ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 августа 2011 года Дело N А41-8686/11

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2011 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальцева С.В., судей Куденеевой Г.А., Мизяк В.П., при ведении протокола судебного заседания: Гудиева Х.М., при участии в заседании:

от истца - Открытого акционерного общества «Военно-страховая компания» (ИНН:7710026574, ОГРН:1027700186062): Агеева А.И., представителя (доверенность N 13880 от 05.08.2011 г.),

от ответчика - Общества с ограниченной ответственностью «Автологистика» (ИНН: 7729412333, ОГРН: 1037739241396): Храмовой Л.В., представителя (доверенность N 13-1-04/11 от 20.04.2011г.),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Автологистика» на решение Арбитражного суда Московской области от 27 мая 2011 года по делу NА41-8686/11, принятое судьей Н.М. Ивановой, по иску Страхового открытого акционерного общества «ВСК» к Обществу с ограниченной ответственностью «Автологистика» о взыскании ущерба в порядке суброгации в размере 52 824 руб. 65 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Страховое открытое акционерное общество «Военно-страховая компания» (далее - СОАО «ВСК») обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Автологистика» (далее - ООО «Автологистика») о взыскании ущерба в порядке суброгации в размере 52 824 руб. 65 коп. (том 1, л.д. 2-3).

Решением Арбитражного суда Московской области от 27 мая 2011 года исковые требования удовлетворены (том 1, л.д.128-130).

Не согласившись с решением суда, ООО «Автологистика» обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Полагает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель ответчика поддерживает доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представитель истца возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.

Из материалов дела следует, что 15 октября 2007 года между ООО «Автологистика» (исполнитель) и ООО «БМВ Русланд Трейдинг» (заказчик) был заключен договор на оказание комплекса услуг N ТРА-С-0121/07, по условиям которого исполнитель обязался хранить вверяемые ему заказчиком автомобили БМВ и МИНИ, перевозить грузы в пункт назначения и выдавать их грузополучателю или уполномоченному им на получение груза лицу, а заказчик обязывается оплачивать хранение и перевозку грузов (том 1, л.д. 99-118).

Получателем груза являлось ООО «БалтАвтоТрейд-М».

Заказчик во исполнение своих обязательств по договору передал исполнителю автомобиль BMW X5 идентификационный номер (VIN) X4XFF41100L349359.

При получении груза было обнаружено повреждение груза, что подтверждается отчетом об ущербе и повреждениях транспортного средства (том 1, л.д. 21).

Перечень повреждений зафиксирован в акте осмотра транспортного средства N 16-03-7 от 16.03.2010 г., составленном ООО «РАНЭ-ЦЕНТР» (том 1, л.д.28-32).

Размер ущерба, причиненного собственнику груза, определен Страховым актом N 0986В13G00869-S0790Y от 20.07.2010 г. (том 1, л.д. 6).

Так как груз был застрахован в СОАО «ВСК» в соответствии с Генеральным полисом N0986В13G00869 от 20.11.2009, в связи с наступлением страхового случая истец выплатил выгодоприобретателю (грузополучателю) ООО «БалтАвтоТрейд-М» страховое возмещение в размере 52 824 руб. 65 коп. по платежному поручению N 27498 от 21.07.2010 г. (том 1, л.д. 7).

В соответствии с п. 14 Генерального полиса страхования грузов N 0986В13G00869 от 20.11.2009 истец производит выплату страхового возмещения за вычетом безусловной франшизы по каждому страховому случаю.

Истец направил ООО «Автологистика» претензию N 14502 от 09.11.2010 г. с предложением добровольно возместить причиненный ущерб (л.д. 50-60).

Поскольку в добровольном порядке причиненный ущерб возмещен не был, истец обратился в арбитражный суд с иском.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, исходил из того, что факт причинения ущерба ответчиком, размер причиненного ущерба, а также факт возникновения у истца права на суброгацию подтверждены материалами дела. Доказательств возмещения ущерба в материалах дела не имеется.

Оспаривая решение суда первой инстанции, ООО «Автологистика» указывает, что у истца отсутствовало право на предъявление иска, поскольку истец не направил ответчику претензию с документами, подтверждающими обоснованность претензионных требований. Отметки в ОУПТС о наличии повреждений на товарном автомобиле марки BMW проставлены только после мойки указанного автомобиля.

Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно статье 965 Гражданского кодекса Российской Федерации к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 797 ГК РФ, до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

В апелляционной жалобе ответчик ссылается на несоблюдение истцом претензионного порядка.

Вместе с тем довод ответчика о наличии оснований для оставления иска без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом претензионного порядка урегулирования спора с ответчиком (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ) не может быть принят судом апелляционной инстанции.

Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок (п. 2 ст. 797 ГК РФ).

Пунктом 3 ст. 39 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ установлено, что право на предъявление к перевозчикам претензий в досудебном порядке имеют лица, заключившие договоры перевозки, грузополучатели, а также страховщики, выплатившие страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиками своих обязательств по перевозкам грузов.

Порядок оформления претензий устанавливается правилами перевозок грузов (п. 5).

Действующие «Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом», утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 регулируют порядок оформления, предъявления и рассмотрения претензий перевозчику в случае повреждения груза.

Как следует из материалов дела, истец направил ответчику претензию N 14502 от 09.11.2010 г. с указанием VIN автомобилей за повреждение которых истцом было выплачено страховое возмещение, а также суммой ущерба по каждому из автомобилей.

Ответчик указывает, что названная претензия не соответствует требованиям параграфов 6-10 раздела 11 Общих правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971, поскольку претензия должна направляться по каждой отправке груза в отдельности, к ней должны быть приложены оригинал товарно-транспортной накладной, а также документы подтверждающие факт и размер ущерба.

Вместе с тем параграфом 14 Общих правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 установлено, что претензионное заявление, поданное без приложения перечисленных документов, возвращается заявителю в 10-дневный срок со дня его получения вместе с приложенными документами и с указанием причин возвращения.

При невозвращении в 10-дневный срок претензия считается принятой к рассмотрению.

Доказательства возращения ответчиком претензии N 14502 от 09.11.2010 г. с приложениями в материалах дела отсутствуют.

Напротив письмом N 162-12/10 от 10.12.2010 г. ответчик отказал истцу в возмещении убытков по автомобилям, указанным в приложении к претензионному письму N 14502 от 09.11.2010 г.

Согласно ст. 41 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ, при предъявлении претензий в порядке, установленном ст. 39 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», иски к перевозчикам возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов могут быть предъявлены в случаях полного или частичного отказа перевозчиков удовлетворить претензии либо в случаях неполучения от перевозчиков ответов на претензии в течение тридцати дней со дня получения ими соответствующих претензий.

При таких обстоятельствах оснований для оставления искового заявления без рассмотрения в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ у суда первой инстанции не имелось.

Довод ответчика о том, что параграф 14 Общих правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971, противоречит ст. 40 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ не может быть признан обоснованным, принимая во внимание, что указанной нормой права не установлено порядка рассмотрения претензии в случае, если к претензии не приложены все необходимые, по мнению ответчика, документы.

Согласно пункту 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Такой же принцип ответственности перевозчика закреплен ст. 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

В соответствии с п. 5 ст. 34 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.

Повреждение груза в период перевозки автомобиля подтверждается отчетом об ущербе и повреждениях транспортного средства (ОУПТС) составленным сторонами в соответствии с п. 5.3.2 договора на оказание комплекса услуг от 15.10.2007 N ТРА-С-0121/07.

Доказательств того, что повреждение груза произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы (п. 3 ст. 403 ГК РФ) или иных причин, предусмотренных ст. 36 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ ответчиком не представлено.

Не могут быть приняты доводы ответчика о том, что из отчета об ущербе и повреждениях транспортного средства усматривается, что осмотр проводился после мойки автомобиля, в связи с чем на ответчика не может быть возложена ответственность за ущерб, поскольку неизвестно, в результате каких и чьих действий допущены повреждения автомобиля.

Данный довод является необоснованным, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчик передал автомобиль в установленном порядке грузополучателю до мойки автомобиля.

Кроме того, как следует из п. 5.3.2 договора на оказание комплекса услуг от 15.10.2007 N ТРА-С-0121/07, момент принятия груза определяется моментом передачи груза со всеми необходимыми документами, то есть товарно-транспортной накладной (ТТН) и в случае выявления повреждений - отчетом об ущербе и повреждениях транспортного средства (ОУПТС).

Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам и не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 27 мая 2011 года по делу NА41-8686/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
судья
С.В.Мальцев
Судьи
Г.А.Куденеева
В.П.Мизяк

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка