• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 августа 2011 года Дело N А23-1813/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года. Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2011 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Дорошковой А.Г.,

судей Стахановой В.Н. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шульгач И.А.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-3738/2011) Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 06.07.2011

по делу NА23-1813/2011 (судья Егорова В.Н.), принятое по заявлению Калужского областного фонда обязательного медицинского страхования (248010, г. Калуга, ул. Чичерина 7)

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области (248000, г. Калуга, ул. Марата, д. 7) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 26.04.2011 по делу N09/2011, при участии в судебном заседании представителей: от заявителя: Павлов Ю.Ю., гл. специалист юридической службы, доверенность от 11.01.2011 N2;

от ответчика: Царева Ю.В., ведущий специалист-эксперт, доверенность от 11.01.2011 N37-06-11/01;

УСТАНОВИЛ:

Калужский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления о назначении наказания по делу об административном правонарушении от 26.04.2011 N09/2011.

Решением арбитражного суда от 06.07.2011 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области проведена плановая проверка правомерности и эффективности использования средств, переданных бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год.

В ходе проверки обнаружено, что денежные средства в сумме 3 350 162,21 руб., выделенные по главе 395, разделу и подразделу 0910, целевой статье 5051702, виду расходов 005, по подстатье КОСГУ 261 «Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения» направлены в нарушение статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 30.12.2009 N150н, на цели, не соответствующие условиям их получения. Указанные нарушения отражены в акте от 14.03.2011 (т.1, л.д.19-37).

Управлением 17.03.2011 в отношении фонда составлен протокол об административном правонарушении (т.1, л.д.16-18) и вынесено постановление от 26.04.2011 N09/2011 о привлечении Калужского областного фонда обязательного медицинского страхования к административной ответственности по части 2 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. (т.1, л.д.9-13).

Не согласившись с указанным постановлением, Калужский областной фонд обязательного медицинского страхования обратился в арбитражный суд с заявлением.

Частью 2 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность.

В силу статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Статьей 289 названного Кодекса предусмотрено, что нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Следовательно, организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.12.2008 по делу NА40-50231/08-80-124, вступившим в законную силу, с Калужского областного фонда обязательного медицинского страхования в пользу ЗАО фирма «Центр внедрения «Протек» взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 3 350 162 руб. 21 коп. в связи с несвоевременной оплатой лекарственных средств по государственному контракту от 12.12.2005 N8-197/08 (т.1, л.д.115-126).

Исполнительный лист по данному делу с заявлением взыскателя поступил в Головной расчетно-кассовый центр г. Калуги, который 28.07.2010 оформил инкассовое поручение N1, и денежные средства были им списаны с текущего счета Калужского областного фонда обязательного медицинского страхования 40404810300000010005 - поступление средств ОМС по основной деятельности, финансирование территориальной программы ОМС.

Калужский областной фонд обязательного медицинского страхования в отчете об исполнении бюджета за 2010 год отразил данные средства в расходной части по коду дохода по бюджетной классификации 395 09 10 505 17 02 005 261 - выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Указанные действия фонда расценены Управлением как нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов.

В силу части 3 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из постановления от 26.04.2011 N09-2011, вопрос о наличии вины Калужского областного фонда обязательного медицинского страхования в совершении вменяемого ему административного правонарушения не исследовался административным органом. Вместе с тем Фонд не совершал действий, направленных на расходование бюджетных средств, не выступал в качестве получателя этих средств, а являлся органом, осуществляющим финансирование обязательного медицинского страхования на территории области. Денежные средства в сумме 3 350 162 руб. 21 коп. списаны банком со счета Фонда в пользу ЗАО «Центр внедрения «Протек» инкассовым поручением на основании исполнительного листа арбитражного суда. Кроме того, как указал административный орган в своем протоколе от 17.03.2011, решением арбитражного суда с Фонда взыскана задолженность по оплате лекарственных средств, образовавшаяся за предыдущие годы на основании контракта 2006 года. В 2010 году в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам, проживающим в Калужской области, бесплатной медицинской помощи в виде предоставления бесплатного лекарственного обеспечения отдельным категориям граждан не было предусмотрено. Именно с этими обстоятельствами связаны действия Фонда по применению вышеуказанной бюджетной классификации.

Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вина фонда не доказана, следовательно, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 110, п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калужской области от 06.07.2011 по делу NА23-1813/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Жалоба может быть подана через суд первой инстанции.

     Председательствующий
А.Г.Дорошкова
Судьи
В.Н.Стаханова
О.Г.Тучкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А23-1813/2011
Принявший орган: Двадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 25 августа 2011

Поиск в тексте