в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 304246608600015.

Управлением архитектуры администрации города Красноярска обществу с ограниченной ответственностью «Зигзаг» выдано разрешение на распространение наружной рекламы от 30.03.2006 N 5596, действительное до 20.03.2007, которым обществу разрешено распространение наружной рекламы - двухстороннего наземного рекламного щита с подсветкой размером 6,0 х 3,0 м. по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Алексеева, 190 м. от пересечения с ул. Батурина, справа по направлению движения в сторону просп. Авиаторов.

В соответствии с договором от 01.12.2005 N 413-11, заключенным между обществом с ограниченной ответственностью «Зигзаг» и индивидуальным предпринимателем Валеевым Н.В., и приложением от 30.06.2007 N 3 к указанному договору собственником рекламной конструкции с 30.06.2007 является индивидуальный предприниматель Валеев Н.В.

24 декабря 2007 года индивидуальный предприниматель Валеев Н.В. обратился в Управление архитектуры администрации г. Красноярска с заявлением о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции по указанному адресу.

Письмом от 25.01.2008 N 757 Управление архитектуры администрации г. Красноярска сообщило предпринимателю о рассмотрении вопроса о согласовании размещения рекламной конструкции после предоставления информации департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.

Согласно письму от 25.04.2008 N 8562 Управление архитектуры администрации г. Красноярска отказало предпринимателю в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции по указанному адресу в связи с несоответствием проекта рекламной конструкции и её территориального размещения требованиям технического регламента.

16 июня 2008 года индивидуальный предприниматель Валеев Н.В. обратился в Управление архитектуры администрации г. Красноярска с заявлением о выдаче разрешения на установку вышеуказанной рекламной конструкции.

Письмом от 30.06.2008 N 13950 Управление архитектуры администрации г. Красноярска отказало предпринимателю в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции по указанному адресу в связи с несоответствием проекта рекламной конструкции и её территориального размещения требованиям технического регламента.

02 марта 2009 года индивидуальный предприниматель Валеев Н.В. обратился в адрес Управления наружной рекламы администрации города Красноярска с письмом N 223 об установлении процедурной возможности получения по итогам торгов разрешения на установку конструкции.

Управление наружной рекламы администрации города Красноярска письмом от 30.03.2009 N 724-5 сообщило предпринимателю о том, что предусмотреть процедурную возможность получения по итогам торгов разрешения на установку рекламных конструкций, а также принять заявления на участие в аукционах не представляется возможным, поскольку аукционы на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по заявленным адресам не объявлены.

В связи с истечением срока действия разрешения на установку рекламной конструкции заявителем проведена проверка, в ходе которой выявлен факт размещения рекламной конструкции по указанному адресу.

Письмом от 06.03.2009 N 478-4 «О демонтаже рекламной конструкции» Управление наружной рекламы администрации г. Красноярска потребовало от ответчика демонтировать рекламную конструкцию в тридцатидневный срок со дня получения настоящего письма.

Указанное письмо получено представителем предпринимателя Демидовой Т.И. по доверенности.

14.03.2011 Управлением наружной рекламы администрации г. Красноярска составлен акт о выявлении размещения рекламной конструкции без разрешения на установку рекламной конструкции, из которого следует, что вышеназванная рекламная конструкция не демонтирована.

Поскольку обязанность по демонтажу рекламной конструкции ответчиком не исполнена (демонтаж рекламной конструкции ответчиком не произведен), Управление наружной рекламы администрации города Красноярска обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о принудительном сносе рекламной конструкции.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалованном судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, Третий арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения, исходя из следующего.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.

Согласно пункту 3 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ «О рекламе» (действующего на момент выдачи разрешения на распространение наружной рекламы) распространение наружной рекламы путем установки на территории (в том числе на территориях памятников культуры, ритуальных объектов, охраняемых природных комплексов), здании, сооружении и ином объекте, а также определение размера и порядка внесения платы за распространение указанной рекламы осуществляются на основании договора с собственником либо с лицом, обладающим вещными правами на имущество, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении лица, обладающего вещными правами на имущество, и при наличии разрешения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. При этом владельцем рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) является собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

В соответствии с пунктом 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Пунктом 17 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ установлено, что разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что и ранее действовавший Федеральный закон от 18.07.1995 N 108-ФЗ «О рекламе» и вновь принятый Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» определяют возможность размещения любых конструкций наружной рекламы только при наличии разрешения, выданного уполномоченным органом, на их установку при наличии гражданско-правового договора с собственником (иным управомоченным собственником лицом) того объекта недвижимости, к которому эта конструкция присоединяется.

При этом статьей 16 Федерального закона от 16.10.2006 N 160-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О рекламе»» (далее по тексту - Федеральный закон от 16.10.2006 N 160-ФЗ) установлено, что в соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15 и пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разрешение на распространение наружной рекламы, выданное органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа до 01.07.2006, признается разрешением на установку рекламной конструкции.

Порядок заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, подготовки и выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Красноярска определяет Положение о порядке подготовки и выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Красноярска, утвержденное Постановлением администрации города Красноярска от 09.11.2009 N 453 (далее по тексту - Положение от 09.11.2009 N 453).

В соответствии с пунктом 1.3 Положения от 09.11.2009 N 453 порядок, определяемый настоящим Положением, является обязательным для исполнения всеми физическими и юридическими лицами - владельцами рекламных конструкций независимо от их организационно-правовой формы.

Согласно пункту 1.4. Положения от 09.11.2009 N 453 рекламное место - место на внешней стене, крыше и иных конструктивных элементах здания, строения, сооружения или вне их, а также на остановочном пункте движения общественного транспорта, размещение рекламной конструкции на котором согласовано с уполномоченными органами; владелец рекламной конструкции - физическое или юридическое лицо - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Пунктом 1.7 Положения от 09.11.2009 N 453 предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается только при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, оформленного в соответствии с установленным порядком.

Как следует из материалов дела, Управлением архитектуры администрации города Красноярска обществу с ограниченной ответственностью «Зигзаг» 30.03.2006 выдано разрешение N 5596 на распространение наружной рекламы путем размещения двухстороннего наземного рекламного щита с подсветкой размером 6,0 х 3,0 м. по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Алексеева, 190 м. от пересечения с ул. Батурина, справа по направлению движения в сторону просп. Авиаторов.

Пунктом 4 примечания к названному разрешению предусмотрено, что за месяц до окончания срока действия настоящего разрешения заявитель вправе подать заявление о продлении срока действия разрешения на распространение наружной рекламы, либо в течение 10 дней со дня окончания срока действия настоящего разрешения демонтировать средство наружной рекламы за счет собственных средств и привести место размещения в первоначальный вид.

Указанное разрешение на распространение наружной рекламы в силу статьи 16 Федерального закона от 16.10.2006 N 160-ФЗ является разрешением на установку рекламной конструкции.

Вместе с тем разрешение утратило силу в связи с истечением срока его действия 20.03.2007.

В соответствии с договором от 01.12.2005 N 413-11, заключенным между обществом с ограниченной ответственностью «Зигзаг» и индивидуальным предпринимателем Валеевым Н.В., и приложением от 30.06.2007 N 3 к указанному договору рекламная конструкция является собственностью индивидуального предпринимателя Валеева Н.В. с 30.06.2007.

Разрешение, выданное на определенный срок действия, имеет юридическую силу только в период срока действия, и, следовательно, разрешение с истекшим сроком действия не является документом, имеющим юридическую силу.

Доказательства наличия у ответчика действующего разрешения на установку рекламной конструкции по вышеуказанному адресу, а, следовательно, наличия у ответчика предусмотренных законом оснований для размещения после 20.03.2007 указанной рекламной конструкции, в материалах дела отсутствуют, об их наличии ответчиком не заявлено.

Использование рекламной конструкции по истечении срока разрешения на ее размещение противоречит нормам статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ.

В связи с выявлением факта размещения рекламной конструкции по указанному адресу Управление наружной рекламы администрации города направило в адрес ответчика письмо от 06.03.2009 N 478-4 «О демонтаже рекламной конструкции», которым потребовало от ответчика произвести демонтаж рекламной конструкции в тридцатидневный срок со дня получения настоящего письма.

Указанное письмо получено представителем предпринимателя Демидовой Т.И. на основании доверенности от 20.05.2010, что подтверждается подписью представителя на письме.

Вместе с тем требование Управления наружной рекламы администрации города Красноярска о демонтаже вышеуказанной рекламной конструкции предпринимателем в установленный срок не исполнено - двухсторонний наземный рекламный щит с подсветкой размером 6,0 х 3,0 м. по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Алексеева, 190 м. от пересечения с ул. Батурина, справа по направлению движения в сторону просп. Авиаторов не демонтирован.

Указанное обстоятельство подтверждается представленными заявителем фотографиями, актом о выявлении размещения рекламной конструкции без разрешения на ее установку 14.03.2011. Доказательства обратного суду не представлены, об их наличии ответчиком не заявлено.

Неоднократное обращение индивидуального предпринимателя Валеева Н.В. в Управление архитектуры администрации г. Красноярска после истечения срока разрешения на установку рекламной конструкции с заявлениями о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции (24.12.2007, 16.06.2008) не свидетельствует о выполнении предпринимателем обязанности по демонтажу спорной рекламной конструкции.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно пунктам 1.1, 3.17 и 3.19 Положения об управлении наружной рекламы администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 14.10.2008 N 238-р, Управление наружной рекламы администрации города Красноярска является органом администрации города Красноярска, уполномоченным на решение вопросов в области размещения рекламы и информации на территории города, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления. Управление в соответствии с возложенными на него задачами выполняет, в том числе следующие функции: принимает меры по предупреждению фактов неправомерного размещения, установки, эксплуатации рекламных конструкций, распространения рекламы; осуществляет сбор, подготовку и направление материалов в антимонопольный орган, в суды, арбитражные суды и иные органы и организации в связи с нарушением порядка установки и (или) эксплуатации рекламных конструкций, распространения наружной рекламы.

При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Красноярского края обоснованно удовлетворил требования Управление наружной рекламы администрации города Красноярска об обязании ответчика демонтировать рекламную конструкцию.

Поскольку, доказательств исполнения предпринимателем обязанности по демонтажу рекламной конструкции (демонтажа рекламной конструкции) ответчиком не представлено, требование истца о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции также правомерно удовлетворено судом первой инстанции.

Доводы заявителя апелляционной жалобы не принимаются апелляционным судом исходя из следующего.

В силу пункта 5 статьи 19 Закона установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.

Пунктом 5.1 статьи 19 Закона установлено, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.