ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 октября 2009 года Дело N А13-5117/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2009 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарём судебного заседания Любишкиной О.А.,

при участии от муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания «Соколпромводоочистка» Ельдецова А.А. по доверенности от 12.10.2009 N 843, от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Вологодской области Сечениковой И.Н. по доверенности от 09.06.2009 N 16, от Правительства Вологодской области Цветкова С.А. по доверенности от 29.07.2009 N 27,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания «Соколпромводоочистка» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 августа 2009 года по делу А13-5117/2009 (судья Мамонова А.Е.),

у с т а н о в и л :

муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания «Соколпромводоочистка» (далее - Предприятие, МУП) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (далее - Департамент) по отказу в проведении корректировки размера платежей за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения средств, затраченных на выполнение природоохранных мероприятий за 2007 год и 9 месяцев 2008 года.

В качестве меры по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявитель просил суд обязать Департамент провести корректировку размера данных платежей и принять к зачету в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду 7 043 355 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) по Вологодской области (далее - Управление Ростехнадзора), Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области (далее - Управление), Правительство Вологодской области.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 14 августа 2009 года Предприятию отказано в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с данным судебным актом, МУП обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, требования удовлетворить.

Управление Ростехнадзора и Управление надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 136, 210, 266 АПК РФ.

Заслушав объяснения представителей Предприятия, Департамента и Правительства Вологодской области, изучив доводы жалобы и письменные доказательства, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, Предприятие 09.04.2009 одновременно обратилось в Департамент и Управление Ростехнадзора с просьбой провести корректировку размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения средств, затраченных на выполнение природоохранных мероприятий, и зачесть в счет погашения указанных платежей за I, II, III, IV кварталы 2007 года и I, II, III кварталы 2008 года затраты МУП в общей сумме 7 043 355 руб. (письма N 323, N 324; том 1, листы 14-17).

Департамент в письме от 05.05.2009 N 1288/02-03-11 отказал Предприятию в проведении корректировки размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду (далее - платежи), ссылаясь на отсутствие соответствующих полномочий. Кроме того, указал на наличие у заявителя задолженности по платежам, и сделал вывод из представленных МУП документов, что часть заявленных средств относится к расходам на текущие ремонты и текущие затраты по эксплуатации очистных сооружений, которые включаются в тарифы предприятия (том 1, лист 21). Управление Ростехнадзора в письме от 07.05.2009 N 09/04046 подтвердило, что средства Предприятия затрачены на выполнение природоохранных мероприятий (том 1, лист 22).

По мнению МУП, откорректировать размер платежей и произвести их зачёт обязан Департамент. Учитывая, что данная обязанность ответчиком не исполнена, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его действий.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу, что ответчик не уполномочен производить корректировку размера платежей и осуществлять их зачет, а также указал на то, что МУП не соблюден порядок обращения с заявлением о корректировке данных платежей.

Предприятие не согласилось с данным выводом суда первой инстанции, в обоснование своей позиции ссылается на положения подпункта «а» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее - Постановление N 632) и письмо Управления Ростехнадзора по Вологодской области от 07.05.2009 N 09/04046, считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют нормам, закреплённым Постановлением N 632.

Департамент и Правительство Вологодской области доводы подателя жалобы отклонили, указав на то, что Постановление N 632, на которое ссылается МУП, противоречит нормам бюджетного законодательства в части наделения полномочиями субъекта Российской Федерации по уменьшению размера платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Управление Ростехнадзора в отзыве на апелляционную жалобу сослалось на то, что Ростехнадзор не осуществляет согласование решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанных с корректировкой платежей с учетом освоения плательщиками средств на выполнение природоохранных мероприятий.

Апелляционная коллегия при рассмотрении данного дела приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, МУП в своей хозяйственной деятельности осуществляет негативное воздействие на окружающую среду, а именно: выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод в водные объекты и размещение отходов, в связи с этим обязано вносить в установленном порядке плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Статьёй 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон N 7-ФЗ) закреплено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Предприятием представлены в Управление Ростехнадзора расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за I, II, III, IV кварталы 2007 года и I, II, III кварталы 2008 года.

По данным Управления Ростехнадзора всего за 2007 год предприятию начислено платежей в общей сумме 3 596 504 руб., за 9 месяцев 2008 года - 4 957 794 руб.

Указанная сумма начисленных платежей Предприятием не оспаривается. Между тем заявитель считает, что Департамент обязан произвести корректировку начисления данных сумм в сторону их уменьшения и зачесть произведённые МУП расходы на выполнение природоохранных мероприятий в счёт уплаты данных платежей.

Постановлением N 632 утверждён Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), который введен в действие с 01.01.1993.

Подпунктом «а» пункта 4 Порядка предусмотрено, что корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей осуществляют в том числе органы исполнительной власти областей с участием территориальных органов Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

Во исполнение данного постановления Правительства приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 26.01.1993 утверждены «Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» (далее - Методические указания).

Из положений, закреплённых Методическими указаниями, следует, что

объём корректировки размеров платежей определяется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и в соответствии с законодательством утверждается исполнительными органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований или, в случае передачи этих функций, территориальными органами Минприроды России, оформление корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий осуществляется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (пункты 6.12, 6.13 Методических указаний).

Однако Порядок и Методические указания разработаны на основании Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.1991 N 2060-1, утратившего силу в связи с принятием Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ и от 10.01.2002 N 7-ФЗ. На основании этого названные Порядок и Методические указания подлежат применению в части, не противоречащей действующему законодательству.

Согласно статье 6 Закона N 7-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, предоставлены полномочия по контролю в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих Федеральному государственному экологическому контролю. Данным Законом не закреплено каких-либо полномочий субъекта Российской Федерации, связанных с возможностью уменьшать платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Полномочия, предусмотренные статьёй 6 Закона N 7-ФЗ, реализуются Департаментом в соответствии с бюджетным законодательством и Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 20.12.2004 N 1166.

В соответствии со статьями 51, 57 и 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации начиная с 2005 года плата за негативное воздействие на окружающую среду зачисляется по нормативу 20 процентов в доход федерального бюджета, по нормативу 40 процентов - в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и по нормативу 40 процентов - в доходы местных бюджетов.

Нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» осуществляет Ростехнадзор.

Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 01.01.2008) администрирование неналоговых доходов бюджетов Российской Федерации, к числу которых относятся и платежи за негативное воздействие на окружающую среду, закреплялось за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации.

Администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду определен Ростехнадзор, который возложил осуществление соответствующих функций по контролю правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты рассматриваемых платежей на свои территориальные управления.

Аналогичные положения закреплены в пункте 1 статьи 4 и Приложении 6 к Федеральному закону от 24.07.2007 N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Согласно названным нормам на Ростехнадзор возложены полномочия главного администратора доходов федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду (код доходов по бюджетной классификации - 498 112 01000 010000 120).

При этом Правилами осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995, на Ростехнадзор в части платы за негативное воздействие на окружающую среду возложены бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Статьёй 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, введённой Федеральным законом N 63-ФЗ, предусмотрено, что за администратор доходов бюджета в числе иных полномочий принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Таким образом, в рамках выполнения возложенных законодательством на Ростехнадзор полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду администраторы, назначенные в соответствии с приказом Ростехнадзора (территориальные органы Ростехнадзора и (или) подведомственные ему учреждения), обязаны осуществлять бюджетный учет по начислению и уплате обязательного платежа, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью платежей в бюджет, в том числе в пределах своей компетенции принимать решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представлять соответствующее уведомление в орган Федерального казначейства.

Учитывая, что плата за негативное воздействие на окружающую среду является федеральным фискальным сбором и ее администрирование закреплено за федеральным органом государственной власти, субъекты Российской Федерации не вправе закреплять администрирование данной платы за своими органами (в том числе и в части платежа, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации).

Следовательно, Департамент не уполномочен принимать решение о зачёте, корректировке (уточнении размера) платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Действия (бездействие) Управления Ростехнадзора в рамках настоящего дела Предприятием не оспариваются.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу, что оснований для удовлетворения требований МУП, предъявленных к Департаменту, в рассматриваемом случае не имеется.

Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что спор разрешён в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Предприятия не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 августа 2009 года по делу А13-5117/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания «Соколпромводоочистка» - без удовлетворения.

     Председательствующий
О.А.Тарасова
Судьи
Т.В.Виноградова
О.Б.Ралько

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка