ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 сентября 2011 года Дело N А32-6386/2011

15АП-8192/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2011 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Филимоновой С.С. судей Н.Н. Ивановой, Н.Н. Смотровой при ведении протокола судебного заседания Ковалевой С.В. при участии: от заявителя: представитель Чайко Д.А. по доверенности б/н от 30.08.2011

от заинтересованного лица: консультант Иусов А.А. по доверенности от 12.01.2011 N 23-02-06 рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по южному федеральному округу на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 10.05.2011 по делу N А32-6386/2011 по заявлению обществ с ограниченной ответственностью "Русский Азов" к заинтересованному лицу Межрегиональному управлению федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по южному федеральному округу при о признании незаконным и отмене постановления принятое судьей Ивановой Н.В.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Русский Азов" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 16.03.2011 от 16.03.2011 N 07-10/47 заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу Одинцова А.В., которым ООО «Русский Азов» привлечено к административной ответственности по ст.15.13 КоАП РФ.

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило отменить решение и принять новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спита, алкогольной и спиртосодержащей продукции» не допускается искажение данных декларации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просило отказать в удовлетворении жалобы.

В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель общества с ними не согласился по причинам, изложенным в письменном отзыве.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 6,7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица за номером 1072352001611 и осуществляет деятельность, связанную с производством, хранением и поставкой производственных вин (столовых, виноградных, плодовых, шаманских, игристых). Общество имеет лицензии: N Б068837 от 04.09.2009 на право осуществления деятельности по производству, хранению и поставки производственных вин, сроком действия до 04.09.2014; N Б 068823 от 06.08.2009 на право осуществления деятельности по производству, хранению и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции, сроком действия до 06.08.2014; N А 619590 от 01.09.2009 на закупку, хранение и поставки спиртосодержащей пищевой продукции, сроком действия до 01.09.2014г.

В ходе анализа представленных деклараций установлено, что в декларации «Об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции» (приложение N 3) на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей продукции ООО «Ростовский Азов» за 4 квартал 2010 отражает отгрузку виноматериалов (код вида продукции 320) по графе 12 «прочим организациям» в объеме 72,6831 тыс.дал, однако в декларации «Об объемах использования алкогольной и спиртосодержащей продукции» (приложение N 4) отражен расход виноматериалов (код вида продукции 320) на производство спиртосодержащей пищевой продукции графа 11 декларации в объеме 72,6831 тыс. дал., между тем в декларации «Об объемах производства и оборота алкогольной спиртосодержащей пищевой продукции» ( приложение N 3) остаток на начало отчетного периода по виноматериалам (код вида продукции 320) отсутствует и объем произведенной продукции составляет 72,6831 тыс.дал.

В декларации «Об объемах использования алкогольной и спиртосодержащей продукции» (приложение N 4) по лицензии N Б 068823 на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции отражен расход виноматериала (код вида продукции 320) в объеме 279,8478 тыс.дал на производство алкогольной продукции, однако расход виноматериала (код вида продукции 320) на производство алкогольной продукции следует отражать по лицензии N Б 068837 на производство, хранение и поставки произведенных вин.

В декларации «Об объемах использования алкогольной и спиртосодержащей продукции» приложение N 4 отражено поступление виноматериалов (код вида продукции 320) в объеме 407,1867 тыс.дал., между тем согласно декларации «Об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции2 9 приложение N 7) отражена закупка виноматериалов (код вида продукции 320) в объеме 401,87 тыс.дал. (отклонение 5,3167 тыс.дал.).

В декларации по коду вида продукции 400 (вина натуральные) в объеме 131,859 тыс. дал., однако в ходе административного расследования установлено, что фактически объем по данному коду продукции составил 171,0134 тыс.дал.

В декларации отражено производство по коду вида продукции 440 (вина игристые) в объеме 32,0752 тыс. дал., однако в ходе административного расследования установлено, что фактически производства продукции не было, что подтверждается первичными документами, представленными ООО «Русский Азов».

Определением от 10.02.2011 года N 07-10/47 по данному факту управление возбудило дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, предусмотренного ст.15.13 КоАП РФ.

Управление 02.03.2011 года составило протокол об административном правонарушении N 07-10/47 в отношении общества; постановлением N 07-10/47 общество привлечено к административной ответственности по ст.15.13 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 30 000 рублей.

Имея возможность для соблюдения установленного законом запрета на искажение вносимых в декларацию оборота продукции данных, ООО «Русский Азов» не приняло всех необходимых мер по исполнению своей публично-правовой обязанности.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из недоказанности в действиях общества умышленной вины в совершении административного правонарушения, а, следовательно, состава вменяемого ему правонарушения. Между тем, данный вывод является ошибочным, ввиду следующего.

Частью 1, 4 ст. 14 Закона N 171-ФЗ от 22.11.1995г. предусмотрено, что организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота. Порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 утверждено Положение, п. 3 которого установлено, что декларации представляются организациями, имеющими лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции (далее - лицензии), а также организациями, осуществляющими закупку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных целях, не связанных с производством указанной продукции (далее - организации).

Организации, осуществляющие хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также закупку, хранение и поставки алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, представляют декларации по форме согласно приложению N 5.

Организации, осуществляющие производство и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурированного, и произведенной алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, а также закупку, хранение и поставки алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации по форме согласно приложению N 6.

Организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также закупку этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции для производства денатурированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупающие этиловый спирт на цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год, представляют декларации по форме согласно приложению N 7.

Абзацем 1 п. 6 Положения о предоставлении декларации установлено, что декларации представляются на бумажном носителе и в электронном виде в утвержденном Федеральной налоговой службой формате.

В силу п. 1.3 Порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.03.2006 N 43н (далее - Порядок) в декларациях указываются объемы продукции в тысячах декалитров с точностью до третьего знака после запятой.

В декларации N 5 указывается, в частности, в графе 6 "Всего" - объем закупленной продукции, в декларации N 6 в графе 16 "Объем поставленной продукции" - объем поставленной продукции, а в декларации N 7 в графе 12 "Дата отгрузки" - дата, когда произошла отгрузка продукции поставщиком (п. 7.2, 8.2 Порядка).

Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности обществом не представлено. Следовательно, материалами дела подтверждается наличие оснований для привлечения ООО «Русский Азов» к административной ответственности.

Согласно п. 1 ст. 26 Закона в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В силу ст. 15.13 Кодекса включение в декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта заведомо искаженных данных влечет наложение административного штрафа.

Объективную сторону такого правонарушения характеризует включение в декларацию заведомо искаженных данных, влекущих искажение фактического объема произведенного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, искажение объема реализации или приобретения, неуказание или указание не соответствующего действительности объема использованного этилового спирта. При этом заведомое искажение включенных в декларацию данных может быть совершено только с умышленной формой вины.

Термин «заведомо», использованный для уточнения характеристики искаженных данных, означает, что сообщающее эти сведения либо осведомлено об их ложности (недостоверности, недействительности).

Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины ( статья 2.2. КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению ( часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат ( пункт 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N10 ( в редакции от 20.11.2008 ) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допустило либо относилось к ним безразлично.

ООО «Ростовский Азов» не оспаривает факт включения в декларации искаженных данных.

Умышленное совершение обществом правонарушения подтверждается и количеством допущенных нарушений в декларациях, которые суд полагает, что являются неслучайными, а носящими массовый характер.

Управление установило следующие искажения: в декларации «Об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции» (приложение N 3) на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей продукции ООО «Ростовский Азов» за 4 квартал 2010 отражает отгрузку виноматериалов (код вида продукции 320) по графе 12 «прочим организациям» в объеме 72,6831 тыс.дал, однако в декларации «Об объемах использования алкогольной и спиртосодержащей продукции» (приложение N 4) отражен расход виноматериалов (код вида продукции 320) на производство спиртосодержащей пищевой продукции графа 11 декларации в объеме 72,6831 тыс.дал, между тем в декларации « Об объемах производства и оборота алкогольной спиртосодержащей пищевой продукции» (приложение N 3) остаток на начало отчетного периода по виноматериалам (код вида продукции 320) отсутствует и объем произведенной продукции составляет 72,6831 тыс.дал.

В декларации «Об объемах использования алкогольной и спиртосодержащей продукции» (приложение N 4) по лицензии N Б 068823 на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции отражен расход виноматериала (код вида продукции 320) в объеме 279,8478 тыс.дал на производство алкогольной продукции, однако расход виноматериала (код вида продукции 320) на производство алкогольной продукции следует отражать по лицензии N Б 068837 на производство, хранение и поставки произведенных вин.

В декларации «Об объемах использования алкогольной и спиртосодержащей продукции» приложение N 4 отражено поступление виноматериалов (код вида продукции 320) в объеме 407,1867 тыс.дал., между тем согласно декларации «Об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции2 9 приложение N 7) отражена закупка виноматериалов (код вида продукции 320) в объеме 401,87 тыс.дал. (отклонение 5,3167 тыс.дал.).

В декларации по коду вида продукции 400 ( вина натуральные) в объеме 131,859 тыс.дал., однако в ходе административного расследования установлено, что фактически объем по данному коду продукции составил 171,0134 тыс.дал.

В декларации отражено производство по коду вида продукции 440 ( вина игристые) в объеме 32,0752 тыс. дал., однако в ходе административного расследования установлено, что фактически производства продукции не было, что подтверждается первичными документами, представленными ООО «Русский Азов».

Кроме того, в ходе проверки установлено, что в нарушении положений абзаца 21 п.1 ст.26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» ООО «Русский Азов» не зафиксированы в БД ЕГАИС сведения об объемах производства виноматериалов за 4 квартал 2010 года, а именно в декларации «Об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции» (приложение N 3) по лицензии N Б 068823 на производство, хранение, поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции, отражено производство виноматериалов (код вида продукции 320) в объеме 72,6831 тыс. дал., между тем в БД ЕГАИС производство виноматериалов зафиксировано в объеме 5,31670 тыс.дал. (отклонение 67,3664 тыс.дал.).

По лицензии N Б 068823 на производство, хранение и поставки произведенных вин и данных зафиксированных в БД ЕГАИС: в декларации отражено производство по коду вида продукции 400 (вина натуральные) в объеме 13,859 тыс.дал., однако в БД ЕГАИС зафиксирован объем 173,0134 тыс.дал. (отклонение 41,1544 тыс.дал.); в декларации отражено производство по коду вида продукции 450 (вина шампанские) в объеме 106,8287 тыс.дал., однако в БД ЕГАИС зафиксирован объем 112,7798 тыс.дал (отклонение 5,9511 тыс.дал.); в декларации отражено производство по коду вида продукции 440 ( вина игристые) в объеме 32,0752 тыс.дал., однако в БД ЕГАИ зафиксирован объем 4.34 тыс.дал. (отклонение 27,7352 тыс.дал.).

В декларации «Об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции» (приложение N 3) по лицензии N 6 068837 на производство, хранение и поставки производственных вин отражен возврат продукции по коду вида продукции 400 (вина натуральные) в объеме 0,8568 тыс.дал. и по коду вида продукции 440 (вина игристые) в объеме 2,0979 тыс.дал, однако в БД ЕГАИС возврат продукции не зафиксирован.

В материалах дела отсутствуют доказательства принятия ООО «Русский Азов» мер к надлежащему исполнению обязанностей по достоверному декларированию объемов оборота продукции, в том числе не представлено доказательств организации и фактического осуществления на предприятии контроля соответствия данных, указанных в декларации, данных бухгалтерского отчета и ревизионных проверок.

ООО «Русский Азов», как лицо, обладающее всей необходимой бухгалтерской и ревизионной документацией имело возможность еще до подачи декларации, подать в Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу корректирующую декларацию. Обществом не приведены обстоятельства, объективно препятствующие проведению своевременного контроля в целях обеспечения достоверности задекларированных данных.

При таких обстоятельствах, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу пришло к обоснованном выводу о том, что ООО «Русский Азов» были нарушены ст.26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота (за исключением розничной продажи) и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 15.03.2010 N 24н «Об утверждении Порядка заполнения декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», в связи с чем общество постановлением N 07-10/47 от 02.03.2010 г.было привлечено к административной ответственности по ст.15.13 КоАП РФ.

В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума ВАС РФ N 46 от 26.07.2007, при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности суд апелляционной инстанции считает, что положения ст.ст. 4.5,28.2,28.5,25.1, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом, что не оспаривается заявителем.

Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, которые могут явиться основанием для отмены оспариваемого постановления, согласно п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.

Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности органом соблюдены, управлением всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, оспариваемое постановление вынесено обоснованно и в соответствии с законом, штраф наложен в пределах санкции ст.15.13 КоАП РФ, предусмотренные ч.2 ст.211 АПК РФ основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.