ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июля 2009 года Дело N А41-7657/09

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2009 года Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бархатова В.Ю., судей Диаковской Н.В., Ханашевича С.К., при ведении протокола судебного заседания: Новопашиной Е.К.,

при участии в заседании:

от заявителя - ЗАО «Рыбхоз Клинский»: Кашаева Е.В. по доверенности от 01.10.2008,

от заинтересованного лица - Управления Роснедвижимости по Московской области: Игнатова О.И. по доверенности от 11.01.2009 N00011-6,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Рыбхоз Клинский» на решение Арбитражного суда Московской области от 12.05.2009 по делу NА41-7657/09, принятое судьей Севостьяновой Н.В., по заявлению закрытого акционерного общества «Рыбхоз Клинский» к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области о признании решений незаконными и обязании внести изменения в сведения государственного земельного кадастра,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Рыбхоз Клинский» (далее - ЗАО «Рыбхоз Клинский») обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (далее - Управление Роснедвижимости по Московской области), в котором с учетом уточнений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации просило:

1. признать незаконными решения Управления Роснедвижимости по Московской области от 18.11.2008 N24809-6/21049, от 18.11.2008 N24806-6/21048, от 26.01.2009 N1422-6/25275 об отказе во внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра;

2. обязать Управление Роснедвижимости по Московской области внести изменения в сведения государственного земельного кадастра в части вида разрешенного использования следующих земельных участков:

земельный участок для производственных нужд (на вид для дачного строительства), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь 48 100 кв.м, адрес объекта: Московская область, Клинский район, с/о Воздвиженский, участок находится примерно в 200 м по направлению на запад от ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: д. Крутицы, ул.Прибрежная, дом 1а, кадастровый номер: 50:03:0070180:0115;

земельный участок для производственных нужд (на вид для дачного строительства), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь 47 250 кв.м, адрес объекта: Московская область, Клинский район, с/о Воздвиженский, участок находится примерно в 160 м по направлению на юго-запад от ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: с.Воздвиженское, ул. Гагарина, дом 1в, кадастровый номер 50:03:0070180: 0099.

Решением Арбитражного суда Московской области от 12 мая 2009 года по делу NА41-7657/09 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, ЗАО «Рыбхоз Клинский» обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит указанное решение отменить как принятое при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и с нарушением норм материального права.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Рыбхоз Клинский» на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:

земельный участок площадью 48 100 кв.м. категория земель земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 50:03:0070180:0115, расположенный по адресу: Московская обл., Клинский район, с/о Воздвиженский, участок находится примерно в 200 м по направлению на запад от ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: д. Крутицы, ул. Прибрежная, дом 1а;

земельный участок площадью 47 250 кв.м. категория земель: земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 50:03:0070180:0099, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, с/о Воздвиженский, участок находится примерно в 160 м по направлению на юго-запад от ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: с. Воздвиженское, ул.Гагарина, дом 1в.

Указанное право подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права собственности (л.д.6,7).

На основании постановления администрации Клинского муниципального района от 01.07.2008 N1216 проведены публичные слушания об изменении вида разрешенного использования указанных земельных участков с вида «для производственных нужд» на вид «для дачного строительства» (л.д.10).

В соответствии с протоколом публичных слушаний от 22.08.2008, утвержденным постановлением администрации Клинского муниципального района от 05.09.2008 N1742 комиссия пришла к выводу о возможности изменения вида разрешенного использования названных земельных участков (л.д.11-16).

На основании указанных документов администрацией Клинского муниципального района Московской области принято постановление от 14.10.2008 N2035 «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков» с вида «для промышленного производства» на вид «для дачного строительства» (застройщик ЗАО «Рыбхоз Клинский») (л.д.17).

ЗАО «Рыбхоз Клинский» обратилось в Управление Роснедвижимости по Московской области с заявлениями о внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра в части вида разрешенного использования «для производственных нужд» на вид разрешенного использования «для дачного строительства».

Решениями от 17 ноября 2008 года NN 24809-6/21049; 24806-6/21048 и от 20 января 2009 года N 1422-6/25275 Управлением Роснедвижимости по Московской области заявителю было отказано в кадастровом учете изменений объектов недвижимости, поскольку установленное разрешенное использование принадлежащего коммерческому юридическому лицу земельного участка «для дачного строительства» не соответствует положениям пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

ЗАО «Рыбхоз Клинский», посчитав данный отказ незаконным и нарушающим его права, обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящими требованиями.

Управление Роснедвижимости по Московской области с заявленными требованиями не согласилось, в отзыве на заявление указало, что земельные участки под дачное строительство могут предоставляться только гражданам и некоммерческим организациям, решение органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего коммерческой организации, в том числе и закрытому акционерном обществу, на вид разрешенного использования «для дачного строительства» не может рассматриваться правомерным основанием изменения вида разрешенного использования земельного участка, так как противоречит нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 15.04.1998 N66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что законодательство не предусматривает установление вида разрешенного использования «для дачного строительства» в отношении земельных участков, пользование которыми осуществляют коммерческие организации.

Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, ЗАО «Рыбхоз Клинский» указывает, что вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования, законодательство не запрещает установление вида разрешенного использования «для дачного строительства» в отношении земельных участков, пользование которыми осуществляют коммерческие организации.

Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным отказа Управления Роснедвижимости по Московской области во внесении изменений в государственный земельный кадастр является одновременное несоответствие этого отказа закону или иному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям названного Федерального закона.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, в их числе названы земли сельскохозяйственного назначения.

ЗАО «Рыбхоз Клинский» принадлежат на праве собственности земельные участки сельскохозяйственного назначения площадью 48 100 кв.м с кадастровым номером 50:03:0070180:0115 и площадью 47 250 кв.м с кадастровым номером 50:03:0070180:0099.

В материалах дела имеются свидетельства о государственной регистрации права собственности от 03.08.2007 на указанные земельные участки, в которых указано их разрешенное использование (назначение) - «для производственных нужд».

Поскольку объектом земельных отношений согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.

Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

В отличие от прав названных выше субъектов, земли сельскохозяйственного назначения могут использовать граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Использование гражданами земель сельскохозяйственного назначения допускается также в порядке, предусмотренном статьей 81 Земельного кодекса Российской Федерации, путем предоставления земель этой категории гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям - для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.

Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (пункт 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.04.1998 N66-ФЗ «О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан» названный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

ЗАО «Рыбхоз Клинский» указывает, что Федеральный закон «О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан» не распространяется на коммерческие организации, не содержит запрета на изменение вида разрешенного использования земельных участков для коммерческих организаций и регулирует вопросы первичного представления земельных участков гражданам для дачного строительства.

Между тем Федеральный закон от 15.04.1998 N66-ФЗ «О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан» применим к отношениям по использованию дачных земельных участков, поскольку устанавливает субъектный состав лиц, которым может быть предоставлен земельный участок для дачного строительства и определяет порядок предоставления таких земельных участков.

Федеральный закон «О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан» предусматривает предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан.

Следующим этапом в силу статей 12, 14 названного Федерального закона от 15.04.1998 N66-ФЗ является предоставление органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельных участков в собственность или на ином вещном праве.

Таким образом, нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15.04.1998 N66-ФЗ «О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан» допускают использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке физическим лицам и некоммерческим объединениям граждан.

По смыслу положений пункта 1 статьи 16 во взаимосвязи с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N66-ФЗ предоставление земельных участков «для размещения дачного некоммерческого объединения граждан» осуществляется после государственной регистрации некоммерческого объединения, созданного в результате учреждения либо реорганизации другого садоводческого, огороднического или дачного объединения.

Отсутствие запрета для коммерческих организаций на изменение вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования «для дачного строительства» не означает, что таким организациям могут быть предоставлены земельные участки для указанных целей. Законом не предусмотрена сама возможность предоставления коммерческим организациям земельных участков для дачного строительства. В связи с чем, невозможно для коммерческих организаций и изменение вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования «для дачного строительства».

При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрен упомянутый вид использования в отношении земельных участков, ранее предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства и находящихся в собственности, законном владении хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, иных коммерческих организаций.

В соответствии с порядком, установленным статьей 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан» допускается использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

При обращении за внесением изменений в сведения о разрешенном использовании земельного участка у ЗАО «Рыбхоз Клинский» отсутствовали документы, подтверждающие создание соответствующего юридического лица.

На основании пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» при отсутствии документов о зонировании территории (до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой администрации с учетом результатов публичных слушаний.

Вместе с тем, такое решение не может нарушать требований Земельного кодекса Российской Федерации и федеральных законов о возможности предоставления земельных участков с конкретным видом разрешенного использования определенным категориям субъектов.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации суд при разрешении спора вправе не применять акт государственного органа или местного самоуправления, который противоречит закону.

Апелляционный суд считает, что ненормативные акты органов местного самоуправления, в том числе постановление администрации Клинского муниципального района Московской области от 14.10.2008 N 2035 «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков» с вида «для промышленного производства» на вид «для дачного строительства» (застройщик ЗАО «Рыбхоз Клинский»), которые изменяют вид разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности ЗАО «Рыбхоз Клинский», не соответствует требованиям статей 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 15.04.1998 N66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Ссылка ЗАО «Рыбхоз Клинский» на градостроительную проработку в соответствии с которой земельный участок может быть использован под дачное строительство не может быть признана обоснованной, поскольку данной градостроительной проработкой предусмотрена возможность использования земельного участка с разрешенным видом использования «для дачного строительства». Между тем данная градостроительная проработка не предоставляет заявителю прав на изменение разрешенного вида использования земельного участка с вида «для производственных нужд» на вид «для дачного строительства», поскольку законом не предусмотрена возможность предоставления коммерческим организациям земельных участков для дачного строительства.

Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что Управление Роснедвижимости по Московской области правомерно отказало ЗАО «Рыбхоз Клинский» во внесении изменений в государственный земельный кадастр об изменении вида разрешенного использования принадлежащего на праве собственности ЗАО «Рыбхоз Клинский» земельных участков площадью 48 100 кв.м, категория земель земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 50:03:0070180:0115 и площадью 47 250 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 50:03:0070180:0099.