ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2009 года Дело N А13-4565/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2009 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Шартановское» Шепелевой Т.Н. директора, Надежина И.М. по доверенности от 20.08.2009, от Департамента лесного комплекса Вологодской области Кукушкина П.А. по доверенности от 31.12.2008 N 39,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 июня 2009 года по делу N А13-4565/2009 (судья Киров С.А.),

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Шартановское» (далее - Общество, ООО «Шартановское») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании незаконным бездействия Департамента лесного комплекса Вологодской области (далее - Департамент) в переоформлении договора безвозмездного пользования участками лесного фонда, заключенного с сельскохозяйственным производственным кооперативом «Кичменгский» (далее - СПК «Кичменгский», Кооператив), на договор аренды лесных участков с ООО «Шартановское».

В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общества заявитель просил обязать Департамент переоформить договор безвозмездного пользования участками лесного фонда, заключенный с СПК «Кичменгский», на договор аренды лесных участков с ООО «Шартановское» с момента передачи ООО «Шартановское» заявления и документов на переоформление соответствующих правоотношений.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 24 июня 2009 года заявленные требования удовлетворены. С ответчика в пользу заявителя взыскано 2000 руб. в возмещение судебных расходов.

Департамент в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, просят решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представители Общества в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, между Государственным учреждением «Кич-Городецкий сельлесхоз» (далее - Лесхоз) и СПК «Кичменгксий» заключен договор безвозмездного пользования участками лесного фонда от 28.03.2002 N 4.

Согласно разделу 2 договора Лесхоз передал, а Кооператив получил в безвозмездное пользование сроком на 49 лет участки лесного фонда общей площадью 10769 га, в том числе: кварталы с 1 по 43 общей площадью 9944 га; нелесоустроенная лесная площадь 825 га. Указанный договор прошел государственную регистрацию.

СПК «Кичменгкский» 11.11.2008 реорганизован путем присоединением к ООО «Шартановское». В Устав Общества 04.12.2008 внесены изменения, в соответствии с которыми ООО «Шартановское» является правопреемником СПК «Кичменгкский» по всем правам и обязанностям, включая обязательства реорганизуемого Кооператива в отношении всех его кредиторов и должников.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Вологодской области 15.12.2008 внесены сведения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о реорганизации Кооператива в форме присоединения к Обществу; зарегистрированы изменения в Устав ООО «Шартановское».

ООО «Шартановское» как правопреемник СПК «Кичменгский» 15.10.2008 обратилось в Департамент с заявлением о перезаключении договора безвозмездного пользования участками лесного фонда СПК «Кичменгский» на договор аренды лесного участка в границах СПК «Кичменгский». Распоряжением заместителя начальника Департамента от 21.10.2008 председателю Комитета лесного хозяйства Департамента поручено подготовить проекты решения, уведомления и договора аренды.

После регистрации в ЕГРЮЛ сведений о реорганизации СПК «Кичменгский» в форме присоединения к ООО «Шартановское», последнее 15.12.2008 вновь обратилось в Департамент с заявкой на переоформление Договора. Департаментом 16.12.2008 принято решение N 384 о переоформлении договора безвозмездного пользования участками лесного фонда на договор аренды лесных участков, в соответствии с которым в срок до 20.12.2008 Комитету по лесному хозяйству Департамента совместно с ГУ ВО «Вологдасельлес» и ООО «Шартановское» поручено подготовить проект договора аренды лесного участка с приложением всех необходимых материалов в соответствии с Правилами подготовки и заключения договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324. Местоположение лесного участка: кварталы 1 - 16, 18 - 34, 36 - 43, расположенные в границах землепользования Колхоза «Строитель коммунизма» Кич-Городецкого участкового лесничества Кич-Городецкого районного отдела - государственного лесничества Вологодской области, общая площадь 9331 га, вид использования - заготовка древесины, срок договора аренды - до 29 мая 2051 года.

Заявителем 23.10.2008 заключен договор N 112 на выполнение работ по составлению арендной записки с ГУ ВО «Вологдасельлес». Работы в рамках данного договора выполнены, приняты Обществом и оплачены.

Несмотря на неоднократные обращения ООО «Шартановское» в Департамент, договор не переоформлен.

Общество, считая бездействие Департамента незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Вологодской области.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Частью 5 статьи 200 названного Кодекса предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На основании части 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон N 201-ФЗ) договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.

Частью 2 статьи 4 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.

В силу части 6 статьи 4 названного Закона порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка для приведения договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды участка лесного фонда или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (заявление о переоформлении).

Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование, а в Московской области - в соответствующий территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства (пункт 3 Порядка).

Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что срок рассмотрения заявления о переоформлении и прилагаемых к нему документов не должен превышать 30 дней с даты их получения.

По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (пункт 7 Порядка).

Требования к решению, заявлению о переоформлении, прилагаемым документам изложены в пунктах 4, 5 и 8 Порядка.

Решение о переоформлении договора является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности», или договора безвозмездного срочного пользования лесным участком (пункт 9 Порядка).

Таким образом, договор безвозмездного пользования участками лесного фонда, ранее заключенный юридическим лицом, использующим участок лесного фонда, подлежит в срок до 01.01.2009 приведению в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации. Указанная процедура возбуждается в заявительном порядке и осуществляется путем принятия уполномоченным органом решения о переоформлении договора и заключения с юридическим лицом, использующим соответствующие участки лесного фонда, договора аренды лесного участка (при отсутствии предусмотренных статей 47 ЛК РФ оснований для заключения договора безвозмездного пользования лесным участком).

Постановлением Правительства Вологодской области от 29.01.2007 N 136 утверждено Положение о Департаменте лесного комплекса Вологодской области, согласно которому уполномоченным исполнительным органом государственной власти в области лесных отношений, правомочным принимать решение о переоформлении соответствующих договоров на основании Порядка, является Департамент.

Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Обществом совершены все необходимые действия для переоформления договора от 28.03.2002 N 4.

Обществом в уполномоченный орган (Департамент), представлены заявление и необходимые документы по переоформлению договора безвозмездного пользования участками лесного фонда на договор аренды лесных участков. Департаментом не предъявлялось претензий к порядку подачи и оформления заявления и документов, приложенных к нему. Доказательств, удостоверяющих наличие оснований для отказа заявителю в переоформлении договора от 28.03.2002 N 4 на договор аренды участка лесного фонда, ответчик не представил.

При таких обстоятельствах несовершение ответчиком действий по переоформлению договора безвозмездного пользования участками лесного фонда, заключенного с СПК «Кичменгский» на договор аренды лесных участков с ООО «Шартановское» не соответствует требованиям законодательства и нарушает права заявителя на использование участков лесного фонда.

Доводы подателя жалобы о том, что правовые основания для заключения договора аренды лесных участков с Обществом после 01.01.2009 отсутствуют вследствие прекращения обязательств на основании статьи 417 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно признаны судом первой инстанции несостоятельными. В статье 4 Закона N 201-ФЗ не указано такое последствие окончания срока переоформления договоров пользования участками лесного фонда как прекращение обязательства по договору. Наступление указанного срока не означает автоматической невозможности исполнения договора безвозмездного пользования участками лестного фонда или прекращения соответствующих договорных обязательств.

Право на переоформление договора от 28.03.2002 N 4 возникло у заявителя ранее указанного срока и было им реализовано в виде обращения в Департамент с соответствующей заявкой и приложением необходимых документов. Истечение установленного законом срока при условии своевременного обращения Общества с заявлением о реализации права и установленного судом факта незаконного бездействия органа государственной власти не может служить препятствием в реализации указанного права путем обращения в суд за защитой субъективного права.

Ссылка на невозможность рассмотрения заявления ООО «Шартановское» в порядке статьей 197 - 198 АПК РФ отклоняется апелляционным судом.

Как правильно указано Арбитражным судом Вологодской области, в соответствии с положением о Департаменте, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 29.01.2007 N 136, он является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти области в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления государственного лесного контроля и надзора, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области.

Обращение Общества с заявлением о переоформлении спорного договора адресовано Департаменту не как стороне гражданско-правовых отношений, а как органу исполнительной власти, имеющему властные полномочия. Об этом же свидетельствует и принятие Департаментом решения от 16.12.2008 N 384.

Из материалов дела усматривается, что спор по условиям договора между сторонами отсутствует.

Департамент отразил существенные условия будущего договора аренды в принятом 16.12.2008 решении о переоформлении, Общество его не оспаривает, каких-либо претензий в адрес ООО «Шартановское» от Департамента не поступало.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя.

Не принимается судом апелляционной инстанции ссылка Департамента на неправомерное взыскание судом первой инстанции с ответчика госпошлины.

Согласно статьям 102, 104 и 105 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также льготы по ее уплате устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 АПК РФ.

В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В том случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными составляет для организаций 2000 руб.

Из имеющихся в материалах дела платежных поручений от 21.04.2009 N 28, от 08.05.2009 N 37 следует, что Обществом уплачена за подачу заявления в суд первой инстанции государственная пошлина в размере 2000 руб.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 24 июня 2009 года в связи с удовлетворением заявленных требований указанные расходы отнесены на Департамент лесного комплекса Вологодской области.

На основании пункта 47 статьи 2 и пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

В статью 333.37 НК РФ Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. При этом в статью 333.40 НК РФ изменения не вносились.

Поскольку главой 24 АПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 АПК РФ в отношении сторон по делам искового производства.

Следовательно, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа, являющегося стороной по делу, а льготы, установленные пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ, применяются в случаях обращения государственного органа в суд с заявлениями и жалобами.

Аналогичная позиция изложена в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации».

В рассматриваемом случае ООО «Шартановское» при обращении с заявлением в арбитражный суд уплатило государственную пошлину, то есть понесло судебные расходы. Суд, взыскав с ответчика 2000 руб. в возмещение судебных расходов (с учетом определения от 22 сентября 2009 года об исправлении опечатки), возложил на него обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежной суммы, равной понесенным им судебным расходам.

Поскольку Обществом заявлено требование об оспаривании бездействия государственного органа, а также с учетом позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 13.11.2008 N 7959/08, с Департамента в возмещение заявителю судебных расходов правомерно взыскано 2000 руб.

Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 июня 2009 года по делу N А13-4565/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
Т.В.Виноградова
Судьи
О.Б.Ралько
О.А.Тарасова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка