АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 21 октября 2009 года Дело N А56-16070/2009

Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2009 года .

Полный текст решения изготовлен 21 октября 2009 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Боровлева Д.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лукиным А.Н. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель ОАО "Мегафон"

заинтересованное лицо Отдел государственного пожарного надзора Невского района Санкт-Петербурга Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу о признании незаконным и отмене постановления при участии:

от заявителя - Глушко А.Ю., доверенность 78 ВК 002756 от 22.12.2008,

от заинтересованного лица - Галушко Л.Г., доверенность от 06.04.2009 N 2/19-44-3-497,

установил:

Открытое акционерное общество «Мегафон» (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного пожарного Главного Управления МЧС России по Санкт-Петербургу (далее - управление) от 26.05.2008 N 2-2-22-284 по статье 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В судебном заседании представитель Заявителя поддержал заявленные требования, указывая, что обжалуемое постановление вынесено незаконно и необоснованно.

Представитель управления возражал против удовлетворения требования Заявителя полагая, что постановление вынесено законно и обоснованно, событие административного правонарушения и вина общества доказаны материалами административного дела.

Суд на основании материалов дела и доводов представителей сторон установил следующие обстоятельства.

В период с 28.01.2009 по 26.02.2009 управлением, на основании распоряжения главного государственного инспектора Невского района Санкт-Петербурга по пожарному надзору N 103 от 20.01.2009, проведено внеплановое мероприятие по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в помещениях общества, арендуемых у ОАО «Дворец спорта», расположенных по адресу: г. Санкт-Петербург, проспект Пятилеток д. 1 лит.А

Проверкой выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

1. При изменении объемно планировочного решения здания (увеличении площади торгового зала) и расстановке технологического оборудования арендаторами не выполняются противопожарные требования для данного типа здания (отступлеш от ТУ, письмо N20/2.2/922) в нарушение пункта 38 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 (утверждены приказом МЧС России N313 от 18.06.2003 года, зарегистрированы в Минюсте России 27.06.2003 года, регистрационный N 4838) (далее - ППБ 01-03),

2. Не отделены помещения предприятия розничной торговли (по ГОСТ 51773-2001, пункты 4.2, 4.3) площадью более 100 кв. метров от основного здания противопожарной стеной второго типа (на участке в торце коридора (выполнена перегородка из гипсокартона по металлическому каркасу) ППБ 01-03 пункты 3, 38 , СНиП 2.08.02-89* пункт 1.71.

3. Не выполнено удаление дыма через дымовые шахты, фонари, оконные фрамуги окон в торговом зале, предназначенном для массового пребывания людей ППБ 01-03, пункт 3, ГОСТ 12.1.004-91*, СНиП 2.04-05-91* пункт 5.2* г, СНиП 2.08.02-89* пункт 1.112

4. Не обеспечено орошение двумя струями каждой точки помещения при расчетном числе струй две и более для части здания (с учетом наличия или отсутствия противопожарных стен второго типа). ППБ 01-03 пункт 89, СНиП 2.04.01-85* пункты 6.6*, 6.12.

5. Не заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами м< пересечения противопожарных стен и конструкций инженерными коммуникация кабельными лотками) ( на участке в торце коридора) ППБ 01-03 пункт 37.

Журнал посещения контролирующих органов отсутствует

26.02.2009 уполномоченным должностным лицом управления составлен протокол об административном правонарушении N 2-19-305 по статье 20.4 КоАП РФ, 26.02.2009 вынесено постановление N 2-19-305 о назначении обществу административного наказания в виде наложения штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Статьей 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Закон N 69-ФЗ) предусмотрено, что предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Пунктом 1 ППБ 01-03 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктами 37, 38 ППБ 01-03, в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры должны быть заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость.

При перепланировке зданий и помещений, изменении их функционального назначения или установке нового технологического оборудования должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.

При аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий.

Пункт 51 ППБ 01-03 предписывает, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

Пунктом 89 ППБ 01-03 указано, что сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).

Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.

При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны.

Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием.

При наличии горючих материалов в зданиях должны приниматься меры по предотвращению распространения пожара через проемы в стенах и перекрытиях (герметизация стыков внутренних и наружных стен и междуэтажных перекрытий, уплотнение в местах прохода инженерных коммуникаций с обеспечением требуемых пределов огнестойкости).

Заполнять проемы в зданиях и сооружениях при временном их утеплении следует негорючими и трудногорючими материалами. (пункт 589 ППБ 01-03).

Пунктами 1.71, 1.112 СНиП 2.08.02-89*. «Общественные здания и сооружения", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78 установлено: предприятия розничной торговли торговой площадью более 100 м2, расположенные в зданиях иного назначения, следует отделять от других предприятий и помещений противопожарными стенами 2-го типа и перекрытиями 2-го типа.

При размещении предприятий розничной торговли в зданиях иного назначения (кооперированные здания, торговые центры и другие многофункциональные здания) допускается предусматривать входы с самозакрывающимися дверями в торговый зал из общего вестибюля при условии устройства самостоятельных эвакуационных выходов из торгового зала без учета выходов через общий вестибюль.

Для расчета путей эвакуации число покупателей или посетителей предприятий бытового обслуживания, одновременно находящихся в торговом зале или помещении для посетителей, следует принимать из расчета на одного человека:

для магазинов в городах и поселках городского типа, а также для предприятий бытового обслуживания - 1,35 м2 площади торгового зала или помещения для посетителей, включая площадь, занятую оборудованием; для магазинов в сельских населенных пунктах - 2 м2 площади торгового зала;

Число людей, одновременно находящихся в демонстрационном зале и зале проведения семейных мероприятий, следует принимать по числу мест в зале.

При расчете эвакуации из торговых залов магазинов следует учитывать будущее расширение торгового зала.

Пунктом 5.2*г СНиП 2.04.05-91*. «Отопление, вентиляция и кондиционирование", утвержденного Госстроем СССР 28.11.1992, указано: даление дыма следует предусматривать из каждого производственного или складского помещения с постоянными рабочими местами без естественного освещения или с естественным освещением, не имеющим механизированных приводов для открывания фрамуг в верхней части окон на уровне 2,2 м и выше от пола до низа фрамуг и для открывания проемов в фонарях (в обоих случаях площадью, достаточной для удаления дыма при пожаре), если помещения отнесены к категориям А, Б и В; Г или Д - в зданиях IVа степени огнестойкости;

Пунктами 6.6*, 6.12 СНиП 2.04.01-85*. Внутренний водопровод и канализация зданий", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 04.10.1985 N 189 установлено, что для частей зданий различной этажности или помещений различного назначения необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода и расхода воды на пожаротушение надлежит принимать отдельно для каждой части здания согласно подпунктами 6.1* и 6.2.

При этом расход воды на внутреннее пожаротушение следует принимать:

для зданий, не имеющих противопожарных стен, - по общему объему здания;

для зданий, разделенных на части противопожарными стенами I и II типов, - по объему той части здания, где требуется наибольший расход воды;

При соединении зданий I и II степеней огнестойкости переходами из несгораемых материалов и установке противопожарных дверей объем здания считается по каждому зданию отдельно; при отсутствии противопожарных дверей - по общему объему зданий и более опасной категории.

При определении мест размещения и числа пожарных стояков и пожарных кранов в зданиях необходимо учитывать следующее:

в производственных и общественных зданиях при расчетном числе струй не менее трех, а в жилых зданиях - не менее двух на стояках допускается устанавливать спаренные пожарные краны;

в жилых зданиях с коридорами длиной до 10 м при расчетном числе струй две каждую точку помещения допускается орошать двумя струями, подаваемыми из одного пожарного стояка;

в жилых зданиях с коридорами длиной свыше 10 м, а также в производственных и общественных зданиях при расчетном числе струй две и более каждую точку помещения следует орошать двумя струями - по одной струе из двух соседних стояков (разных пожарных шкафов).

Примечания. 1. Установку пожарных кранов в технических этажах, на чердаках и в техподпольях следует предусматривать при наличии в них сгораемых материалов и конструкций.

2. Число струй, подаваемых из каждого стояка, следует принимать не более двух.

3. При числе струй четыре и более для получения общего требуемого расхода воды допускается использовать пожарные краны на соседних этажах.

Общество указало, что согласно краткосрочному (менее одного года) договору аренды N 08/05-1 а оп 01.05.2008 общество арендует у ОАО «Дворец спорта» помещение площадью 182 кв.м. согласно Плану (Приложению N 1) к договору. Как следует из Плана коридор, о котором упоминается в пунктах 2, 5 оспариваемого постановления, не входит в состав арендуемого помещения Указанное помещение (коридор) находится в зоне ответственности ОАО «Дворец спорта».

Таким образом, общество лишено возможности специально оборудовать данный коридор противопожарной стеной второго типа, а так же заделать строительным раствором или другими негорючими материалами места пересечения противопожарных стен и конструкций инженерными коммуникация кабельными лотками на участке в торце коридора.

Кроме того, общество не может нести ответственность за нарушение, указанные в пункте 1 оспариваемого постановления, так как не является собственником помещения.

В соответствии со статьей 38 Закона N 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

собственники имущества;

руководители федеральных органов исполнительной власти;

руководители органов местного самоуправления;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностные лица в пределах их компетенции.

Изложенные в заявлении доводы общества об отсутствии в его действиях нарушений, указанных в пунктах 3 и 4 оспариваемого постановления не нашли подтверждения в материалах дела. Каждый из них которых образует самостоятельный состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Здание спортивного комплекса построено по индивидуальному рабочему проекту, выдано заключение N 100 ГУ Вневедомственной экспертизы с разработкой комплекса противопожарных мероприятий Всероссийским НИИ противопожарной обороны по договору N 20/99 от 06.09.1999 и разработкой «Технических условий противопожарной защиты» согласованных по письму 148/0-9 от 30.03.1999.

Перепланировка помещений магазина общей площадью 190 кв.м и площадью торгового зала 95,75 кв.м. выполнена по проекту АООТ «ГПНИИ-5» N 8247-78/2001-АР и помещения магазина приняты в эксплуатацию по акту государственной комиссии от 18.05.2002. В разделе «Противопожарные мероприятия» к проекту прописано расчетное число посетителей магазина - 70 человек и два эвакуационных выхода, один из которых предусмотрен через коридор. В акте от 18.05.2002 ввода в эксплуатацию системы удаления дыма указано, что дымоудаление предусматривается из коридора магазина GSM.

Последующее изменение планировочного решения помещений магазина с увеличением площади торгового зала до 113,67 кв.м. согласовано с ОГПН Невского района не было.

Объективная сторона вмененного обществу правонарушения заключается в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Непринятие мер, направленных на соблюдения правил, свидетельствует о наличии вины в действиях общества.

Управлением соблюден порядок привлечения Общества к административной ответственности, постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

     Судья
Боровлев Д.Ю.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка