АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 16 октября 2009 года Дело N А56-49872/2009

Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2009 года. Полный текст решения изготовлен 16 октября 2009 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Кожемякиной Е.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савченко Ю.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Российские железные дороги"

к ОАО "Универсальный перегру-очный комплекс" о взыскании 18 000 руб. при участии:

- от истца: представитель Пудова Т.С. по доверенности от 24.12.2008 N 11/2-83, представитель Соломонова Л.В. по доверенности от 24.12.2008 N 11/2-87

- от ответчика: представитель Лаврик М.А. по доверенности от 29.09.2009 N 78 ВК 894008

установил:

ОАО "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к ОАО "Универсальный перегрузочный комплекс" о взыскании 18 000 руб. штрафа за неочистку вагонов, а также 720 руб. расходов по оплате государственной пошлины.

Определением от 06.08.2009 исковое заявление принято к производству, возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание. Этим же определением назначено и судебное разбирательство.

В судебном заседании от 14.10.2009, ввиду отсутствия возражений сторон против рассмотрения дела по существу в настоящем судебном заседании, суд, в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, посчитал возможным завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, в апреле истец принял от ответчика порожние вагоны.

После выгрузки вагонов средствами ответчика на станции Лужская Октябрьской ж.д. был установлен факт неочистки 4 вагонов в виде остатков ранее перевозимого груза - окатыш железорудный слоем 100-150 мм на хребтовой балке, с левой стороны по ходу движения, о чем сделаны соответствующие записи в памятке приемосдатчика за N 118, а также составлены акты общей формы за N 5/133 и 5/134 от 11.04.2009 года.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов, грузобагажа. Основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Как следует из пункта 2 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки, утвержденных Приказом МПС России N 46 от 18.06.2003г., очищенными признаются вагоны, контейнеры (кроме цистерн и бункерных полувагонов), из которых после выгрузки груза удалены все приспособления и материалы, использованные для погрузки и крепления груза, кроме несъемного оборудования, а также внутри и снаружи которых, в том числе на балках, тележках и крышках люков вагонов, отсутствуют скопления груза, и которые могут быть использованы под погрузку другого груза. Цистерны и бункерные полувагоны признаются очищенными при условии, если с внутренней поверхности котла и бункера вагона удалены остатки груза. При сливе груза из цистерн с верхним сливом остаток невыгруженного груза может составлять не более 1 см (по замеру под колпаком).

Согласно пункту 8 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 46 (далее - Правила), при обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов. Грузополучатель вправе предъявить претензию грузоотправителю за погрузку грузов в его адрес в неочищенный вагон, контейнер. В данном случае грузополучатель составляет акт общей формы. Перевозчик по заявлению грузополучателя может принять участие в подтверждении наличия в вагоне, контейнере остатков ранее перевозимого груза и подписать акт общей формы.

Из указанных норм следует, что грузополучатель, осуществляющий своими средствами выгрузку, обязан очистить вагоны не только от остатков перевозимого в его адрес груза, но и от остатков ранее перевозимых грузов.

На основании статьи 103 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации грузополучатель за неочистку подвижного состава и контейнеров после выгрузки, обязан уплатить ОАО «РЖД» штраф в размере сорока пяти МРОТ за каждый вагон. Согласно расчету истца размер штрафа за неочистку 4 вагонов составляет 18 000 руб.

Поскольку факт нарушения ответчиком требований статьи 44 УЖТ РФ подтвержден надлежащими доказательствами, то истец правомерно начислил ему установленный статьей 103 УЖТ РФ штраф.

В данном случае судом не принимаются доводы ответчика о том, что представленные акты общей формы не соответствуют Правилам составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, так как не содержат дату составления акта и отсутствуют документы, подтверждающие отказ от подписи, так как истцом представлен акт общей формы N 5/135 от 11.04.2009, которым зафиксирован отказ представителя ответчика от подписи актов общей формы N 5/133 и 5/134 от 11.04.2009 года. Дата в представленных актах имеет место быть - 11.04.2009 года.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ОАО «Универсальный перегрузочный комплекс» в пользу ОАО «Российские железные дороги» 18 000 руб. штрафа и 720,00 руб. расходов по госпошлине.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

     Судья
Кожемякина Е.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка