ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 сентября 2009 года Дело N А05-6896/2009

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Перетятько А.С., при участии от Департамента по конкурентной политике Архангельской области Анисимова А.А. по доверенности от 11.06.2009,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по конкурентной политике Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 июля 2009 года по делу N А05-6896/2009 (судья Сметанин К.А.),

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Альфатек» (далее - общество, ОАО «Альфатек») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Департаменту по конкурентной политике Архангельской области (далее - департамент) о признании недействительным распоряжения от 27.04.2009 N 5-рл «О запрете проведения региональной стимулирующей лотереи» (далее - распоряжение от 27.04.2009 N 5-рл).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 14.07.2009 заявленные требования удовлетворены.

Департамент не согласился с судебным актом и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.04.2009 отменить, принять новый судебный акт. Считает, что распоряжение от 27.04.2009 N 5-рл вынесено департаментом в соответствии с требованиями действующего законодательства.

ОАО «Альфатек» в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласилось, считает ее не подлежащей удовлетворению.

Заслушав представителя департамента, исследовав письменные доказательства, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Как усматривается из материалов дела, 13.04.2009 общество направило в адрес департамента уведомление о проведении тиражной стимулирующей лотереи «За фортуной». Согласно ее условиям для участия в розыгрыше приза необходимо приобрести продукцию из перечня товаров и услуг, реализуемых ОАО «Альфатек», в местах реализации, предъявить чек и стать участником лотереи; покупатель получает подарочные баллы, которые участвуют в розыгрыше на лотерейном оборудовании; призовой фонд лотереи образуется за счет средств организатора лотереи; розыгрыш проводится ежедневно до 26.07.2010; победитель определяется лотерейным оборудованием методом случайного выбора.

Распоряжением департамента от 27.04.2009 N 5-рл обществу запрещено проведение тиражной региональной стимулирующей лотереи «За фортуной» по следующим основаниям:

- представлен неполный комплект документов, а именно не представлена информация о порядке хранения невостребованных выигрышей и порядке их востребования по истечении сроков получения выигрышей;

- тиражная лотерея проводится после распространения лотерейных билетов, товарный чек не является лотерейным билетом из-за отсутствия на нем обязательных реквизитов, предусмотренных требованиями, предъявляемыми к лотерейным билетам.

Не согласившись с названным распоряжением, ОАО «Альфатек» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, оспариваемые действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении законных прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.

На основании статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях» (далее - Закон N 138-ФЗ) лотереей признается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Часть 2 статьи 3 названного Закона подразделяет лотерею в зависимости от способа ее проведения на тиражную, бестиражную и комбинированную. При этом под тиражной лотереей понимается лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона N 138-ФЗ лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи, и лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организаторов лотереи (стимулирующая лотерея).

Согласно части 1 статьи 7 указанного Закона право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном данной статьёй.

Частью 2 статьи 7 Закона N 138-ФЗ определен перечень документов, прилагаемых к уведомлению о проведении стимулирующей лотереи. В частности, в пункте 7 части 2 данной статьи в качестве таких документов указаны порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.

Положения приведенной нормы свидетельствуют о том, что информация или отдельный документ о порядке хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей должны представляться в комплекте документов, прилагаемых к уведомлению о проведении стимулирующей лотереи.

По рассматриваемому делу общество в разделе 7 приложения N 1 к уведомлению о проведении стимулирующей лотереи (л.д. 39) указало следующее: «выигравший участник должен подтвердить свое согласие на получение приза до 27 июля 2010 года включительно. Срок востребования выигрыша - не позднее 27 июля 2010 года включительно. По истечении срока востребования все невостребованные выигрыши используются Организатором по своему усмотрению и не подлежат выдаче выигравшим участникам стимулирующей лотереи».

Данная информация не содержит предусмотренного Законом N 138-ФЗ порядка хранения невостребованных выигрышей и порядка их востребования по истечении сроков получения выигрышей. Кроме того, указанная информация в виде отдельного документа в департамент также не представлена.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что общество в разделе 7 приложения N 1 к уведомлению о проведении стимулирующей лотереи отразило информацию о порядке хранения невостребованных выигрышей и порядке их востребования по истечении сроков получения выигрыша, что свидетельствует о соблюдении ОАО «Альфатек» требований Закона N 138-ФЗ, основан на ошибочном толковании части 2 статьи 7 названного Закона.

В силу пункта 1 части 3 статьи 7 данного Закона представление неполного комплекта документов является основанием для запрета проведения лотереи.

Апелляционная коллегия также соглашается с доводом подателя жалобы о том, что суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о том, что чек на приобретенный товар может рассматриваться в качестве документа, удостоверяющего право участия в данной лотерее.

Согласно Условиям стимулирующей лотереи «За фортуной» (далее -Условия) основанием для участия в этой лотерее является предъявление кассового чека, выданного покупателю за приобретенный товар.

Вместе с тем, в данном случае лотерея является тиражной, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов. Поэтому чек на приобретенный товар с поставленной на нём фразой «Погашено», как это предусмотрено Условиями, не может рассматриваться в качестве документа, удостоверяющего право на участие в лотерее по следующим основаниям.

Статьей 2 Закона N 138-ФЗ установлено, что под лотерейным билетом понимается документ, удостоверяющий в соответствии с настоящим Законом право на участие в лотерее и служащий для оформления договорных отношений организатора лотереи с участником лотереи.

Требования, предъявляемые к лотерейному билету, определены статьей 12 названного Закона и являются обязательными.

Поскольку кассовый чек не содержит обязательных реквизитов, перечисленных в части 1 статьи 12 Закона N 138-ФЗ, он не может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего право на участие в лотерее.

На основании изложенного распоряжение департамента от 27.04.2009 N 5-рл вынесено в соответствии с законодательством и признанию недействительным не подлежит.

Довод департамента, приведенный в апелляционной жалобе, относительно невозможности проведения розыгрыша призов лотереи на «модернизированном лотерейном оборудовании» единовременно среди всех участников лотереи, право на участие которых в данной лотерее подтверждается чеком на приобретенный товар, апелляционной коллегией не оценивается, так как он не являлся основанием для вынесения оспариваемого обществом распоряжения.

На основании изложенного решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.07.2009 следует отменить как вынесенное с нарушением норм материального права, а в удовлетворении заявленных обществом требований отказать. В связи с этим расходы по уплате заявителем госпошлины в сумме 2000 руб. по квитанции от 25.05.2009 взысканию с департамента не подлежат.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда уплачивается государственная пошлина в размере 50 процентов государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, то есть 1000 руб. Поскольку апелляционная жалоба департамента удовлетворена, но в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ с 30.01.2009 он освобожден от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, с ООО «Альфатек» в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 1000 руб. за рассмотрение дела в апелляционной инстанции. Руководствуясь статьями 102, 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 июля 2009 года по делу N А05-6896/2009 отменить полностью.

Обществу с ограниченной ответственностью «Альфатек» в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным распоряжения Департамента по конкурсной политике Архангельской области от 27.04.2009 N 5-рл о запрете обществу с ограниченной ответственностью «Альфатек» на проведение региональной стимулирующей лотереи отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Альфатек» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 1000 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.

     Председательствующий
Н.С.Чельцова
Судьи
Н.В.Мурахина
Н.Н.Осокина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка