ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 августа 2011 года Дело N А21-719/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2011 года Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2011 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шульги Л.А. судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.

при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10856/2011) Министерства промышленности Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.05.2011 по делу N А21-719/2011 (судья Гурьева И.Л.), принятое

по заявлению ЗАО "Аэропорт Храброво"

к Министерству промышленности Калининградской области о признании незаконным действий

при участии: от заявителя: Бубновой Т.И., дов. от 13.06.2011 N 30

Гамзова С.Н., дов. от 01.07.2011 N 39 от ответчика: Нагорной Н.В., дов. от 03.03.2011 N 673

Глущенко А.В., дов. от 24.03.2011 N 456

установил:

закрытое акционерное общество «Аэропорт Храброво» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действия Министерства промышленности Калининградской области, выразившиеся в отказе во включении Общества в реестр резидентов Особой экономической зоны Калининградской области и обязании Министерство включить ЗАО «Аэропорт Храброво» в реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области.

Определением суда от 04 апреля 2011 года в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) Министерство промышленности Калининградской области заменено на процессуального правопреемника - Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области (далее - Министерство).

Решением от 03 мая 2011 года суд удовлетворил заявление ЗАО «Аэропорт Храброво».

Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области, считая решение суда незаконным, необоснованным и принятым с нарушением норм материального права, заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Калининградской области от 03 мая 2011 года по делу N А21-719/2011 и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы Министерство заявило о не соответствии Общества требованиям, предъявляемым к резидентам Особой экономической зоны Калининградской области (далее - ОЭЗ). Министерство считает, что основные средства, первоначальная стоимость которых сформирована юридическим лицом до регистрации в реестре резидентов ОЭЗ, не могут быть учтены при определении стоимости инвестиционного проекта. В апелляционной жалобе Министерство сослалось на противоречие сведений, содержащихся в инвестиционной декларации, а также на то, что Общество не обладает земельным участком, позволяющим строительство аэропорта.

В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Общество, считая решение суда законным и обоснованным, возражало против апелляционной жалобы и просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Министерство с заявлением с приложением документов о включении Общества в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области.

Министерство отказало во включении ЗАО «Аэропорт Храброво» в реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области, в связи с тем, что Обществом при определении стоимости инвестиционного проекта были учтены основные средства, сформированные до регистрации в реестре резидентов ОЭЗ. Общество, считая отказ во включении в реестр резидентов незаконным, оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Общества, пришел к выводу, что заявленные Министерством основания для отказа во включении Общества в реестр резидентов ОЭЗ, не соответствуют нормам Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 16-ФЗ) и нарушают права и законные интересы заявителя. Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции признал жалобу Министерства подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона N16-ФЗ администрация Особой экономической зоны - структурное подразделение высшего исполнительного органа государственной власти Калининградской области, обеспечивающее организацию функционирования Особой экономической зоны в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

Пунктом 3 постановления Правительства Калининградской области от 04.02.2009г. N 64 (утратило силу 02 февраля 2011 года) функции администрации Особой экономической зоны в спорный период были возложены на Министерство промышленности Калининградской области.

Пунктом 2 постановления Правительства Калининградской области от 02.02.2011 N 57 функции администрации ОЭЗ в Калининградской области возложены на Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области. Пунктом 22 данного постановления Министерству предоставлены, среди прочих, полномочия администрации Особой экономической зоны в Калининградской области по ведению реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области в порядке и по форме, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами и обеспечивающим действие специального правового режима Особой экономической зоны в Калининградской области; рассмотрению представленных юридическими лицами заявлений о включении в реестр и принятие решений о включении юридических лиц в реестр или об исключении резидентов из реестра в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Резидентом Особой экономической зоны Калининградской области признается юридическое лицо, соответствующее требованиям указанного Закона и включенное в Единый реестр резидентов особой экономической (пункт 5 статьи 2 Федерального закона N 16-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 16-ФЗ юридическое лицо подлежит включению в Единый реестр резидентов ОЭЗ в случае соответствия следующим требованиям:

1) юридическое лицо создано в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) государственная регистрация юридического лица осуществлена в Калининградской области;

3) производство товаров осуществляется юридическим лицом исключительно на территории Калининградской области;

4) инвестиции осуществляются юридическим лицом на территории Калининградской области;

5) инвестиционный проект, представленный юридическим лицом, отвечает установленным настоящим Федеральным законом требованиям.

Резидентами не могут быть юридические лица, применяющие специальные налоговые режимы, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Резидентами не могут быть финансовые организации, в том числе кредитные и страховые организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Юридическое лицо представляет в письменной форме в администрацию заявление о включении юридического лица в реестр и одновременно следующие документы:

1) засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;

2) засвидетельствованная в нотариальном порядке копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц;

3) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

4) инвестиционная декларация.

Администрация рассматривает заявление о включении заявителя в реестр в срок не более чем десять дней со дня представления этого заявления в администрацию, принимает решение о включении заявителя в реестр или об отказе во включении заявителя в реестр с указанием причин отказа и в день принятия соответствующего решения направляет уведомление в письменной форме заявителю.

Решение об отказе во включении заявителя в реестр принимается администрацией только в случае несоблюдения условий включения в реестр, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Как следует из материалов дела, ОАО «Аэропорт Храброво» является юридическим лицом, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Калининградской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации Общества и его учредительными документами. Свою деятельность Общество осуществляет на территории Калининградской области.

В части 11 статьи 4 Закона N 16-ФЗ установлены требования к инвестиционной декларации, а именно: инвестиционная декларация должна содержать следующие сведения:

1) цель инвестиционного проекта (виды товаров, услуг, производство или оказание которых планируется осуществить в соответствии с инвестиционным проектом);

2) общий объем финансирования инвестиционного проекта;

3) график осуществления ежегодного объема инвестиций в первые три года реализации инвестиционного проекта.

Согласно инвестиционной декларации, представленной Обществом, целью инвестиционного проекта является: деятельность воздушного транспорта, транспортная обработка грузов и хранение, прочая вспомогательная транспортная деятельность, деятельность ресторанов и кафе, сдача в наем собственного недвижимого имущества. Объем капитальных вложений составляет 2 107 100 000 рублей, из них в новое строительство - 1 716 100 000 рублей, в машины, оборудование, инвентарь - 391,03 рублей. Срок реализации проекта 12 лет и 2 месяца. График осуществления ежегодного объема инвестиций в первые три года реализации проекта составляет: 1 год - 383 977 655 рублей, 2 год -642 966 102 рублей, 3 год - 949 576 271 рублей.

Из материалов дела видно, что суд первой инстанции исследовал отказ во включении в реестр резидентов ОЭЗ, изложенный Министерством в письме от 22.12.2010 N 328 (л.д.45 т.1), в то время как в заявлении о признании действий органов государственной власти незаконными Общество ссылается на отказ во включении Общества в реестр резидентов ОЭЗ, изложенный в письме от 23.12.2010 N 329. Указанное письмо представлено в материалы дела в судебном заседании апелляционной инстанции и приобщено к материалам дела.

Отказывая обществу во включении в реестр резидентов ОЭЗ, Министерство в письме от 23.12.2010 N 329 сослалось на несоответствие инвестиционной декларации требованиям Закона N 16-ФЗ, указав, что основные средства, первоначальная стоимость которых сформирована юридическим лицом до регистрации в реестре резидентов ОЭЗ, не могут быть учтены при определении стоимости инвестиционного проекта и в представленном инвестиционном проекте показатели бизнес плана в части объема финансирования проекта не согласуются с показателями в инвестиционной декларации.

Согласно пункту 6 статьи 2 Закона N 16-ФЗ инвестиционная декларация это документ, содержащий сведения об условиях реализации инвестиционного проекта в особой экономической зоне резидентом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 11 статьи 4 Закона N 16-ФЗ инвестиционная декларация должна содержать следующие сведения:

1) цель инвестиционного проекта (виды товаров, услуг, производство или оказание которых планируется осуществить в соответствии с инвестиционным проектом);

2) общий объем финансирования инвестиционного проекта;

3) график осуществления ежегодного объема инвестиций в первые три года реализации инвестиционного проекта.

Вывод суда первой инстанции о несоответствии закону суждения администрации о том, что стоимость основных средств, сформированных до включения в реестр резидентов ОЭЗ, не может быть включена в стоимость инвестиционного проекта, признан судом апелляционной инстанции обоснованным.

Согласно статье 4 Федерального закона N 16-ФЗ инвестиционный проект может предусматривать инвестиции в основной капитал (основные средства). Капитальными вложениями, учитываемыми при определении минимальной стоимости инвестиционного проекта, являются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных фондов, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря (за исключением затрат на приобретение легковых автомобилей, спортивных, туристских и прогулочных судов, а также затрат на строительство и реконструкцию жилых помещений, которые не учитываются в качестве капитальных вложений при определении стоимости инвестиционного проекта) (пункт 3).

Объем капитальных вложений в соответствии с представленным инвестиционным проектом должен составлять в сумме не менее чем сто пятьдесят миллионов рублей (пункт 4).

Объем капитальных вложений в сумме не менее чем сто пятьдесят миллионов рублей должен быть осуществлен в срок, не превышающий трех лет со дня принятия решения о включении юридического лица в реестр (пункт 5).

Из инвестиционной декларации видно, и подтверждается Обществом, что в инвестиционный проект включены основные средства в сумме 130 615 675 рублей, уже учтенные Обществом на 01 счете, т.е. приобретенные до включения Общества в реестр резидентов ОЭЗ.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона N 16-ФЗ заявитель вправе осуществлять деятельность с применением специального правового режима Особой экономической зоны со дня принятия решения о включении заявителя в реестр.

Получение организацией статуса резидента Особой экономической зоны в Калининградской области дает право на применение в отношении созданного на территории Калининградской области и (или) приобретенного при реализации инвестиционного проекта имущества пониженных налоговых ставок, предусмотренных статьей 385.1 НК РФ. Резиденты исчисляют сумму налога на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области, отдельно (пункт 2 статьи 385.1 НК РФ).

Из изложенного следует, что в случае осуществления реализации инвестиционного проекта до включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ, стоимость основных средств, приобретенных с целью реализации инвестиционного проекта, может быть учтена в инвестиционной декларации, представленной в соответствии со статьей 4 Закона N 16-ФЗ, следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что Министерством не доказано, что имущество, отраженное на балансе общества на момент подачи заявления о регистрации в качестве резидента ОЭЗ, реализующего инвестиционный проект «Техническое перевооружение и строительство здания аэровокзала ЗАО «Аэропорт Храброво», используется заявителем не для реализации инвестиционного проекта, является правильным.

Решением городского Совета депутатов Калининграда от 26.05.2004 N 162 утверждено Положение «О поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Калининграда», в п.п. «е» пункта 5 которого установлено, что бизнес-план должен быть разработан с учетом следующих требований:

- Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике 21 июня 1999 г. N ВК 477;

- Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1470;

Распоряжением администрации особой экономической зоны в Калининградской области от 10 марта 2006 года N 10-р утверждена форма инвестиционной декларации резидента Особой экономической зоны в Калининградской области, в которой установлено, что форма декларации заполняется на основе представленного бизнес-плана (ТЭО) инвестиционного проекта, разработанного в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике 21.06.1999 г. N ВК 477.

Как следует из материалов дела, Министерством установлено несоответствие в представленном инвестиционном проекте показателей бизнес-плана в части объема финансирования проекта с показателями в инвестиционной декларации. Так, на странице 52 проекта указано, что в лизинг приобретается оборудование на сумму 43 490 418 рублей (л.д.97 т.1), а на странице 53 (л.д.98 т.1) указано, что стоимость оборудования, приобретенного в лизинг (учтено на 01 счете) составляет 51 318 693 рубля, капиталовложения в основные средства, учтенные на 01 счете составляют 87 715 960 рублей, в то время как на стр. 54 (л.д.99 т.1) в таблице вложений в постоянные активы затраты в оборудование до включения заявителя в реестр составляют 87 125 257 рублей.

В суде апелляционной инстанции представитель Общества пояснил, что указанные выше расхождения связаны с отражением в проекте стоимости основных средств, не участвующих в инвестиционном проекте.

Отражение в инвестиционном проекте стоимости основных средств, не участвующих в инвестиционном проекте, не соответствует целям инвестиционного проекта в силу пункта 11 статьи 4 Закона N 16-ФЗ.

В пункте 3 инвестиционной декларации Общества заявлен объем финансирования проекта, в том числе в новое строительство в сумме 1716100000 рублей, а из содержания таблицы 28 инвестиционного проекта следует, что данные инвестиции предполагается вложить не в новое строительство, а в существующие здания и сооружения, принадлежащие Обществу и учтенные им на 01 счете.

Выявленные Министерством противоречия сведений, отраженных в инвестиционной декларации и инвестиционном проекте, свидетельствует о несоответствии представленных документов пункту 6 статьи 1 Закона N 16-ФЗ согласно которому инвестиционная декларация это документ, содержащий сведения об условиях реализации инвестиционного проекта в Особой экономической зоне резидентом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Довод Общества о том, что Министерство при оценке объема инвестиций в рамках инвестиционной декларации вышло за пределы своих полномочий, поскольку все претензии по буквальному содержанию инвестиционного проекта или инвестиционной декларации могут быть предъявлены в рамках контроля за реализацией инвестиционного проекта, признан судом апелляционной инстанции необоснованным.