ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2009 года Дело N А05-9035/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2009 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Добродеевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального отдела в городе Новодвинске и Холмогорском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 августа 2009 года по делу N А05-9035/2009 (судья Быстров И.В.),

у с т а н о в и л:

администрация муниципального образования «Холмогорское» (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к территориальному отделу в городе Новодвинске и Холмогорском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее - Территориальный отдел) о признании незаконным и отмене постановления о наложении административного наказания от 15.06.2009 N 65/18/2009.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 04 августа 2009 года требования удовлетворены.

Территориальный отдел в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда отменить и прекратить производство по делу. Не согласен с выводом суда о том, что ненадлежащая организация Администрацией деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования не является событием административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В обоснование своей позиции также указывает на неисполнение заявителем функций по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения о проведения внеплановых мероприятий по надзору от 14.05.2009 N 34 в период с 14 по 18 мая 2009 года ответчиком совместно с прокуратурой Холмогорского района Архангельской области проведена проверка в отношении муниципального образования «Холмогорское» с целью контроля за исполнением положений Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и других нормативных правовых актов.

В ходе проверки установлено, что Администрацией не организованы сбор и вывоз бытовых отходов, не заключены договоры на сбор и вывоз мусора и бытовых отходов из помойных ям села Холмогоры. В нарушение требований пункта 2.3.1 СанПиН 42-128-4690-88 на территории во дворе дома N 51 по ул. Ломоносова для сбора жидких бытовых отходов на расстоянии 15 м от дома имеется дворовая помойница, наземная часть которой в деревянном исполнении, крышка отсутствует; помойница наполнена на 2/3; вокруг помойницы разбросан бытовой мусор, рядом с помойницей образована несанкционированная свалка негабаритных и бытовых отходов. Аналогичные нарушения установлены и на территории, прилегающей к дому N 37 по ул. Ломоносова.

По результатам проверки составлены акт от 18.05.2009, протокол об административном правонарушении от 19.05.2009.

Заместитель главного государственного врача по Архангельской области в городе Новодвинске и Холмогорском районе Колесова С.А., рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы, вынесла постановление от 15.06.2009 N 65/18/2009, которым Администрация привлечена к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон N 7-ФЗ) экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Статьей 3 Закона N 7-ФЗ установлено, что хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в числе которых соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон N 89-ФЗ).

В статье 1 Закона N 89-ФЗ указано, что под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно статье 8 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В Уставе Муниципального образования «Холмогорское» также закреплено, что к вопросам местного значения относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к компетенции Администрации.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека (статья 13 Закона N 89-ФЗ).

На основании вышеприведенных норм Администрация с одной стороны как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.

Как правильно указано Арбитражным судом Архангельской области, из материалов административного дела не следует, что отходы, несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с которыми выявлено в ходе проверки, образовались в результате деятельности Администрации как юридического лица.

Из пояснений представителей сторон следует, что указанные отходы, являются бытовыми отходами жильцов жилых домов, на территории которых проводилась проверка. В процессе производства и потребления заявителя, как юридического лица, они не образовывались.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности наличия в деянии Администрации состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Ответчик в апелляционной жалобе ссылается на неисполнение заявителем функций по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Вместе с тем, необеспечение Администрацией надлежащей организации деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования не является событием административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.

На основании части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.

С учетом изложенного постановление по делу об административном правонарушении от 15.06.2009 N 65/18/2009 правомерно признано судом незаконным и отменено.

Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 августа 2009 года по делу N А05-9035/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу территориального отдела в городе Новодвинске и Холмогорском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
Т.В.Виноградова
Судьи
О.Б.Ралько
О.А.Тарасова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка