ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 августа 2011 года Дело N А41-45375/10

Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2011 года Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2011 года Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кручининой Н.А., судей Александрова Д.Д., Мордкиной Л.М., при ведении протокола судебного заседания: Колосковой Е.М.,

при участии в заседании:

от заявителя (ООО «УК «Терра Эссет Менеджмент» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Новый Земельный», ОГРН: 5077746279463): Цареградская Я.В., представитель по доверенности N2 от 17.01.2011, от заинтересованного лица (Управление Росреестра по Московской области): представитель не явился, извещен надлежащим образом, от заинтересованного лица (ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области): представитель не явился, извещен надлежащим образом, от третьего лица (Администрация Ленинского района Московской области): представитель не явился, извещен надлежащим образом, от третьего лица (Администрация городского поселения Видное Ленинского муниципального района Московской области): Хохлов В.О., представитель по доверенности N2 от 09.03.2011,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «УК «Терра Эссет Менеджмент» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Новый Земельный» к Управлению Росреестра по Московской области, ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области, при участии третьих лиц - Администрации Ленинского района Московской области, Администрации городского поселения Видное Ленинского муниципального района Московской области, с требованиями о признании незаконным бездействие Управления Росреестра по Московской области, выразившееся в не исправлении ошибочных сведений о кадастровой стоимости земельных участков категории земель «земли населенных пунктов» с кадастровыми номерами: 50:21:080105:105, N1:080105:106, 50:21:080105:107, 50:21:080105:108; признании незаконным установление Управления Росреестра по Московской области кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:080105:105, 50:21:080105:106, 50:21:080105:107, 50:21:080105:108 в соответствии со значениями кадастровой стоимости земель под жилыми домами многоэтажной застройки; обязании Управления Росреестра по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:080105:105, 50:21:080105:106, 50:21:080105:107, 50:21:080105:108 с даты внесения сведений о земельных участках в государственный кадастр недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью УК «Терра Эссет Менеджмент» (далее - ООО «УК «Терра Эссет Менеджмент» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Новый Земельный» , заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - первый ответчик, Управление Росреестра) с требованиями:

1. Признать незаконным бездействие Управления Росреестра по Московской области, выразившееся в не исправлении ошибочных сведений о кадастровой стоимости земельных участков категории земель «земли населенных пунктов» с кадастровыми номерами: 50:21:080105:105, N1:080105:106, 50:21:080105:107, 50:21:080105:108;

2. Признать незаконным установление Управления Росреестра по Московской области кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:080105:105, 50:21:080105:106, 50:21:080105:107, 50:21:080105:108 в соответствии со значениями кадастровой стоимости земель под жилыми домами многоэтажной застройки;

3. Обязать Управления Росреестра по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:080105:105, 50:21:080105:106, 50:21:080105:107, 50:21:080105:108 с даты внесения сведений о земельных участках в государственный кадастр недвижимости.

Определением Арбитражного суда Московской области от 26.01.2011 суд первой инстанции на основании ст. 48 АПК РФ произвел процессуальную замену заявителя ООО УК «Эверест Эссет Менеджмент» на его правопреемника - ООО УК «Терра Эссет Менеджмент» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Новый Земельный», а также привлек к участию в деле в качестве второго ответчика к участию в деле привлечено ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области.

Решением Арбитражного суда Московской области от 27.04.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО УК «Терра Эссет Менеджмент» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Новый Земельный» обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», суд апелляционной инстанции по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 названного Кодекса. При рассмотрении апелляционной жалобы по существу, судом апелляционной инстанции было установлено, что решение суда первой инстанции принято о правах и обязанностях Администрации городского поселения Видное Ленинского муниципального района Московской области, не привлеченного к участию в деле (п. 4 ч.4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При этом суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.

Как следует из материалов дела, что спорные земельные участки находятся на территории, входящей в городской округ Видное.

Согласно объяснениям, полученным от Администрации Ленинского муниципального района Московской области, поскольку в соответствии с разрабатываемыми генеральными планами городского поселения Видное и городское поселение Горки Ленинские земельные участки категории земель «земли населенных пунктов» с кадастровыми номерами: 50:21:080105:105, N1:080105:106, 50:21:080105:107, 50:21:080105:108 предназначены для застройки многоэтажными жилыми домами, вид функционального использования названными земельными участками является - земли под жилыми домами многоэтажной застройки.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый судебных акт затрагивает права и обязанности Администрации поселения Видное Ленинскому муниципального района Московской области в связи с чем необходимо привлечь ее к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции при установлении обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2011 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для арбитражного суда первой инстанции, поскольку решение суда первой инстанции принято о правах и обязанностях Администрации городского поселения Видное Ленинского муниципального района Московской области, не привлеченного к участию в деле.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае, в том числе является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В судебном заседании представитель ООО УК «Терра Эссет Менеджмент» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Новый Земельный» поддержал заявленные требования, представил письменные объяснения.

Представитель Администрации городского поселения Видное Ленинского муниципального района Московской области возражал против заявленных требований, по мотивам, изложенных в письменных пояснениях, пояснил, что генеральный городского поселения Видное не утвержден, какие либо ненормативные акты об установлении спорным земельным участкам вида разрешенного использования «для многоэтажного жилищного строительства» не принимались.

Управление Росреестра по Московской области, ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области, Администрация Ленинского района Московской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе путем публичного уведомления на официальном сайте Десятого арбитражного апелляционного суда: www.10aas.arbitr.ru, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, отзыв не поступил.

Рассмотрев заявление, изучив материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, и явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме в силу нижеследующего.

Как следует из материалов дела, в собственности владельцев инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «Новый Земельный» на праве общей долевой собственности находятся следующие земельные участки:

- участок общей площадью 152 305кв.м., с кадастровым номером 50:21:080105:106, категории земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для жилищного строительства», расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, восточнее д. Ермолино, уч. 13 (Свидетельство о государственной регистрации права от 30.04.2010 50 НК N174103);

- участок общей площадью 83 224 кв.м., с кадастровым номером 50:21:080105:105, категории земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для жилищного строительства», расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, восточнее д. Ермолино, уч. 13 (Свидетельство о государственной регистрации права от 30.04.2010 50 НК N174109);

- участок общей площадью 100 002 кв.м., с кадастровым номером 50:21:080105:107, категории земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для жилищного строительства», расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, восточнее д. Ермолино, уч. 13 (Свидетельство о государственной регистрации права от 30.04.2010 50 НК N174102);

-участок общей площадью 500 002 кв.м., с кадастровым номером 50:21:080105:108, категории земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для жилищного строительства», расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, восточнее д. Ермолино, уч. 13 (Свидетельство о государственной регистрации права от 30.04.2010 50 НК N174101).

Перечисленные земельные участки образованы в результате раздела участка площадью 1 118 904 кв.м, с кадастровым номером 50:21:080105:82, категории «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием «для жилищного строительства» (адрес: Московская область, Ленинский район, точнее д. Ермолино, уч. 13) (л.д. 156-163 т. 2).

Земельный участок с кадастровым номером 50:21:080105:82 в свою очередь образован в результате раздела земельного участка площадью 1 120 720 кв. м. с кадастровым номером 50:21:080105:71 категории земель: «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием «для жилищного строительства».

15.07.2010 заявитель обратился в территориальный отдел по Ленинскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:080105:105, 50:21:080105:106, 50:21:080105:107, 50:21:080105:108 с просьбой исключить из государственного кадастра недвижимости необоснованно внесенные сведения о «кадастровой стоимости земельных участков, а также, предоставить кадастровые паспорта без указания кадастровой стоимости.

Решениями территориального отдела по Ленинскому району Управления Росреестра по Московской области от 11.08.2010 N7430, 7431, от 16.08.2010 N 7571, 7572 заявителю было отказано в удовлетворении его заявлений от 15.07.2010 в связи с тем, что последним не представлены необходимые для кадастрового учета документы (документы - основания для исключения кадастровых сведений из ГКН), при этом регистрирующим органом не указано какие именно документы не представлены заявителем.

30.09.2010 заявитель повторно обратился с аналогичными заявлениями от 03.09.2010 NN 50/21/105/10-7492, 50/21/105/10-7493, 50/21/105/10-7494, 50/21/105/10-7495.

Поскольку в установленный пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» не получило ответа на заявления от 30.09.2010 обратилось 13.12.2010 в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением о признании незаконным бездействие Управления Росреестра по Московской области, выразившееся в не исправлении ошибочных сведений о кадастровой стоимости земельных участков категории земель «земли населенных пунктов» с кадастровыми номерами: 50:21:080105:105, N1:080105:106, 50:21:080105:107, 50:21:080105:108.

В силу норм пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», если иное не установлено названным Федеральным законом, другими федеральными законами, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете.

Таким образом, заявления ООО УК «Терра Эссет Менеджмент» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Новый Земельный» от 30.09.2010 должны были быть рассмотрены не позднее 28.10.2010.

На основании ч. 3 ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п. 7, 10 - 17 ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия. Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7 - 21 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Кадастровый учет на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня поступления таких документов (п. 2 ст. 17 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу норм части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Оценив представленные сторонами доказательства с учетом требований статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований ООО «УК «Терра Эссет Менеджмент» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Новый Земельный» о признании незаконным бездействие Управления Росреестра по Московской области, выразившееся в не исправлении ошибочных сведений о кадастровой стоимости земельных участков категории земель «земли населенных пунктов» с кадастровыми номерами: 50:21:080105:105, N1:080105:106, 50:21:080105:107, 50:21:080105:108, поскольку заявления не были рассмотрены в установленный срок пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», поскольку как следует из материалов дела ответы на указанные письма датированы 28.10.2010, однако направлены заявителю только 22.12.2010, то есть после обращения ООО «УК «Терра Эссет Менеджмент» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Новый Земельный» с настоящим заявлением.

Каких-либо доводов и доказательств, опровергающих установленные судом апелляционной инстанцией обстоятельств рассмотрения заявлений ООО «УК «Терра Эссет Менеджмент» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Новый Земельный» поступивших в регистрирующий орган 30.09.2010 суду не представлено.

Как следует из материалов дела, земельные участки 50:21:080105:105, 50:21:080105:106, 50:21:080105:107, 50:21:080105:108 образованы из последовательного выделения из земельных участков: с кадастровым номером 50:21:080105:82, категории «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием «для жилищного строительства» (адрес: Московская область, Ленинский район, точнее д. Ермолино, уч. 13), а земельный участок с кадастровым номером 50:21:080105:82 в свою очередь образован в результате раздела земельного участка площадью 1 120 720 кв. м. с кадастровым номером 50:21:080105:71 категории земель: «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием «для жилищного строительства».

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 08.04.2009 по делу N А41-6700/09 установлено, что в отношении земельного участка площадью 1 120 720 кв. м. с кадастровым номером 50:21:080105:71 категории земель: «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием «для жилищного строительства» кадастровая стоимость в соответствии с распоряжением Министерством экологии и природопользования Московской области от 30.11.2005 N 208-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, относящихся к категории «Земли поселений» на территории Ленинского района Московской области» в соответствии со значениями удельных показателей кадастровой стоимости земель под жилыми домами многоэтажной застройки не утверждалась. На основании изложенного суд признал незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области, выразившиеся в определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номерам 50:21:080105:71, в соответствии со значениями удельных показателей кадастровой стоимости земель под жилыми домами многоэтажной застройки, и обязал Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 50:21:080105:71.

В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Между тем суд апелляционной инстанции определением от 27.07.2011 предложил ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области и Управление Росреестра по Московской области представить соответствующие доказательства исполнения вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда по делу N А41-6700/09, а также предложено Администрации Ленинского муниципального района Московской области: доказательства принятия ненормативного акта об установлении земельным участкам с кадастровыми номерами: 50:21:080105:105; 50:21:080105:106; 50:21:080105:107; 50:21:080105:108 вид разрешенного использования указанных земельных участков.

Однако таких доказательств суду апелляционной инстанции не представлено.

В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 4 ст. 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» функции по проведению государственной кадастровой оценки всех категорий земель на территории Российской Федерации возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для целей последующего налогообложения и иных целей, установленных законом.

В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.

Пункты 1.4.2, 2.1.2, 2.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, разработанных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной оценки земель и утвержденных приказом от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), а также пункты 6.2, 9.9, 11.5 и приложение N 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее по тексту - Административный регламент), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, содержат положения о том, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории (пункт 2.2.1 Методических указаний, пункт 6.2. Административного регламента), что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (пункт 9.9 Административного регламента).

Следовательно, результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка.