• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 сентября 2009 года Дело N А52-1601/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2009 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Псковский район» на решение Арбитражного суда Псковской области от 10 июля 2009 года по делу N А52-1601/2009 (судья Орлов В.А.),

у с т а н о в и л:

Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Псковской области (далее - управление, управление Роснедвижимости) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к администрации муниципального образования «Псковский район» (далее - администрация) об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 60:18:14 2304:124 общей площадью 319 980 кв.м, расположенного по адресу: Псковская область, Псковский район, Писковичская волость, деревня Солоново, путем изменения прежнего наименования категории земель «земли населенных пунктов» на «земли сельскохозяйственного назначения».

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено закрытое акционерное общество «Псковпищепром» (далее - ЗАО «Псковпищепром», общество).

Решением Арбитражного суда Псковской области от 10.07.2009 по делу N А52-1601/2009 требования управления Роснедвижимости удовлетворены.

Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, в удовлетворении требований управления отказать. В обоснование своей позиции ссылается на то, что спорный земельный участок не относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, является землями запаса.

Управление Роснедвижимости в отзыве с доводами жалобы не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным.

Обществом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Стороны представителей в суд не направили, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, на основании пункта 1 распоряжения администрации от 08.12.1992 N 821-р совхоз «Победа» реорганизован в акционерное общество закрытого типа «Агрофирма «Победа» (далее - АОЗТ «Агрофирма «Победа») с коллективно-совместной собственностью на землю и коллективно-долевой собственность на имущество, учредителями которого являются члены совхоза.

Пунктом 4 распоряжения этому обществу в коллективно-совместную собственность предоставлены земельные угодья общей площадью 5900 га, в том числе сельскохозяйственные угодья - 3028 га, из них пашни - 2271 га.

Распоряжением администрации N 576-р изменено распоряжение от 08.12.1992 N 821-р, а именно исключена общая площадь земельных угодий, в коллективно-совместную и коллективно-долевую собственность с 01.01.1995 переданы сельскохозяйственные угодья по уточненным данным согласно приложению.

В соответствии с распоряжением администрации от 30.12.1994 N 655-р из землепользования АОЗТ «Агрофирма «Победа» изъят земельный участок площадью 32 га и передан товариществу индивидуальных застройщиков «Автомобилист» (далее - товарищество) с включением в черту города Пскова.

Распоряжением администрации от 23.05.1995 N 180-р в порядке частичного изменения распоряжения от 30.12.1994 N 655-р земельный участок площадью 32 га передан товариществу в аренду сроком на 5 лет с последующей передачей земель в ведение администрации Писковической волости.

В связи с отсутствием заключенного договора аренды с товариществом администрация распоряжением от 18.12.2007 N 677-р отменила распоряжение от 30.12.1994 N 655-р.

Согласно распоряжению от 30.05.2008 N 337-р земельный участок площадью 319 980 кв.м из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Псковская область, Псковский район, Писковичская волость, деревня Солоново, предоставлен в аренду ЗАО «Псковпищепром» сроком на 5 лет для строительства многофункционального здания общественного назначения и логистического центра.

При постановке земельного участка с кадастровым номером 60:18:14 2304:124 общей площадью 319 980 кв.м на учет управлением установлена ошибка в отношении сведений об этом участке, в частности указана категория земель - земли населенных пунктов, а должна быть - земли сельскохозяйственного назначения, в связи с чем принято решение от 17.09.2008 N 1087 о необходимости ее исправления.

Администрации предложено представить в орган кадастрового учета документы, содержащие исправленные сведения.

В ответ администрация не предприняла никаких действий.

Управление Роснедвижимости обратилось в арбитражный суд с заявлением об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон N 221-ФЗ).

Согласно части 5 статьи 4 Закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган документов, если иное не предусмотрено данным Законом. При этом сведения, указанные в пунктах 8 и 9 части 2 статьи 7 названного Закона, вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета, если в соответствии с частью 10 статьи 4 иное не установлено Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 13 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносится также категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.

На основании части 1 статьи 28 Закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Частью 4 статьи 28 этого Закона предусмотрено, что кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 данного Закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

В силу части 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.

По мнению администрации, кадастровая ошибка отсутствует, так как спорный участок не относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, являлся землями запаса.

Проектом перераспределения земель совхоза «Победа» определено, что в частную и коллективную собственность бесплатно переданы общие площади сельхозугодий в размере 3028 га.

Земельные участки в размере 376 га, оставшиеся после бесплатной передачи земель в собственность, включены в фонд перераспределения (специальный фонд).

В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса РСФРС (далее - ЗК РСФСР) гражданам, не являющимся членами колхозов, работниками сельскохозяйственных предприятий, земельные участки для организации крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются из земель запаса либо из специального фонда земель, права на которые прекращаются в соответствии с пунктами 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9 статьи 39 и частью третьей статьи 40 этого Кодекса, а также земель лесохозяйственных предприятий, не покрытых лесом и кустарником и пригодных для использования в сельскохозяйственном производстве.

Согласно статье 96 ЗК РСФСР землями запаса являются все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду. К ним также относятся земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено в соответствии со статьями 39 - 44 названного Кодекса.

Таким образом, ЗК РСФСР предусматривал формирование специального фонда земель (для ведения сельскохозяйственной деятельности) и земель запаса.

На основании пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» сформированы фонды перераспределения земель, в которые предписано включать участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий.

Следовательно, участки, остающиеся после бесплатной передачи земель, не подлежали включению в земли запаса.

Пунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон N 137-ФЗ) установлено, что со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» фондах перераспределения земель.

Статьей 7 Закона N 137-ФЗ предусмотрено, что к земельным отношениям, возникшим до введения в действие ЗК РФ, названный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.

Правоотношения по кадастровому учету возникли после вступления в законную силу ЗК РФ.

Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ определены категории, на которые подразделяются земли в Российской Федерации по целевому назначению.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Категория земель указывается в документах государственного земельного кадастра (подпункт 3 пункта 2 статьи 8 ЗК РФ).

На основании пункта 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 ЗК РФ в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

В силу пункта 2 статьи 80 ЗК РФ фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд: 1) при добровольном отказе от земельного участка; 2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства; 3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами.

К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 ЗК РФ. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию (статья 103 ЗК РФ).

С учетом вышеизложенных норм и материалов дела, апелляционная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок включен в специальный фонд земель - фонд перераспределения, который формируется в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Документы, в которых имелась бы информация об иной категории земельного участка, не представлены.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Управления Роснедвижимости.

Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина администрацией в федеральный бюджет не уплачивается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Псковской области от 10 июля 2009 года по делу N А52-1601/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Псковский район» - без удовлетворения.

     Председательствующий
О.Ю.Пестерева
Судьи
Т.В.Виноградова
О.Б.Ралько

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А52-1601/2009
Принявший орган: Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 17 сентября 2009

Поиск в тексте