• по
Более 63000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 16 августа 2011 года Дело N А51-7609/2011

Резолютивная часть решения объявлена 09 августа 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 16 августа 2011 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Бибик Н.Л.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Григоренко Ю.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Черкасова Александра Васильевича (ИНН 253699936256, ОГРН 311253905300033) к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724) о признании незаконными бездействия и решения при участии в заседании:

от заявителя - Хетагуров А.В. (доверенность от 11.06.2011),

от департамента - Тарасенко Я.В. (доверенность от 23.12.2011),

установил: индивидуальный предприниматель Черкасов Александр Васильевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент) о признании незаконным бездействия департамента, выраженного в невыполнении предусмотренных законом действий по обращению о предоставлении в аренду земельного участка; решения N 29/06/02-09/10174 от 15.06.2011 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка примерной площадью 1 700 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Гражданская, 19, для дальнейшего использования в целях, не связанных со строительством - обслуживания и дальнейшей эксплуатации бани; обязании департамента в недельный срок с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган местного самоуправления для утверждения заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, а также взыскании судебных расходов (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал уточненные требования, пояснив, что его заявление о предоставлении земельного участка получено департаментом 13.04.2011, однако до обращения в суд департаментом не дано ответа и не направлено обращение заявителя в орган местного самоуправления для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, в связи с чем настаивает на требованиях о признании указанного бездействия незаконным. Поскольку в ходе судебного разбирательства департаментом представлено решение об отказе в предоставлении земельного участка, то просит признать незаконным и данный отказ, так как полагает его противоречащим действующему законодательству. Пояснил также, что здание баня не расположено на испрашиваемом земельном участке, в связи с чем он обратился за предоставлением испрашиваемого земельного участка не в порядке статьи 36 ЗК РФ, а по статье 34 ЗК РФ.

Департамент заявленные требования не признает, полагает, что отсутствует факт бездействия, так как письмом от 15.06.2011 заявителю дан ответ о невозможности предоставления земельного участка. В обоснование отказа представителем указано, что заявителем испрашивается земельный участок для обслуживания и дальнейшей эксплуатации бани по статье 34 ЗК РФ, в то время как порядок и условия приобретения земельного участка для эксплуатации здания, строения, сооружения определен статьей 36 ЗК РФ. Данная статья отсылает к нормативному акту, которым определен также и перечень документов, необходимых для решения вопроса о предоставлении земельного участка. Поскольку заявителем необходимые документы не представлены, то считает отказ правомерным и обоснованным.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Предприниматель обратился в департамент с заявлением, поступившим 13.04.2011, о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка примерной площадью 1 700 кв.м, расположенного в районе ул. Гражданская, 19, в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством - обслуживания и дальнейшей эксплуатации бани.

Поскольку в установленный срок заявление общества о предоставлении испрашиваемого земельного участка по существу не было рассмотрено, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением (поступило в арбитражный суд 23.05.2011).

Решением N 29/06/02-09/10174 от 15.06.2011 департаментом в предоставлении земельного участка отказано по причине не представления в департамент документов, необходимых для решения вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка для обслуживания и дальнейшей эксплуатации бани.

Посчитав, что бездействие и отказ департамента не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением (с учетом уточненных требований).

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, оценив доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с Законами Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ, от 18.12.2006 N 21-КЗ, постановлениями Администрации Приморского края от 08.02.2007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па, от 18.05.2007 N 116-па, от 06.06.2007 N 134-па, от 25.09.2009 N 263-па органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края, является департамент.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством регулируется статьей 34 ЗК РФ. В силу пунктов 2, 4 этой статьи лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 статьи 34 ЗК РФ заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно пункту 3 статьи 34 ЗК РФ в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

В силу пунктов 3 и 4 статьи 11 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» (далее Закон Приморского края N 90-КЗ), в 20-дневный срок с момента поступления заявления департамент направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка либо обращается в орган местного самоуправления с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Следовательно, исходя из указанных норм права, а также учитывая, что Земельным кодексом Российской Федерации срок для направления департаментом обращения заявителя в орган местного самоуправления не установлен, департамент, как исполнительный орган государственной власти, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ, должен был в 20-дневный срок (установленный Законом Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ) с момента поступления заявления направить заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка либо направить обращение заявителя в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане территории.

Судом установлено, что обращение заявителя о предоставлении испрашиваемого земельного участка получено департаментом 13.04.2011. Ответ на данное обращение дан 15.06.2011 (после обращения заявителя в суд с рассматриваемым заявлением), то есть с пропуском установленного 20-дневного срока, следовательно, факт бездействия департамента установлен.

Указанное бездействие департамента, выразившееся в неисполнении законодательно установленной обязанности по рассмотрению в установленный срок обращения заявителя, противоречит закону и создает заявителю препятствия в осуществлении его деятельности.

Как следует из материалов дела, заявитель обратился в департамент с заявлением о предоставлении ему земельного участка, государственная собственность на который не разграничена для целей, не связанных со строительством - обслуживания и дальнейшей эксплуатации бани.

Следовательно, указанное целевое назначение - не для строительства и для эксплуатации имеющегося объекта недвижимости предполагает наличие на испрашиваемом земельном участке соответствующего объекта недвижимости.

Согласно представленному в материалы дела свидетельству о государственной регистрации права от 04.04.2011 серии 25-АБ N 555960, заявителю принадлежит на праве собственности объект недвижимости - нежилое 2-этажное здание (баня), расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Гражданская, д.19.

Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регулируется статьей 36 ЗК РФ, в соответствии с частью 1 которой исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Поскольку заявитель является собственником объекта недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, то вопрос предоставления земельного участка для эксплуатации имеющегося объекта недвижимости регулируется статьей 36 ЗК РФ.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (часть 5 статьи 36 ЗК РФ).

В силу части 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления заявления департамент принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения департамента в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (часть 7 статьи 36 ЗК РФ).

При этом земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, должен быть сформирован с таким расчетом, чтобы была обеспечена возможность использования (эксплуатации) этого объекта недвижимости.

В случае приобретения прав на земельный участок на основании статьи 36 ЗК РФ, заявитель предоставляет совместно с обращением документы, перечень которых установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения».

Не представление документов, утвержденных данным Приказом Минэкономразвития, является основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.

Таким образом, принимая во внимание, что заявитель обратился за предоставлением ему земельного участка «для целей, не связанных со строительством - обслуживания и дальнейшей эксплуатации бани», не представив при этом доказательств нахождения на испрашиваемом земельном участке названного объекта недвижимости, и необходимых документов, то отказ департамента является правомерным и не нарушающим права и законные интересы заявителя.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

Поскольку, как установлено судом, департаментом не представлено доказательств законности и обоснованности своего бездействия, выразившегося в не рассмотрении в установленный срок обращения заявителя, то указанное бездействие департамента является незаконным.

В то же время требования заявителя о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка удовлетворению не подлежат, так как судом установлена правомерность и обоснованность для отказа в предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка.

Принимая во внимание, что оспариваемое решение об отказе в предоставлении земельного участка признано соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы заявителя, то не подлежат удовлетворению и требования заявителя об обязании департамента обратиться в орган местного самоуправления для утверждения заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.

Требования заявителей о взыскании с департамента судебных расходов на оплату услуг представителя подлежат частичному удовлетворению.

Как следует из материалов дела, размер вознаграждения, подлежащего выплате представителю, составил 25 000 руб. Факт оплаты подтверждается материалами дела.

В силу статей 101, 106 АПК РФ расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся к судебным расходам.

В соответствии с частью 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле в разумных пределах.

Исследовав все обстоятельства дела по существу заявленных требований, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ доводы сторон и представленные доказательства, учитывая сложность и объем работы, проведенной представителем заявителя при подготовке дела, количество времени, затраченного на подготовку необходимых документов и участие в судебных заседаниях, оценивая разумность взыскиваемой суммы, суд считает необходимым уменьшить заявленные расходы на оплату услуг представителя до 10 000 руб., которая и подлежит взысканию с департамента.

Поскольку заявленные требования удовлетворены судом частично, то понесенные заявителем судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 руб. в соответствии со статьей 110 АПК РФ взыскивается в его пользу с департамента пропорционально размеру удовлетворенных требований, то есть в размере 200 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Признать незаконным бездействие Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, выраженное в невыполнении в предусмотренный законом срок действий по рассмотрению обращения Черкасова Александра Васильевича от 13.04.2011 о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу г. Владивосток, в районе ул. Гражданская, 19, как не соответствующее Закону Приморского края от 29.12.2003 N90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае».

Решение подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу индивидуального предпринимателя Черкасова Александра Васильевича 200 (двести) рублей судебных расходов на оплату государственной пошлины и 10000 (десять тысяч) рублей судебных расходов на оплату услуг представителя.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

     Судья
Бибик Н.Л.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-7609/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 16 августа 2011

Поиск в тексте