• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 16 августа 2011 года Дело N А51-8258/2011

Резолютивная часть решения объявлена 09 августа 2011 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.П. Хвалько, при ведении протокола судебного заседания секретарем Э.А. Широких, рассмотрел дело по заявлению Приморской Общественной организации «Любителей спортивного и активного отдыха» к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края

о признании незаконным решения, выраженное в письме от 30.03.2011 N 29/06/02-09/4055 и обязании принять решение о предоставлении земельного участка, при участии в заседании:

от заявителя - представитель Самборская А.С. по доверенности б/н от 01.07.2011;

от Департамента - представитель Подольский А.С. по доверенности N 29/03-20-22137, удостоверение N 1123, установил:

Приморская Общественная организация «Любителей спортивного и активного отдыха» (далее по тексту - «заявитель», «общественная организация») обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - «ответчик», «Департамент»), выраженного в письме от 30.03.2011 N 29/06/02-09/4055 и обязании принять решение о предоставлении земельного участка, площадью 2000 (две тысячи) кв.м., для целей не связанных со строительством (для ведения дачного хозяйства) в недельный срок с момента вступления решения суда в законную силу и взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 35000 руб.

Заявитель на требованиях настаивал в полном объеме, пояснил, что организация выполнила все требования, предусмотренные ст. 34 Земельного кодекса РФ, в связи с чем оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка у Департамента не имелось.

Заявитель пояснил, что предоставление в собственность за плату гражданам земельных участков для ведения дачного хозяйства, предусмотрено п. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ, считает, что отказ Департамента не соответствует требованиям, установленным статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кроме того, сведения о том, что испрашиваемый земельный участок входит в границы Владивостокского лесничества не свидетельствует о том, что указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда и относится к федеральной собственности.

По мнению заявителя, Департамент, отказав в предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства, нарушил право заявителя на приобретение земельного участка для дальнейшего использования в целях, не связанных со строительством.

Представитель Департамента с заявленными требованиями не согласился, указал, что оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка не имеется, поскольку предоставление дачных земельных участков юридическим лицам противоречит ст. 81 ЗК РФ и Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Департамент указал, что положения ст. 81 ЗК РФ устанавливают возможность предоставления из земель сельскохозяйственного назначения земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства гражданам и их объединениям.

Департамент указал, что порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается федеральным законом «О дачных объединениях граждан», в соответствии с которым участок предоставляется гражданину или приобретается им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля), в связи с чем оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка для ведения дачного хозяйства Приморской общественной организации «Любителей спортивного и активного отдыха», не имеется.

Из материалов дела судом установлено, что 15.03.2011 Приморская Общественная организация «Любителей спортивного и активного отдыха» обратилась в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 2000 (две тысячи) кв.м. с кадастровым номером 25:28:050025:453 в собственность за плату, для целей не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства. Местоположение испрашиваемого земельного участка: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 105 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: край Приморский, г. Владивосток, ул. Садгородская, дом 4.

Письмом N29/06/02-09/4055 от 30 марта 2011 года Департамент отказал общественной организации в предоставлении в собственность за плату земельного участка. В обоснование отказа указал на то, что кадастровые работы и государственный кадастровый учет земельного участка выполнены общественной организацией без учета требований, определенных статьей 34 ЗК РФ, то есть без обращения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, как уполномоченного органа по управлению и распоряжению земельными участкам, государственная собственность на которые не разграничена, в орган местного самоуправления (администрацию г. Владивостока) для утверждения схемы расположения земельного участка.

Департамент указал, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление в собственность за плату гражданам земельных участков для ведения дачного хозяйства вне границ садово-дачных некоммерческих объединений.

Ответчик пояснил, что иных законодательных норм, позволяющих предоставить в собственность земельный участок для ведения дачного хозяйства, кроме Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», не имеется.

Дополнительно ответчик указал, что испрашиваемый земельный участок, согласно сведений имеющихся в Департаменте, находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, квартал 46 Садгородского участкового лесничества (защитные леса, категория защитности -1,2 зона округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов), при этом, Департамент не является федеральным органом исполнительной власти и не вправе распоряжаться земельными участками, расположенными на территории городских лесов.

Посчитав решение Департамента, выраженное в отказе предоставления земельного участка не законным, нарушающим права и законные интересы заявителя, общественная организация обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

По правилам пунктов 1, 2 статьи 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.

Положения ст. 81 ЗК РФ устанавливают возможность предоставления гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.

В соответствии с п. 2 ст. 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, которым в настоящее время является Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ).

Федеральный закон N 66-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

Закон предусматривает процедуру предоставления органами местного самоуправления земельных участков объединениям граждан, для дачного строительства и последующего ведения дачного хозяйства (ст. 14 Закона о дачных объединениях граждан).

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.

Из содержания представленного в материалы дела заявления от 09.03.2011 следует, что заявитель обратился в Департамент с целью предоставления земельного участка площадью 2000 кв.м., для целей, не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства, по адресу: г. Владивосток, ул. Садгородская, д. 4.

Определяющим фактором в данной ситуации является отношение Приморской Общественной организации «Любителей спортивного и активного отдыха» к определению «объединения граждан», в понимании данного термина Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» с целью дальнейшего предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона N 66-ФЗ Закон применяется по отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам.

В соответствии с положениями Устава заявителя Приморская Общественная организация «Любителей спортивного и активного отдыха» является основанным на членстве общественным объединением, созданным для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан, осуществляющим свою деятельность на основе принципов добровольности, равноправия, законности, демократического самоуправления и гласности.

Согласно п. 1.3 Устава, организация, являясь некоммерческой организацией, не ставящей своей целью получение прибыли, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, в порядке и пределах, установленных нормами действующего законодательства Российской Федерации, настоящим Уставом.

Пунктом 2.1 Устава установлено, что основными целями создания и деятельности организации являются обеспечение реализации потребностей членов организации на активный отдых и занятие спортом, проведение, возрождение и сохранение традиции спортивного и активного образа жизни российских граждан.

В гл. 3 Устава установлены основные направления деятельности организации, среди которых, деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки, деятельность парков отдыха, развлечений и пляжей, деятельность, связанная со спортивно-любительским рыболовством, а также физкультурно-оздоровительная деятельность.

Для достижения своих целей организация, в том числе, организует проведение активного отдыха, занятия туризмом, физкультурно-оздоровительной деятельности, спортивной деятельности членов организации, организует работу клубов, секций по интересам членов организации и их семей, организует проведение оздоровительных мероприятий, а также осуществляет издательскую деятельность.

В соответствии с п. 4.1 организация может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт и иное, необходимое для материального обеспечения уставной деятельности и целей организации.

Из буквального содержания положений Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» следует, что он регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Статья 1 Федерального закона N 66-ФЗ устанавливает, что дачный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Исходя из положений Устава, а также видов деятельности заявителя, установленных Уставом, суд полагает, что Приморская Общественная организация «Любителей спортивного и активного отдыха» не является «объединением граждан» в понимании его Федеральным законом 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан».

Утверждение заявителя о том, что земельный участок испрашивается организацией в целях отдыха, не свидетельствует о том, что положения Федерального закона распространяются на общественные организации, поскольку из положения ст. 81 ЗК РФ следует, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям. Дачные участки используются для удовлетворения потребностей граждан, получивших данный земельный участок.

Суд соглашается с утверждением Департамента и полагает, что предоставление дачных земельных участков юридическим лицам противоречит ст. 81 ЗК РФ и Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Признавая утверждение Департамента о невозможности предоставления земельного участка обоснованным, суд исходит из буквального толкования положений Федерального закона, в соответствии с которыми возможность предоставления земельных участков предусмотрена для граждан, являющихся членами садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, выраженного в письме от 30.03.2011 N 29/06/02-09/4055.

Вместе с тем, указание Департамента о том, что испрашиваемый земельный участок, согласно сведений имеющихся в Департаменте, находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, квартал 46 Садгородского участкового лесничества (защитные леса, категория защитности -1,2 зона округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов), в связи с чем Департамент не вправе распоряжаться земельными участками, расположенными на территории городских лесов, судом отклоняется, поскольку наличие сведений о том, что испрашиваемый земельный участок входит в границы Владивостокского лесничества не свидетельствует о том, что указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда и относится к федеральной собственности.

В соответствии с п. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом отказа в удовлетворении заявления, требование организации о возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 35000 руб., удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. на основании ст. 110 АПК РФ, судом относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требования признать незаконным отказ Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в предоставлении земельного участка площадью 2000 кв., м. для целей, не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства Приморской Общественной организации «Любителей спортивного и активного отдыха» отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

     Судья
О.П.Хвалько

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-8258/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 16 августа 2011

Поиск в тексте