АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 22 августа 2011 года Дело N А51-5212/2011

Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 22 августа 2011 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи В.В.Овчинникова при ведении протокола судебного заседания секретарем О.М.Давыдюк, рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Страховая группа МСК» (ИНН 1655006421, ОГРН 1021602843470)

к обществу с ограниченной ответственностью «Транспорт -Лидер» (ИНН 2540159141, ОГРН 1102540000155) о взыскании 12 606 рублей при участии в заседании от истца, ответчика: представитель не явись, извещение надлежащее.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление решения в полном объеме откладывалось до 22.08.2011.

установил: Открытое акционерное общество Страховая группа МСК» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Транспорт-Лидер» о взыскании 12 606 рублей в порядке суброгации.

Истец в заседание суда не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Ответчик в заседание суда не явился, письменный отзыв на иск, документально обоснованных возражений по сумме исковых требований и доказательств оплаты не представил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Поскольку суд не видит препятствий для рассмотрения спора по существу, в соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство проводится в отсутствие извещенных представителей сторон по имеющимся материалам дела.

Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 20.01.2010 между ООО «Транспорт - Лидер» (экспедитор) и ООО «Хёндэ Ком Транс Рус» (клиент) заключен договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг N01-10, согласно которому экспедитор оказывает клиенту услуги, связанные с организацией перевозок грузов клиента на территории Российской Федерации.

В силу пункта 2.1 договора услуги по организации перевозок грузов клиента по территории Российской Федерации включают в себя услуги по предоставлению подвижного состава для перевозки грузов, оформлению перевозок грузов в пункте отправления, в том числе оформление перевозочных и товаросопроводительных документов, оплату стоимости перевозки, передачу груза перевозчику для осуществления перевозки, обеспечение сопровождения груза в пути, а также при необходимости по согласованию сторон выполнение всех необходимых операций по доставке груза от места получения у грузоотправителя до места передачи груза перевозчику.

В рамках исполнения данного договора экспедитором по заявке ООО «Хёндэ Ком Транс Рус» принят к перевозке груз в виде автомобиля марки «Hyundai» НD-120 ExLong, VIN: KMFLA19AP8C032339, по маршруту следования ж/д станция Владивостока до станции Москва - Бутырская МЖД.

В соответствии с пунктом 2.13 договора при приемке груза к перевозке сторонами составляется акт приема - передачи груза, который предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту.

Как следует из транспортной железнодорожной накладной N ЭЗ275326, акта осмотра транспортных средств перед погрузкой на железную дорогу, принятый к перевозке автомобиль повреждений не имел. Данное обстоятельство не оспаривается сторонами и не подлежит доказыванию в силу части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

22.03.2010 транспортное средство принято к перевозке ДВЖД, о чем оформлена железнодорожная накладная N ЭЗ275326, грузоотправителем является ООО «Транспорт-Лидер», грузополучателем указано ООО «ТТК Русь».

Согласно пунктам 2.9, 2.10 договора N01-10 при необходимости экспедитор должен организовать оказание услуг по обслуживанию грузов клиента другими транспортными и транспортно-экспедиторскими организациями, сопровождение груза осуществляется согласно правил перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечней грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны.

Как следует из транспортной железнодорожной накладной N ЭЗ275326, экспедитор обеспечил сопровождение груза проводниками, находящимися в вагоне N 59003814.

07.04.2010 при разгрузке вагона по адресу г.Москва ж/д ст.Бутырская были обнаружены механические повреждения автомобиля, что подтверждается актом осмотра груза N07/04-7, составленного представителями ООО «Хёндэ Ком Транс Рус», ООО «ТТК Рус», представителем экспедитора - проводником Пешковым А.В.

Пунктом 1 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом МПС России N 38 от 18.06.2003 сопровождение грузов осуществляется проводниками, в качестве которых могут выступать грузоотправитель, грузополучатель либо уполномоченные ими лица.

Устав железнодорожного транспорта РФ не предусматривает обязательность составления коммерческих актов при перевозке груза с участием сопровождающих. Из условий пункта 5.2 вышеуказанных правил следует, что при наличии неисправности вагона, контейнера их передача осуществляется по результатам проверки и выгрузки грузов из вагона и контейнера с оформлением приемо-сдаточного акта, подписанного перевозчиком и сменным проводником. Таким образом, акт осмотра транспортного средства перед погрузкой на железную дорогу является надлежащим доказательством повреждения груза.

На момент перевозки транспортное средство было застраховано ООО «Хёндэ КомТранс Рус» (страхователь) в ОАО «Страховая группа МСК» (правопреемник страхового ЗАО «МСК-Стандарт») (страховщик) по страховому полису N ГРА/5100/209862 от 01.03.2010. Объектом страхования по договору являются автомобили марки Hyundai HD-120 (22 шт.), условия страхования - с момента начала погрузки груза в перевозочное средство на ж/д станции отправления, продолжается в течение всей транспортировки, исключая риск хищения, до момента окончания выгрузки груза на ж/д станции назначения.

Срок действия полиса определен с 02.03.2010 по 02.07.2010.

Письмом N58 от 12.04.2010 ООО «Хёндэ Ком Транс Рус» обратилось к истцу с заявлением о признании случая страховым и выплате страхового возмещения.

В связи с наступлением страхового случая, на основании договора страхования N ГРА/5100/209862, заявления N58, акта осмотра (груза) N07/04-7 от 07.04.2010, акта осмотра перед погрузкой на железнодорожный транспорт, заказ-наряда N122 от 11.05.2010, составленного ООО «Гарант», акта разногласий N7850 от 23.09.2010 о стоимости ремонта, акта о страховом случае N7846 от 01.10.2010 истец произвел страховую выплату ООО «Хёндэ Ком Транс Рус» в размере 12 606 рублей, что подтверждается платежным поручением N87561 от 06.10.2010.

17.11.2010 истец обратился к ответчику с претензией N1550-09/37309 с требованием возместить ущерб в размере 12 606 рублей.

Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием обращения истца с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 965 Гражданского кодекса Российской Федерации к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной страховой суммы право требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.

В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 30.06.2003 N87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее по тексту - Закон N87-ФЗ) право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.

Требования истца основаны на произведенной выплате страхового возмещения по страховому полису N ГРА/5100/209862 в сумме 12 606 рублей.

Таким образом, страховая организация обоснованно обратилось в суд с иском о взыскании убытков.

В силу статьи 803 Гражданским кодексом Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК РФ.

В статье 7 Закона N87-ФЗ предусмотрено, что экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю.

Аналогичное условие содержится в пункте 4.6 договора транспортной экспедиции N01-10 от 29.01.2010.

Статьями 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что взыскание убытков является мерой гражданско-правовой ответственности и ее применение возможно при наличии совокупности условий ответственности, предусмотренных законом. Так, лицо, требующее возмещение убытков, должно доказать факт причинения убытков, их размер, противоправность поведения причинителя ущерба и юридически значимую причинную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом.

Факт причинения повреждений имуществу клиента в процессе перевозки подтвержден актом осмотра транспортного средства перед погрузкой на железную дорогу и актом осмотра (груза) N07/04-7 от 07.04.2010. ООО «Транспорт-Лидер» доказательств, опровергающих данные обстоятельства, в материалы дела не представлено. Предъявленные к возмещению убытки судом проверены, сумма соответствует реальному размеру страхового возмещения на оплату ремонта повреждений, полученных при перевозке.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, освобождающих ООО «Транспорт-Лидер» от ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по сохранности перевозимого груза, ответчик не представил.

Поскольку факт повреждения транспортного средства в период перевозки установлен, размер реальных убытков подтвержден, то при ненадлежащем исполнении экспедитором обязательств по сохранности имущества исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Транспорт-Лидер» в пользу открытого акционерного общества «Страховая группа МСК» 12606 (двенадцать тысяч шестьсот шесть) рублей убытков, а также 2000 (две тысячи) рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

     Судья
Овчинников В.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка