• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 сентября 2009 года Дело N А05-6735/2009

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по тарифам и ценам Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 июля 2009 года по делу N А05-6735/2009 (судья Шашков А.Х.),

у с т а н о в и л :

открытое акционерное общество «Архангельская сбытовая компания» (далее - общество, ОАО «Архангельская сбытовая компания») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Департаменту по тарифам и ценам Архангельской области (далее - департамент) о признании недействительным пункта 1 распоряжения от 29.04.2009 N 9р «О балансе мощности, применяемой при расчетах за оказанные услуги по передаче электрической энергии, на 2009 год» (далее - распоряжение от 29.04.2009 N 9р) и приложения N 1 к нему.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по тарифам.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17.07.2009 заявленные требования удовлетворены. С департамента в пользу общества взысканы расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.

Департамент не согласился с судебным актом и обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.07.2009 отменить, прекратить производство по делу. Указывает, что распоряжение от 29.04.2009 N 9р направлено на организацию исполнения решений, ранее принятых департаментом, об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, которые обществом не оспаривались. При этом судом неправильно к рассматриваемому спору применены нормы, касающиеся нормативного правового акта, в то время как оспариваемое распоряжение таковым не является. Считает, что ОАО «Архангельская сбытовая компания» не представлено доказательств ущемления его прав принятым распоряжением.

Общество, Федеральная служба по тарифам отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав письменные доказательства, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как усматривается из материалов дела, департамент принял распоряжение от 29.04.2009 N 9р, в соответствии с пунктом 1 которого с 01.05.2009 для ОАО «Архангельская сбытовая компания» установлен баланс мощности, применяемый в 2009 году при расчетах за услуги по передаче электрической энергии с сетевыми организациями. При этом в приложении N 1 к данному распоряжению установлена расчетная мощность, применяемая обществом при расчетах с сетевыми организациями за содержание электрических сетей.

Распоряжением департамента от 09.06.2009 N 15р «О признании утратившими силу некоторых распоряжений департамента по тарифам Архангельской области» оспариваемое обществом распоряжение признано утратившим силу.

Из обжалуемого решения следует, что, рассматривая данный спор, суд первой инстанции применил положения АПК РФ и сослался на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 182-О, касающиеся оспаривания нормативного правового акта, в то время как распоряжение от 29.04.2009 N 9р является ненормативным правовым актом. Однако, по мнению апелляционной коллегии, это не привело к принятию судом неправильного решения по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Департамент является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Полномочия департамента определены пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением правительства Российской федерации от 26.02.2004 N 109, и Типовым положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2004 N 136, а также Положением о Департаменте по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденным постановлением администрации Архангельской области от 14.05.2007 N 95-па.

Перечисленными нормативными актами за департаментом не закреплены полномочия по утверждению баланса мощности, применяемой при расчетах за оказанные услуги по передаче электрической энергии.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у департамента права на установление ОАО «Архангельская сбытовая компания» баланса мощности при расчетах с сетевыми организациями Архангельской области за оказанные услуги по передаче электрической энергии. В связи с этим ссылки департамента на определённый пунктом 10 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации порядок, согласно которому производится компенсация расходов регулируемых организаций, и на то, что распоряжение от 29.04.2009 N 9р принято департаментом во исполнение определенного постановления об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, которое обществом не обжаловано, правового значения не имеют.

Следовательно, распоряжение от 29.04.2009 N 9р правомерно признано судом недействительным в оспариваемой части и нарушающим права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Довод департамента о том, что производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, поскольку оспариваемое распоряжение отменено полностью до принятия решения арбитражного суда от 17.07.2009, ошибочен.

В пункте 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» судам разъяснено, что отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.

В рассматриваемом случае распоряжение департамента от 29.04.2009 N 9р «О балансе мощности, применяемой при расчетах за оказанные услуги по передаче электрической энергии, на 2009 год» в части пункта 1 и приложения N 1 к нему, принятое с превышением полномочий, действовало в период с 29.04.2009 по 09.06.2009 и нарушало законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, так как возлагало на него обязанность применять установленную мощность при расчётах за оказанные услуги по передаче электрической энергии сетевым организациям. Доказательства того, что установленные распоряжением N 9р показатели мощности учтены при определении тарифов на указанные услуги, в материалах дела отсутствуют. Следует также отметить, что оспариваемое распоряжение признано утратившим силу только после обращения общества с заявлением (22.05.2009) в арбитражный суд.

Таким образом, основания для прекращения производства по делу отсутствуют, спор обоснованно рассмотрен по существу.

Довод департамента о том, что Арбитражный суд Архангельской области со ссылкой на неоконченное судебное дело N А05-5476/2009 по иску о взыскании задолженности за период с 01 января по 28 февраля 2009 сделал вывод об ущемлении прав ОАО «Архэнергосбыт», обоснован, поскольку в этот период оспариваемое распоряжение не действовало, однако этот вывод не привел к принятию неправильного по существу решения.

Ссылка департамента на необоснованный отказ суда в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице филиала «Архэнерго», доля которого на рынке услуг по передаче электроэнергии составляет порядка 83% и который мог бы предоставить суду информацию о фактических взаиморасчётах за услуги по передаче электроэнергии с ОАО «Архэнергосбыт», апелляционной коллегией отклоняется, поскольку в данном случае права этого лица не могут быть нарушены актом исполнительного органа, принятым с превышением полномочий.

Нормы процессуального права, влекущие безусловную отмену решения, судом соблюдены.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным, отмене не подлежит.

Поскольку департаменту в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, а с 29.01.2009 в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены, государственная пошлина в сумме 1000 руб., уплаченная по платежному поручению от 06.08.2009 N 488, подлежит возврату из федерального бюджета. Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 июля 2009 года по делу N А05-6735/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по тарифам и ценам Архангельской области - без удовлетворения.

Возвратить Департаменту по тарифам и ценам Архангельской области из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., уплаченную по платежному поручению от 06.08.2009 N 488.

     Председательствующий
Н.С.Чельцова
Судьи
Н.В.Мурахина
Н.Н.Осокина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А05-6735/2009
Принявший орган: Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 15 сентября 2009

Поиск в тексте