• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 октября 2009 года Дело N А05-8201/2009

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А.,

при участии от Департамента по конкурентной политике Архангельской области Нецветаева В.А. по доверенности от 11.06.2009,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лотерион» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 августа 2009 года по делу N А05-8201/2009 (судья Лепеха А.П.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Лотерион» (далее - общество, ООО «Лотерион») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Департаменту по конкурентной политике Архангельской области (далее - департамент) о признании незаконным распоряжения от 14.05.2009 N 6-рл «О запрете проведения региональной стимулирующей лотереи» и возложении обязанности на департамент устранить допущенные нарушения путем внесения в Государственный реестр региональных лотерей Архангельской области записи о проведении обществом региональной стимулирующей лотереи «Ветераны» на территории Архангельской области.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 06 августа 2009 года в удовлетворении требований общества отказано.

ООО «Лотерион» с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, считая его незаконным, принять по делу новый судебный акт. Общество полагает, что стимулирующие лотереи могут проводиться любым способом - тиражным, бестиражным, комбинированным, а выводы суда первой инстанции противоречат Федеральному закону от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях» (далее - Закон N 138-ФЗ). Отсутствие указания в условиях проведения стимулирующей лотереи на способ проведения лотереи не является нарушением Закона N 138-ФЗ, так как способ проведения лотереи имеется в уведомлении о проведении региональной стимулирующей лотереи.

Департамент в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании считают ее не подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции - законным и обоснованным.

Общество, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в деле не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заслушав представителя департамента, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная коллегия не находит оснований для его отмены.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.04.2009 общество направило в департамент уведомление о проведении региональной стимулирующей лотереи «Ветераны» с приложением документов (л. д. 44).

Сопроводительным письмом от 14.05.2009 N 21-06-686 департамент направил в адрес общества распоряжение от 14.05.2009 N 6-рл «О запрете проведения региональной стимулирующей лотереи» (л. д. 57).

Распоряжением департамента от 14.05.2009 N 6-рл обществу запрещено проведение региональной стимулирующей лотереи «Ветераны» в связи с неполным комплектом документов, необходимых в соответствии с Законом N 138-ФЗ (не представлена информация об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов), а также в связи с несоответствием представленных документов требованиям Закона N 138-ФЗ.

Общество обжаловало указанное распоряжение департамента в судебном порядке. В удовлетворении требований общества судом отказано.

Общество в апелляционной жалобе с выводами суда первой инстанции в части непредставления информация об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов согласно. Не согласно с выводами суда о том, что указание в уведомлении о проведении стимулирующей лотереи способа ее проведения как комбинированной не соответствует требованиям Закона N 138-ФЗ, в представленных обществом условиях проведения региональной стимулирующей лотереи «Ветераны» не содержится указания на способ ее проведения, а также на то, что реализация лотерейных билетов Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Ветераны» не может быть связана с проведением стимулирующей лотереи.

На основании статьи 2 Закона N 138-ФЗ лотереей признается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Данный Закон также определяет виды лотерей, способы и сроки их проведения.

Часть 2 статьи 3 названного Закона подразделяет лотерею в зависимости от способа ее проведения на тиражную, бестиражную и комбинированную.

При этом под тиражной лотереей понимается лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей.

Бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет.

Комбинированная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются как непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета, так и после проведения розыгрыша призового фонда лотереи.

Перечень способов проведения лотереи ограничен указанной нормой; способ проведения комбинированной лотереи, который включает в себя элементы бестиражной лотереи, предполагает внесение платы за участие в лотерее, установление выигрышных билетов на стадии их изготовления.

Предусмотренные Законом N 138-ФЗ бестиражный, комбинированный способы проведения лотереи предполагают внесение платы за участие в лотерее. Тиражный способ предполагает распространение лотерейных билетов.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона N 138-ФЗ лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи, и лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организаторов лотереи (стимулирующая лотерея).

Порядок проведения стимулирующей лотереи на территории Российской Федерации регламентирован статьями 7 и 9 Закона N 138-ФЗ и конкретизирован Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2004 N 66н «Об установлении форм и сроков представления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей».

Для участия в стимулирующей лотерее внесение платы за участие в ней не требуется, поскольку призовой фонд формируется за счет организаторов лотереи. Кроме того, стимулирующая лотерея не предусматривает распространение лотерейных билетов.

Стимулирующая лотерея - это рекламная акция (действия, направленные на стимулирование продаж товара), в рамках которой призы вручаются не всем участникам, а только тем, кто выполнил определенные условия и (или) путем случайного выбора признается победителем.

С учетом изложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что указание в представленном обществом уведомлении о проведении стимулирующей лотереи способа ее проведения «комбинированная» противоречит существу проведения стимулирующей лотереи, указанному в статьях 3 Закона N 138-ФЗ, в связи с этим является не соответствующим требованиям данного закона.

На основании частей 1, 2 статьи 7 Закона N 138-ФЗ право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. К уведомлению прилагаются следующие документы: условия стимулирующей лотереи; описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях; описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи; описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником; описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения; засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи; порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.

Частью 2 статьи 9 Закона N 138-ФЗ предусмотрено, что условия стимулирующей лотереи включают в себя: наименование стимулирующей лотереи, если оно имеется; указание на способ проведения стимулирующей лотереи и территорию ее проведения; наименование организатора стимулирующей лотереи с указанием его юридического и почтового адресов, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика и сведений об открытии счетов в кредитной организации; сроки проведения стимулирующей лотереи; права и обязанности участников стимулирующей лотереи; порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей; порядок и сроки получения выигрышей; порядок информирования участников стимулирующей лотереи об условиях этой лотереи.

Однако судом первой инстанции установлено и не оспаривается обществом, что в представленных условиях стимулирующей лотереи отсутствует указание на способ ее проведения.

С учетом изложенного судом первой инстанции обоснованно не принят довод общества о том, что способ проведения стимулирующей лотереи был указан в уведомлении о проведении лотереи, поскольку в соответствии со статьями 7 и 9 Закона N 138-ФЗ способ проведения стимулирующей лотереи должен быть указан организатором лотереи как в уведомлении, так и в условиях проведения стимулирующей лотереи.

Кроме того, как правильно указано судом первой инстанции с учетом положений статей 7 и 9 Закона N 138-ФЗ стимулирующая лотерея не предусматривает распространение лотерейных билетов.

Соответственно департамент правомерно усмотрел несоответствие представленных обществом документов требованиям вышеуказанного закона, поскольку проведение региональной стимулирующей лотереи обществом предполагает реализацию лотерейных билетов Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Ветераны», на проведение которой у общества имеется соответствующее разрешение Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 08.02.2007 N 321.

Частью 2 статьи 7 Закона N 138-ФЗ предусмотрено, что уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. К уведомлению в числе перечисленных в указанной норме документов должно быть приложено в том числе описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.

Так, в уведомлении о проведении региональной стимулирующей лотереи (л. д. 19) в графе «наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение лотереи» указана продажа лотерейных билетов Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Ветераны».

При этом, как правильно указал суд первой инстанции, участник самостоятельной Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Ветераны» может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет. Указание на способ ее проведения бестиражный исключает какой-то дополнительный розыгрыш билетов, независимо от того выигравший или нет, поскольку данная лотерея не является комбинированной.

Таким образом, реализация лотерейных билетов Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Ветераны» не может быть связана с проведением стимулирующей лотереи, поскольку это противоречит положениям статей 2, 3, 7 и 9 Закона N 138-ФЗ.

Кроме того, согласно статье 2 Закона N 138-ФЗ лотерейный билет - документ, удостоверяющий в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в лотерее и служащий для оформления договорных отношений организатора лотереи с участником лотереи.

В соответствии со статьей 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации лотерейный билет является документом, подтверждающим оформление договора между организаторами лотерей и участниками игр.

Таким образом, лотерейный билет является свидетельством заключения договора между организатором и участником лотереи.

Следовательно, продажа лотерейных билетов не может рассматриваться как реализация товаров (работ, услуг), а потому не может быть товаром, с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи.

На основании части 3 статьи 7 Закона N 138-ФЗ уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи. Указанный орган в течение пятнадцати дней со дня получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи, в том числе в связи с несоответствием представленных документов требованиям настоящего Федерального закона.

Согласно подпункту 23 пункта 8 раздела II Положения о департаменте по конкурсной политике Архангельской области, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 19.08.2008 N 182-па/26, департамент осуществляет государственное регулирование отношений, возникающих в сфере организации и проведения региональных государственных лотерей Архангельской области и негосударственных региональных лотерей.

Таким образом, запрет департаментом обществу проведения региональной стимулирующей лотереи соответствует положениям пункта 2 части 3 статьи 7 Закона N 138-ФЗ.

С учетом изложенного дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Правовых оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 августа 2009 года по делу N А05-8201/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лотерион» - без удовлетворения.

     Председательствующий
О.Б.Ралько
Судьи
Т.В.Виноградова
О.А.Тарасова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А05-8201/2009
Принявший орган: Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 08 октября 2009

Поиск в тексте