ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 сентября 2009 года Дело N А66-3852/2009

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б. судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Добродеевой Е.С.,

при участии от Комитета по управлению имуществом Кувшиновского района Покровского Д.В. по доверенности от 23.09.2009,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Ильина Алексея Викторовича на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 июля 2009 года по делу N А66-3852/2009 (судья Владимирова Г.А.),

у с т а н о в и л:

предприниматель Ильин Алексей Викторович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом Кувшиновского района (далее - комитет) о признании незаконным письма от 03.04.2009 N 104 об отказе в продаже земельного участка с кадастровым номером 69:17:07 01 50:0048 площадью 14874 кв. м, находящегося по адресу: Тверская область, город Кувшиново, улица Октябрьская, дом 34.

Определением Арбитражного суда Тверской области от 30 июня 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Дороги» (далее - ООО «Дороги»).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 28 июля 2009 года по делу N А66-3852/2009 в удовлетворении заявленных требований предпринимателю Ильину А.В. отказано.

Предприниматель с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на неправильное применение статей 33, 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). При приватизации земельного участка, по мнению Ильина А.В., необходимо руководствоваться статей 36 ЗК РФ. Право собственника строения на выкуп земельного участка не может быть ограничено наличием договора аренды на данный земельный участок. Кроме того, Ильин А.В. указывает на то, что необходимость испрашиваемой площади земельного участка (14 874 кв. м) обусловлена особенностью разрешенного использования земельного участка - размещение рынка и здания администрации рынка.

Комитет в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение Арбитражного суда Тверской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

ООО «Дороги» в отзыве на апелляционную жалобу считает апелляционную жалобу предпринимателя обоснованной, решение суда первой инстанции - подлежащим отмене.

Предприниматель и ООО «Дороги» надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением главы Кувшиновского района от 29.12.2006 N 684 «О прекращении права аренды на земельный участок МУП Кувшиновского района «Дороги» и предоставлении данного земельного участка в аренду Ильину А.В.» предпринимателю предоставлен в аренду из земель поселений земельный участок, расположенный по адресу: Тверская область, город Кувшиново, улица Октябрьская, дом 34, для размещения рынка площадью 14 254 кв. м сроком на 10 лет (т. 1, л. 68).

Комитетом и предпринимателем Ильиным А.В. заключен договор аренды земельного участка от 29.12.2006 N 58 сроком действия до 26.12.2016 (т. 1, л. 19-23).

Постановлением главы Кувшиновского района от 01.10.2008 N 372 «О внесении изменений в постановление главы Кувшиновского района от 29.12.2006 N 684» (т. 1, л. 40) площадь арендуемого участка увеличена до 14 874 кв. м. В этой связи 01.10.2008 между комитетом и предпринимателем заключено соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 29.12.2006 N 58 (т. 1, л. 58).

На основании договора купли-продажи от 24.01.2008 Ильин А.В. приобрел в собственность нежилое одноэтажное здание общей площадью 171,4 кв. м с кадастровым номером 69:17:07 01 50: 0012: 1/1492/18:1000/А, расположенное по адресу: Тверская область, город Кувшиново, улица Октябрьская, дом 34, расположенное на земельном участке площадью 14 254 кв. м с кадастровым номером 69:17:07 01 50:0048 (т. 1, л. 38). Предпринимателю выдано свидетельство о государственной регистрации права от 19.02.2008 серии 69АБ 120148 (т. 1, л. 18).

В соответствии с договором аренды от 26.12.2008 указанное здание передано в аренду ООО «Дороги» на срок с 26.12.2008 по 25.11.2009 (т. 1, л. 32).

Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 11.07.2008 указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 69:17:0070150:0049 площадью 14 874 кв. м, (т. 1, л. 61). Названный земельный участок является собственностью муниципального образования Тверской области «Кувшиновский район», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.06.2009 серии 69 АБ N 410351 (т. 2, л. 70).

Предприниматель неоднократно обращался к главе Кувшиновского района и в комитет с письмами (т. 1, л. 10-13) о намерении приобрести в собственность земельный участок площадью 14 874 кв. м с кадастровым номером 69:17:0070150:0048 (последующие кадастровые номера 69:170070150:0049, 69: 17: 0070150:49), расположенный по адресу: Тверская область, город Кувшиново, улица Октябрьская, дом 34, для размещения рынка.

Письмом от 29.01.2009 N 17 (т. 1, л. 9) комитет сообщил о необходимости межевания земельного участка для выделения площади, необходимой для обслуживания принадлежащего заявителю здания, в соответствии с установленными нормативами.

Письмом от 03.04.2009 N 104 (т. 1, л. 8) комитет повторно сообщил о готовности выделить земельный участок для обслуживания здания администрации рынка, собственником которого является предприниматель.

Предприниматель не согласился с письмом комитета от 03.04.2009 N 104, полагая, что имеет право на приобретение всего арендуемого участка, и обратился в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований предпринимателю, обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 данного Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, определенных пунктом 1 статьи 24 названного Кодекса.

На основании статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 11 ЗК РФ, пункта 1.1 положения о Комитете по управлению имуществом Кувшиновского района, утвержденного постановлением главы Кувшиновского района от 15.09.2004 N 342, комитет осуществляет полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом Кувшиновского района.

Из пункта 1 статьи 36 ЗК РФ следует, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.

В силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Из пункта 2 статьи 35 ЗК РФ следует, что площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 названного Кодекса.

В силу пункта 3 статьи 33 ЗК РФ для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Из приведенных норм следует, что при определении площади земельного участка, подлежащего приватизации, необходимо учитывать комплекс факторов, в числе которых фактически используемая площадь земельного участка, правила землепользования и застройки, сведения, содержащиеся в землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

Размеры земельного участка, необходимого для использования принадлежащего предпринимателю здания, должны определяться в каждом конкретном случае с учетом назначения находящегося на нем здания.

Судом первой инстанции установлено, что предпринимателю на праве собственности принадлежит объект недвижимости общей площадью 171,4 кв. м, расположенный на спорном земельном участке, который является муниципальной собственностью. С учетом вышеизложенного следует признать правомерным вывод суда первой инстанции о том, что предприниматель требует продажи земельного участка, большего по площади чем площадь, которую фактически занимает принадлежащий ему объект недвижимости, однако доказательств необходимости использования земельного участка площадью 14 874 кв. м для эксплуатации этого объекта предпринимателем не представлено.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 08.06.2009 по делу N А56-39589/2008.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в целях реализации своих прав предприниматель может претендовать лишь на часть земельного участка, занятую принадлежащим ему объектом недвижимости и необходимую для его использования, поскольку предоставление земельного участка в полном объеме нарушит баланс интересов сторон и может привести к необоснованному ущемлению прав и законных интересов муниципального образования.

Предприниматель также сослался на то, что спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, не относится к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ собственник объекта недвижимости вправе по своему выбору приобрести в аренду или собственность земельный участок, на котором находится объект.

Отказ в предоставлении земельных участков в собственность возможен только в случаях, предусмотренных законодательством.

Пункт 4 статьи 28 ЗК РФ к таким случаям относит изъятие земельного участка из оборота; запрет, установленный федеральным законом на приватизацию земельного участка; резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Доказательств наличия таких оснований для отказа в выкупе земельного участка комитет не представил. В то же время на такие основания и на отказ в заключении договора купли-продажи испрашиваемого предпринимателем земельного участка комитет в письме от 03.04.2009 N 104 не ссылался.

Предприниматель в апелляционной жалобе указал, что земельный участок площадью 14 874 кв. м необходим для организации розничного рынка. Названный довод предпринимателя не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.

На основании статьи 1 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 271-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность.

Настоящий Федеральный закон не распространяется на следующие виды деятельности: 1) деятельность по продаже энергетических ресурсов на розничных рынках; 2) деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер. Порядок организации деятельности ярмарок устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 271-ФЗ предусмотрено, что разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 271-ФЗ рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.

Пунктом 2 названной статьи определено, что планом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, должны предусматриваться места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 указанной статьи рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.

Закон Тверской области от 19.06.2007 N 66-ЗО «Об органе местного самоуправления, уполномоченном выдавать разрешения на право организации розничного рынка» в соответствии с Федеральным законом N 271-ФЗ определяет органы местного самоуправления, уполномоченные выдавать разрешения на право организации розничного рынка на территории Тверской области.

Согласно статье 1 названного Закона разрешение на право организации розничного рынка выдается администрацией муниципального района или администрацией городского округа, на территории которого предполагается организация розничного рынка.

С учетом вышеизложенных норм следует, что рынок может быть организован только юридическим лицом, которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном порядке.

Таким образом, предприниматель, являясь собственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, на котором предположительно мог бы быть организован рынок, не является лицом, которое вправе обратиться за соответствующим разрешением в администрацию муниципального образования «Кувшиновский район».

Кроме того, комитет сослался на то, что в Арбитражный суд Тверской области подано заявление о расторжении договора аренды земельного участка от 29.12.2006 N 58, и о взыскании задолженности по арендной плате в рамках названного договора.

Как правильно указал суд первой инстанции оспариваемое письмо нельзя расценивать как отказ в продаже испрашиваемого земельного участка, поскольку в данном случае в письме разъяснен порядок предоставления земельного участка, необходимого для использования объекта недвижимости, принадлежащего предпринимателю на праве собственности.

При таких обстоятельствах в целях реализации своих прав предприниматель может претендовать лишь на часть земельного участка, занятую принадлежащим ему объектом недвижимости и необходимым для его использования.

Оспариваемое письмо не нарушает прав и законных интересов заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности и не создает препятствий по использованию объекта недвижимости в соответствии с его назначением согласно технической документации.

При указанных обстоятельствах у комитета при рассмотрении вопроса о предоставлении спорного земельного участка отсутствовали основания для применения статьи 36 ЗК РФ и, соответственно, обязанность предоставить предпринимателю земельный участок площадью 14 874 кв. м.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы.

Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 28 июля 2009 года по делу N А66-3852/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя Ильина Алексея Викторовича - без удовлетворения.

Возвратить предпринимателю Ильину Алексею Викторовичу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по квитанции Сбербанка России от 26 августа 2009 года в сумме 950 рублей.

     Председательствующий
О.Б.Ралько
Судьи
Т.В.Виноградова
О.А.Тарасова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка