АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 20 октября 2009 года Дело N А56-31692/2009

Резолютивная часть решения объявлена 13.10.2009

Решение изготовлено в полном объеме 20.10.2009

Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Константиновой Е.В. при ведении протокола судебного заседания судьей Константиновой Е.В.( ) ознакомившись с исковым заявлением Заместителя прокурора Ленинградской области в защиту государственных интересов к 1. МУП муниципального образования Приозерский район Ленинградской области "ЭКОЛОГИЯ"

2. Дачное некоммерческое партнерство"КВАРТЕТ"

третье лицо Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании недействительным договора при участии

от истца - Бабковой Г.Г. (удостоверение ТО N 060132)

от ответчиков - 1. не явился (уведомлен)

2. Игнатьева С.В. (доверенность от 13.10.2009 года) от третьих лиц: не явился (уведомлен) установил:

Заместитель прокурора Ленинградской области в защиту государственных интересов (далее Истец) обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным договора о предоставлении услуг по приему, переработке и утилизации отходов N 531 от 01.08.2008 года, заключенного между МУП муниципального образования Приозерский район Ленинградской области "ЭКОЛОГИЯ" (далее Ответчик N 1) и Дачным некоммерческим партнерством "КВАРТЕТ" (далее Ответчик N 2).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечено Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Третье лицо).

Представитель Прокуратуры в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик N 1 и Третье лицо, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Согласно ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) спор рассмотрен по существу в отсутствие Ответчика N 1, по материалам дела, представленным Истцом.

Выслушав объяснения Представителя Прокуратуры, Ответчика N 2 и изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

01.08.2009 между ответчиками заключен договор N 531 о предоставлении услуг по приему, переработке и утилизации отходов (далее - Договор), в соответствии с условиями которого Ответчик-2 поручает, а Ответчик-1 принимает на себя обязательства по оказанию услуг (выполнению работ) по вывозу твердых бытовых отходов в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.

Полагая, что спорный Договор заключен Ответчиками с нарушением требований федерального законодательства и в силу этого является недействительным, Заместитель Прокурора обратился в суд с настоящим иском.

Согласно ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N786 твердые бытовые (коммунальные) отходы отнесены к 4-5 классу опасности:

- мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - код отходов - 91200400 01 00 4;

- мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный - код отходов - 91200500 01 00 5.

Таким образом, твердые бытовые отходы являются опасными отходами.

В соответствии со ст.9 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицо, собирающее, транспортирующее и размещающее опасные отходы, в силу п.п.74 п.1 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 N128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» обязано иметь лицензию на осуществление данной деятельности.

Согласно п.2 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N524 лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В соответствии с подпунктом 74 пункта 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также в соответствии с Перечнем федеральных органов власти, осуществляющих лицензирование, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 45, специальным уполномоченным органом, осуществляющим лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов на территории Российской Федерации является Федеральная служба Ростехнадзор. На территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области полномочия по лицензированию данной деятельности осуществляет Межрегиональное территориальное управление Ростехнадзора по Северо-Западному федеральному округу.

Согласно письму МТУ Ростехнадзора по Северо-Западному федеральному округу от 24.02.2009 N 16-1-32/2330 лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов (деятельность по обращению с опасными отходами) МУП «ЭКОЛОГИЯ» не выдавалась.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Приозерском районе МУП «ЭКОЛОГИЯ» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными отходами) к административному штрафу в размере 10000 руб. (постановление от 03.06.3008 N 110).

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.

Из нормы этой статьи следует, что на Ответчика-2 законом возложена обязанность по проверке наличия лицензии на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами у лица, которому оно передает опасные отходы. Таким образом, Ответчик-2 должен был знать о незаконности заключаемого договора.

При указанных обстоятельствах следует признать, что договор N 531 от 01.08.2008 о предоставлении услуг по приему, переработке и утилизации отходов, заключенный между Ответчиками, заключен с нарушением требований федерального законодательства и, следовательно, является недействительным.

В соответствии с п.п.4 п.1 ст.333.22 Налогового кодекса РФ в случае, если Истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается Ответчиками пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать недействительным договор N 531 от 01.08.2008 о предоставлении услуг по приему, переработке и утилизации отходов, заключенный между МУП муниципального образования Приозерский район Ленинградской области "ЭКОЛОГИЯ" и Дачным некоммерческим партнерством "КВАРТЕТ".

Взыскать с МУП муниципального образования Приозерский район Ленинградской области "ЭКОЛОГИЯ" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.000 рублей.

Взыскать с Дачного некоммерческого партнерства "КВАРТЕТ" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

     Судья
Е.В.Константинова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка