• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2009 года Дело N А52-3094/2009

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Чельцовой Н.С. при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПКСи Груп Псков» на решение Арбитражного суда Псковской области от 05 августа 2009 года по делу N А52-3094/2009 (судья Лебедев А.А.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «ПКСи Груп Псков» (далее - общество, ООО «ПКСи Груп Псков») обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 25.06.2009 N 58-09/206 о назначении административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Решением Арбитражного суда Псковской области от 05 августа 2009 года в удовлетворении требований общества отказано.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и требования удовлетворить. В обоснование своей позиции указывает на отсутствие вины в совершении вмененного правонарушения, кроме того заявляет, что было лишено возможности участвовать в составлении протокола об административном правонарушении. Считает, что не создавало угрозы охраняемым общественным интересам.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Общество и управление надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, обществом с компанией PKC Eesti AS заключен внешнеторговый контракт от 30.01.2007 N 8/07PKC на поставку оборудования на общую сумму 1 миллион евро. Паспорт сделки N 07020005/0439/0047/2/0 оформлен 26.02.2007 в Псковском филиале открытого акционерного общества «Банк ВТБ Северо-Запад».

В ходе проверки административным органом установлено, что во исполнение указанного договора обществом в июле 2008 года получено оборудование фактурной стоимостью 19 123,56 евро, что подтверждается грузовой таможенной декларацией N 10209090/300708/0006442, выпуск товара разрешен 31.07.2008. При этом справка о подтверждающих документах представлена в уполномоченный банк 26.09.2008, то есть с пропуском установленного срока.

В связи с этим административным органом сделан вывод о нарушении обществом пункта 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон N 173-ФЗ), пунктов 2.1, 2.4 Положения о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, утвержденного Центральным банком Российской Федерации 01.06.2004 N 258-П (далее - Положение N 258-П).

Указанные обстоятельства нашли отражение в протоколе об административном правонарушении от 17.06.2009 N 58-09/206.

Руководитель управления, рассмотрев материалы административного дела, 25.06.209 вынес постановление N 58-09/206, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции при принятии решения правомерно исходил из наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

В части 4 статьи 5 данного Закона указано, что единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 указанного Закона Центральным банком Российской Федерации определяется порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

Такой порядок определен Положением N 258-П, пунктом 2.1 которого установлено, что резидент в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением представляет в банк, в котором резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки по контракту, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Пункт 2.2 указанного Положения предписывает резидентам представлять подтверждающие документы в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах.

В соответствии с пунктом 2.4 Положения N 258-П (в редакции. действовавшей в рассматриваемый период) резидент представляет в банк подтверждающие документы в срок, не превышающий 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 15.25 КоАП РФ объективную сторону противоправного деяния образуют несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

В данном случае из материалов следует и не оспаривается обществом, что справка о подтверждающих документах и сами документы представлены обществом 26.09.2008, в то время как 14.09.2008 установленный срок истек.

Следовательно, общество правомерно привлечено к ответственности за совершение указанного административного правонарушения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, совершенное обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере валютного регулирования, обеспечивающего устойчивость валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка.

В рассматриваемом случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

При этом соблюдение обществом срока подачи справки о подтверждающих документах по иным ГТД, не являющимся предметом рассмотрения настоящего спора, не имеет правого значения для решения вопроса о правомерности привлечения общества к ответственности за данное правонарушение.

Апелляционная коллегия также отклоняет доводы апелляционной жалобы о нарушении административным органом права общества на участие в составлении протокола об административном правонарушении.

Согласно статье 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

В протоколе отражаются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения, при составлении протокола названным лицам разъясняются права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Данные лица вправе представлять объяснения и замечания по факту правонарушения и содержанию протокола, которые прилагаются к нему.

В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума N 10) при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины его неявки уважительными.

Из материалов дела следует, что в адрес общества направлено письмо от 05.06.20009 N 57-02-13/1093 (л.д. 21), в котором указана дата и время составления протокола об административном правонарушении. Данное письмо получено обществом 09.06.2009, о чем свидетельствует уведомление о вручении почтового отправления (л.д. 111).

О дате составления протокола (17.06.2009) директор общества знал уже 11.06.2009, о чем свидетельствует подписанное им ходатайство от 11.06.2009 N 95 об отложении срока составления протокола (л.д. 23).

Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено составление протокола об административном правонарушении с участием законного представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

В соответствии со статьей 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник (часть 1). В качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо (часть 2). Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом (часть 3). Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении (часть 4). Защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ (часть 5).

Согласно части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.

Из пункта 24 постановления Пленума N 10 следует, что в целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ). Вместе с тем, данный Кодекс допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежащим образом извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство.

Таким образом, в условиях, когда общество извещено о составлении протокола, любое лицо на основании надлежащим образом оформленной доверенности могло представлять его интересы в управлении.

Апелляционная коллегия не усматривает нарушения прав общества в том, что административным органом отклонено его ходатайство об отложении даты составления протокола об административном правонарушении, поскольку обществом не доказана невозможность уполномочить любое другое лицо кроме директора и юриста.

Из изложенного следует, что общество имело реальную возможность выдать надлежащим образом оформленную доверенность явившемуся на составление протокола главному бухгалтеру общества, который, как указывается в апелляционной жалобе, является высококвалифицированным специалистом и знает правовые основы валютного регулирования и контроля.

Таким образом, нарушение прав общества при составлении протокола об административном правонарушении не нашло своего подтверждения.

Апелляционная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины общества в совершении административном правонарушения, поскольку оно явилось следствием ненадлежащего выполнения своих обязанностей главным бухгалтером.

Нормами Закона N 173-ФЗ и Положением N 258-П обязанность по представлению в уполномоченный банк справки о подтверждающих документов возложена на организацию - юридическое лицо, поэтому оно и должно осуществлять контроль за работой своих сотрудников и нести ответственность за невыполнение ими своих обязанностей.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Псковской области от 05 августа 2009 года по делу N А52-3094/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПКСи Груп Псков» - без удовлетворения.

     Председательствующий
Н.Н.Осокина
Судьи
Н.В.Мурахина
Н.С.Чельцова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А52-3094/2009
Принявший орган: Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 28 сентября 2009

Поиск в тексте