АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 16 октября 2009 года Дело N А56-21940/2008

Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2009 года. Полный текст решения изготовлен 16 октября 2009 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Галкиной Т.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тетериным А.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению заявитель: ЗАО «Скреблово» ответчик: ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области о признании недействительным решения при участии от заявителя: Баженина П.В., доверенность от 10.01.2009г.

Родионов С.А., доверенность N463 от 27.07.2009г.

от ответчика: Павлова О.В., доверенность N 03-22/6546 от 30.04.2009г.,

установил:

Закрытое акционерное общество «Скреблово» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 09.04.2008 N 13/5-Р в части:

- доначисления 232 075 руб. земельного налога за 2004-2006 годы, начисления 57 520 руб. 95 коп. пеней и 27 119 руб. 60 коп. штрафа;

- доначисления 1 175 423 руб. налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), начисления 1 091 921 руб. руб. 10 коп. пеней и 33 084 руб. 60 коп. штрафа.

Решением суда первой инстанции от 12.12.2008г. заявленные требования удовлетворены.

Постановлением кассационной инстанции решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2008 по делу N А56-21940/2008 в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области от 09.04.2008 N 13/5-Р по эпизоду доначисления закрытому акционерному обществу «Скреблово» земельного налога за 2004-2006 годы, соответствующих сумм пеней и штрафов отменено и дело в этой части направлено на новое рассмотрение.

ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области не признала требования заявителя, так как размеры участков и ставки налога за 2004-2006г. определены в соответствии с Законом РФ «О плате за землю», Областным законом N4-03 от 27.07.1994г. «О плате за землю в Ленинградской области», статьями 388, 390, 391, 396 НК РФ, Постановлением Правительства Ленинградской области N324/1 от 30.11.2006г.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, установил следующее:

Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ЗАО «Скреблово» за период с 01.01.2004г. по 23.10.2007г., по результатам которой составлен Акт N13/2-А от 20.02.2008г. (л.д. 10-28, том 2) и принято решение о привлечении к налоговой ответственности N13/5-р от 09.04.2008г. (л.д. 53-78 том 1).

Согласно решению заявителю доначислен земельный налог в сумме 232 075 руб. за 2004-2006г., начислены пени в сумме 57 520,95 руб. и он привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в сумме 27 119,60 руб. за 2005-2006г.

Заявитель представил в налоговый орган налоговые декларации по земельному налогу за 2004-2006г. и уточненные налоговые декларации за 2004, 2006 годы (л.д. 96-109, том 1), в которых в строке 010 раздела 00004 не указал кадастровые номера земельных участков 47:29:00-000-000:0002 и 47:29-00-000-000:0004 площадью 52 870 000 кв. м. и 48 410 000 кв.м. и не исчислил земельный налог.

По мнению налогового органа заявитель является собственником земельного участка площадью 4841 га и земельного участка площадью 5287 га в бессрочном постоянном пользовании на основании Постановления Главы Администрации Лужского района Ленинградской области от 29.11.1993г. N579/1.

В соответствии со статьями 1, 15,16 Закона РФ «О плате за землю», главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ налоговым органом доначислен налог в сумме 232 075 руб.

Общество создано в соответствии с Законом РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» на базе совхоза «Скреблово» и является его правопреемником.

Согласно постановлению Главы администрации Лужского района Ленинградской области от 29.11.1993 N 579/1 «О перерегистрации права на землепользование АОЗТ «Скреблово» в Лужском районе», исходя из числа граждан, имеющих право на бесплатный земельный пай, и в соответствии с расчетным размером пая по хозяйству, Обществу предоставлены земельные участки: 4841 га в коллективно-долевую собственность и 5287 га в бессрочное (постоянное) пользование.

В ходе проверки налоговый орган установил, что Общество не исчислило в полном объеме земельный налог за 2004-2006 годы с земельных участков площадью 5287 га и 4841 га, предоставленных ему в бессрочное (постоянное) пользование и в коллективно-долевую собственность.

По земельному участку кадастровый N 47:29:00-00-000:0002 (5 287 га):

Согласно Указу Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» N323 от 27.12.1991г. колхозы и совхозы были обязаны провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах.

В результате реорганизации на основании учредительного договора от 28.12.2992г. на базе совхоза «Скреблово» было создано акционерное общество закрытого типа «Скреблово», являющееся его правопреемником.

В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» N86 от 29.12.1991г. на районные и внутрихозяйственные комиссии была возложена обязанность по разграничению находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделению земель, остающихся в государственной собственности и передаваемых гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность.

При этом согласно п.2 Указа Президента РСФСР решения по распределению земель принимались органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.

На основании постановления главы администрации Лужского района N579/1 от 29.11.1993г. земли совхоза «Скреблово» были перераспределены: 4841 га предоставлено бесплатно в коллективно-долевую собственность; 357 га предоставлено в аренду с правом выкупа; 5287 га передано на праве постоянного бессрочного пользования.

Земельный участок площадью 5287 га включает в себя 194 га сельскохозяйственных угодий, 4185 га лесных площадей, 246 га кустарника и 662 га прочих земель.

Заявителем исчислен налог за участок 194 га в 2004-2006г. сельхозугодий по Закону Ленинградской области «О плате за землю в Ленинградской области» N4-03 от 27.07.1994г. (приложение N4) с применением коэффициента удаленности 1,8. Налоговым органом применен коэффициент удаленности 2.

Коэффициент удаленности 1,8 применяется при удаленности земельного участка от районного центра до 20 км. и от Санкт-Петербурга от 151 км. до 200км.

Коэффициент удаленности 2 применяется при удаленности земельного участка от районного центра до 20км. и от Санкт-Петербурга от 101 км. до 150 км.

Земельный участок 194 га удален от районного центра на 18 км. и от Санкт-Петербурга на 157 км., поэтому применение коэффициента 1,8 правомерно.

Налоговый орган применял коэффициент удаленности 2, так как рассчитывал удаленность участка до районного центра и от районного центра до Санкт-Петербурга.

Этот расчет неправомерен и противоречит приложению N4 к Закону ЛО N4-03 от 27.07.1994г.

На основании изложенного решение о доначислении земельного налога за 2004-2005г. по земельному участку 194 га по коэффициенту удаленности 2, начисление пени и привлечение к налоговой ответственности подлежит признанию недействительным.

За 2006 год налоговым органом доначислен земельный налог по земельному участку кадастровый N47:29:00-00-000:0002 не в размере 5287 га, а 5438 га.

Наличие у заявителя в собственности или пользовании земельного участка с указанным кадастровым номером в размере 5438 га налоговым органом не подтверждено.

Доначисление земельного налога, начисление пени и привлечение к налоговой ответственности по земельному участку 151 га неправомерно, так как правоустанавливающие документы не подтверждают использование его заявителем, а также отсутствуют доказательства его фактического использования заявителем.

При сверке расчетов налоговый орган признал завышение размера земельного участка N47:29:00-00-000:0002 на 151 га.

На основании изложенного решение налогового органа по этому эпизоду подлежит признанию недействительным.

Налоговым органом за 2006 год доначислен земельный налог, начислены пени и он привлечен к налоговой ответственности по земельному участку в размере 5093 га (5287 га- 194 га).

Этот земельный участок состоит из земель, занятых лесными насаждениями (4185 га), кустарниками (246 га) и прочими землями (662 га).

В состав земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также занятые строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст.77 в редакции Закона N73-ФЗ от 03.06.2006г., N201-ФЗ от 04.12.2006г., N141-ФЗ от 22.07.2008г.)

Кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий Ленинградской области за 2004-2006 годы установлена постановлением Правительства Ленинградской области N4 от 23.01.2003г.

Кадастровая оценка иных земель сельскохозяйственного назначения за 2004-2006г. не установлена.

Заявитель оспаривает доначисление налога, штрафа и пени по этому земельному участку за 2006г., так как налоговым органом исчислен налог согласно постановлению Правительства Ленинградской области N324/1 от 30.11.2006г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области».

Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Результаты оценки утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (пункт 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).

В пункте 12 статьи 396 НК РФ указано, что органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.

Из материалов дела видно, что органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований не представляли в налоговые органы сведения о спорном участке и его кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2006.

Данные о кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2006 в газете "Лужская правда" опубликованы не были.

Налоговый орган не подтвердил, что кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю, за 2006г. установлена по итогам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2006г. и утверждена органами исполнительной власти Ленинградской области по представлению Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области.

При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания для доначисления земельного налога, пени, штрафа по кадастровой стоимости за 2006г. по этому эпизоду.

Согласно п.п. 1,2 ст.390 НК РФ, ст.65 ЗК РФ, п.13 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», п.7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда N54 от 23.07.2009г., если кадастровая стоимость земли не определена, то в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли. Нормативная цена на земли сельскохозяйственного назначения, расположенные вне населенных пунктов и находящиеся под производственными постройками, открытой мелиоративной сетью, внутрихозяйственными дорогами, прогонами и другими сооружениями, необходимыми для целевого использования земель и функционирования сельского хозяйства, установлена постановлением Правительства Ленинградской области N15 от 23.04.1998г. с изменениями и дополнениями.

Эти земли составили у заявителя 279 га.

Налоговому органу предложено произвести расчет земельного налога по земельному участку 279 га по нормативной цене. Надлежащий расчет не представлен.

На остальные виды земель сельскохозяйственного назначения (4814 га) на 2006г. не была определена нормативная цена органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

За 2006 год заявитель уплатил земельный налог в размере 598 586 руб. за земельные участки 5287 га и 4841 га. Сумма уплаченного налога значительно превышает фактическую сумму налога, подлежащего уплате за 2006 год.

При наличии переплаты у налогового органа отсутствовали основания для начисления пени и привлечения к налоговой ответственности, в том числе и по участку 279 га, нормативная цена земли по которому была определена.

На основании изложенного, подлежат удовлетворению требования заявителя о признании недействительным решения о доначислении земельного налога за 2006г., начисления пени и привлечения к налоговой ответственности по земельному участку 4814 га, начисления пени и привлечения к налоговой ответственности по земельному участку 279 га.

Кроме того, заявителю необходимо отказать в признании недействительным решения в части уплаты земельного налога по земельному участку 279 га по нормативной цене земли.

По земельному участку кадастровый N47:29:00-00-000:0004 (4841 га).

На основании постановления Главы администрации Лужского района Ленинградской области N579/1 от 29.11.1993г. земли совхоза «Скреблово» были перераспределены, участок 4841 га предоставлен в коллективно-долевую собственность.

Согласно п.п. 9,10 Постановления Правительства РФ N86 от 29.12.1991г. все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, при приватизации совхоза имели право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности, при этом владелец пая был вправе по своему усмотрению распорядиться полученным паем, в том числе внести его в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество.

В соответствии с выпиской из протокола N3 собрания уполномоченных трудового коллектива совхоза «Скреблово» от 20.11.1992 года в список лиц, получивших земельные паи, были включены 1241 человек.

Постановлением главы администрации Лужского района Ленинградской области N794/5 от 14.11.1994г. на районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству возложена обязанность обеспечить изготовление и выдачу собственникам земельных долей (паев) свидетельств на право собственности на землю.

Таким образом, при реорганизации совхоза «Скреблово» земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 4841 га был предоставлен в коллективно-долевую собственность, собственниками земельных долей стали 1241 гражданин.

Согласно ч.2 ст.6 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» N443-1 от 24.12.1990г. (в редакции, действовавшей на момент реорганизации совхоза «Скреблово») земельные участки могут находиться в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций) или предоставляться во владение и пользование гражданину, юридическому лицу, государственным, национально-государственным и административно-территориальным образованиям в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, законодательными актами РСФСР, республик, входящих в Российскую Федерацию.