• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 сентября 2009 года Дело N А13-10142/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2009 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А.,

при участии от предпринимателя Бибера Эдуарда Аврумовича его представителей Тереховой И.Н. по доверенности от 27.05.2009, Ивановой А.С. по доверенности от 06.04.2007, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Вологодской области Богдановой О.В. по доверенности от 11.01.2009 N 2,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Бибера Эдуарда Аврумовича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 23 июня 2009 года по делу N А13-10142/2008 (судья Докшина А.Ю.),

у с т а н о в и л:

предприниматель Бибер Эдуард Аврумович обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Вологодской области (далее - инспекция, межрайонная ИФНС России N 4) о признании недействительным решения от 31.07.2008 N 68 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 23.06.2009 по делу N А13-10142/2008 в удовлетворении требований Бибера Э.А. отказано.

Предприниматель с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, требования удовлетворить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что инспекцией нарушен срок предъявления к уплате налога на имущество физических лиц; требования от 16.04.2008 N 851, от 12.05.2008 N 1956 выставлены в нарушение норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в них не указаны сроки уплаты налогов, ссылки на нормы законодательства, в соответствии с которыми производится их взыскание; не соблюдена процедура взыскания налогов. Считает, что он не обязан представлять доказательства наличия в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений об имеющихся открытых счетах в банках. Указывает, что инспекцией проведен не перерасчет налога на имущество физических лиц за 2005-2007 годы, а его несвоевременное начисление.

Межрайонная ИФНС России N 4 в отзыве и ее представитель в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, Бибер Э.А. зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) 09.06.2004 за основным государственным регистрационным номером 304352516100081 (свидетельство от 09.06.2004 серии 35 N 001006321), состоит на учете по месту жительства в Инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве (свидетельство от 28.11.2005 серии 77 N 006684507).

Свидетельствами о государственной регистрации права подтверждается, что предприниматель является собственником 22 объектов недвижимости, расположенных в городе Устюжне Вологодской области.

Поэтому Бибер Э.А. состоит на налоговом учете по месту нахождения данного недвижимого имущества в межрайонной ИФНС России N 4 по Вологодской области.

На основании сведений, полученных от Устюженского районного филиала государственного предприятия Вологодской области «Череповецтехинвентаризация», инспекцией исчислен Биберу Э.А. налог на имущество физических лиц за 2005 год в сумме 1028 рублей 98 копеек, направлено налоговое уведомление от 10.08.2006 N 118 со сроками уплаты налога - 14.09.2006 и 16.10.2006; за 2006 год - в сумме 74 012 рублей 17 копеек, направлено уведомление от 11.08.2006 N 750 со сроками уплаты - 15.09.2006 и 15.11.2006; за 2007 год - в сумме 84 720 рублей 32 копеек, направлено налоговое уведомление от 05.08.2007 N 17005 со сроками уплаты 17.09.2007 и 15.11.2007.

Эти уведомления получены и исполнены предпринимателем.

Однако при исчислении налога за 2005, 2006 и 2007 годы межрайонной ИФНС России N 4 учтены не все объекты недвижимости, принадлежащие предпринимателю на праве собственности.

На основании сведений об инвентаризационной стоимости принадлежащих Биберу Э.А. объектов недвижимости, полученных от Устюженского районного филиала государственного предприятия Вологодской области «Череповецтехинвентаризация», 15.02.2008 инспекция произвела перерасчет налога.

В адрес предпринимателя направлены налоговые уведомления от 26.02.2008 N 46 на уплату налога на имущество физических лиц за 2005 год в общей сумме 166 521 рубля 92 копеек, от 27.02.2008 N 50 - за 2006 год в общей сумме 1 063 236 рублей 96 копеек, от 27.02.2008 N 49 - за 2007 год в общей сумме 1 569 311 рублей 22 копеек.

Установлены сроки уплаты налога: 07.04.2008 и 05.05.2008.

В связи с неисполнением указанных уведомлений по первому сроку уплаты налога 07.04.2008, инспекцией в адрес предпринимателя выставлено требование N 851 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.04.2008, которым Биберу Э.А. в срок до 01.05.2008 предложено уплатить налог на имущество физических лиц в общей сумме 1 399 535 рублей 05 копеек и пени в сумме 5475 рублей 24 копеек.

Поскольку предпринимателем не исполнены уведомления по второму сроку уплаты 05.05.2008, межрайонная ИФНС России N 4 направила требование N 1956 по состоянию на 12.05.2008, предложив предпринимателю в срок до 27.05.2008 уплатить налог на имущество физических лиц в общей сумме 1 399 535 рублей 05 копеек и пени в сумме 15 045 рублей.

В связи с неисполнением требований в установленные сроки и отсутствием информации о счетах налогоплательщика в банках инспекция приняла решение от 31.07.2008 N 68 о взыскании с Бибера Э.А. за счет его имущества налога в сумме 2 799 070 рублей 10 копеек и пеней в сумме 20 520 рублей 24 копеек.

Предприниматель не согласился с решением инспекции от 31.07.2008 N 68 и обратился в суд с заявлением о признании его недействительным.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон от N 2003-1) Бибер Э.А. является плательщиком налога на имущество.

Согласно статье 3 Закона N 2003-1 ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

Воспользовавшись названным правом, Устюженский районный Совет самоуправления второго созыва постановлением от 30.03.2000 N 42 «Об утверждении ставок налога на имущество физических лиц в 2000 году», действие которого продлено на 2003 год и последующие годы постановлением Совета самоуправления Устюженского муниципального района второго созыва от 22.09.2003 N 499, установил ставки налога на строения, помещения и сооружения исходя из суммарной инвентаризационной стоимости имущества.

Аналогичные положения содержатся в решениях Совета города Устюжна первого созыва от 09.09.2005 N 22 и от 10.11.2006 N 174, устанавливающих ставки налога на имущество на 2006 и 2007 годы.

Руководствуясь указанным решением, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1, обязывающим налоговый орган произвести расчет налога на имущество физического лица, инспекция исходя из суммарной стоимости имущества, принадлежащего предпринимателю, исчислила подлежащий уплате Бибером Э.А. в бюджет налог на имущество за 2005 год в общей сумме 166 521 рублей 92 копеек, за 2006 год в общей сумме 1 063 236 рублей 96 копеек, за 2007 год в общей сумме 1 569 311 рублей 22 копеек.

По мнению предпринимателя, межрайонной ИФНС России N 4 нарушена процедура взыскания налогов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пункту 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 этого Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

На основании пункта 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 47 НК РФ установлено, что в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 НК РФ, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 этого Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Согласно пункту 8 статьи 47 НК РФ положения, предусмотренные данной статьей, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренных названным Кодексом.

Пунктом 1 статьи 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 данной статьи.

По мнению предпринимателя, решение от 31.07.2008 N 68 о взыскании налога и пеней за счет его имущества незаконно, поскольку у него имеются счета в банках, о которых должна знать инспекция.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон N 129-ФЗ) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

На основании подпункта «р» пункта 2 статья 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРИП содержатся сведения о банковских счетах индивидуального предпринимателя.

В силу статьи 6 Закона N 129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым названного пункта.

Сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей.

Инспекция 27.02.2008 использовала информацию из названного федерального информационного ресурса, получив ответ о том, что в ЕГРИП сведения о счетах предпринимателя Бибера Э.А. отсутствуют.

Представленное предпринимателем в материалы дела информационное письмо Инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве от 10.03.2009 N 06-17/04975 о наличии у него четырех расчетных и одного текущего банковских счетов, не является доказательством того, что такие сведения имелись в ЕГРИП и могли быть известны межрайонной ИФНС России N 4 при принятии решения от 31.07.2008 N 68.

По мнению предпринимателя, требования, на основании которых принято решение от 31.07.2008 N 68, составлены с нарушением налогового законодательства.

Исходя их положений статьи 52 НК РФ, действительный размер налогового обязательства, подлежащего исполнению налогоплательщиком, может установить только налоговый орган.

Основанием для перерасчета налога послужил тот факт, что в ранее представленных Устюженским районным филиалом государственного предприятия Вологодской области «Череповецтехинвентаризация» сведениях указана инвентаризационная стоимость семи объектов недвижимости, расположенных по адресу: город Устюжна, улица Беляева, дом 23а, без указания наименования каждого из объектов.

Поэтому при исчислении налога на имущество физических лиц инспекции не имела возможности определить инвентаризационную стоимость каждого конкретного объекта недвижимости, зарегистрированного по указанному адресу, и соотнести ее с наименованиями объектов, содержащихся в сведениях, представленных Устюженским филиалом Государственного учреждения юстиции «Вологодский областной центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Также в рассматриваемом случае органом, осуществляющим регистрацию прав на объект недвижимости и органом, производящим определение инвентаризационной стоимости данного объекта, в инспекцию представлены противоречивые сведения относительно собственников квартиры N 22 в доме 29 по улице Беляева, и здания, используемого под магазин, находящегося по адресу: город Устюжна, улица Ленина, дом 5.

Кроме того, в списках собственников недвижимого имущества, представленных 01.03.2005, отсутствовали сведения об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, расположенных по адресу: город Устюжна, улица Беляева, дома N 1а, 1б, 1в, 1г, 1д, 1е, 1ж, 1з, 1к, 1л.

Таким образом, у инспекции отсутствовала возможность в установленные законодательством сроки определить фактический размер налога на имущество, подлежащего уплате Бибером Э.А. за 2005 - 2007 годы.

Довод жалобы о том, что инспекцией проведен не перерасчет налога на имущество физических лиц за 2005-2007 годы, а их несвоевременное начисление, отклоняется апелляционным судом.

Согласно пункту 11 статьи 5 Закона N 2003-1 пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года.

Инспекция произвела перерасчет налога на имущество за 2005 - 2007 годы путем направления в адрес предпринимателя налоговых уведомлений N 44, 49, 50, в которых исчислены суммы налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате за 2005, 2006 и 2007 годы, и суммы налога, предложенные к уплате за минусом сумм, уплаченных на основании налоговых уведомлений N 118, 750, 17005.

Таким образом, межрайонная ИФНС России N 4 произвела перерасчет налога на имущество физических лиц, а не начисление.

Более того, в силу пункта 10 статьи 5 Закона N 2003-1 лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его за три предыдущих года.

В соответствии с пунктом 24 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.11.1999 N 54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» в случае неправильно произведенного обложения дополнительные суммы налогов на имущество уплачиваются в следующие сроки: суммы, дополнительно причитающиеся за текущий год, - равными долями в остающиеся до конца года сроки, но с тем, чтобы на уплату соответствующей суммы было не менее 30 дней; суммы, начисленные на текущий год по истечении всех сроков уплаты и за предшествующие годы, - равными долями в два срока: через месяц после начисления сумм (после вручения налогового уведомления) и через месяц после первого срока уплаты.

Такие же сроки устанавливаются и при перерасчете платежей и доначислении сумм за текущий год в связи с неправильным определением стоимости строений, помещений и сооружений, с неправильным применением ставок и т.д.

Следовательно, срок для принудительного взыскания недоимки по налогу на имущество физических лиц исчисляется в нашем случае с момента истечения срока уплаты налога, установленного в новом налоговом уведомлении.

При таких обстоятельствах инспекцией своевременно выставлены требования N 851, 1956, а также принято оспариваемое решение.

Также следует отметить, что согласно Закону N 2003-1 налогообложению подлежит имущество, находящееся в собственности физических лиц независимо от целей его использования.

Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований Бибера Э.А.

Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.

Поскольку в удовлетворении жалобы отказано, расходы по госпошлине с инспекции в пользу предпринимателя взысканию не подлежат.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 23 июня 2009 года по делу N А13-10142/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя Бибера Эдуарда Аврумовича - без удовлетворения.

Возвратить предпринимателю Биберу Эдуарду Аврумовичу из федерального бюджета госпошлину в сумме 950 рублей, уплаченную по квитанции Сбербанка России от 09.07.2009.

     Председательствующий
О.Ю.Пестерева
Судьи
Т.В.Виноградова
О.Б.Ралько

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А13-10142/2008
Принявший орган: Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 18 сентября 2009

Поиск в тексте