АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 29 октября 2009 года Дело N А56-65689/2009



Резолютивная часть решения объявлена 28 октября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен29 октября 2009 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Хохлов Д.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юрковым И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель ООО "Отель "Достоевский"

заинтересованное лицо Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора СПб об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении при участии от заявителя Широкова Д.Н. (доверенность от 04.05.2009),

от заинтересованного лица Юрковой Т.С. (доверенность от 11.01.2009 N 72-04-45/5),

установил:

ООО «Отель «Достоевский» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (далее - Росфиннадзор) от 21.07.2009 по делу об административном правонарушении N 40-09/3361 о назначении заявителю административного наказания на основании части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Как полагает общество, его вина в совершении административного правонарушения Росфиннадзором не доказана, справка о подтверждающих документах представлена в уполномоченный банк после получения от иностранного контрагента подписанного им акта об оказании услуг.

Согласно отзыву Росфиннадзор возражает против удовлетворения заявления, поскольку, по его мнению, в поведении заявителя имеется состав вменяемого ему в вину административного правонарушения.

В судебном заседании представитель общества поддержал изложенные в заявлении доводы, а представитель Росфиннадзора просил отказать в его удовлетворении по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав имеющиеся в деле документы и выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, послужило нарушение порядка представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах одновременно с актом об услугах по проживанию, оказанных нерезиденту на основании договора от 30.10.2007 N 22ТА/08.

В силу части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 40 000 до 50 000 руб.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 24 и пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.03 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

К формам учета относятся справка о валютных операциях, справка о поступлении валюты Российской Федерации, справка о подтверждающих документах (Указание Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж»).

Согласно пунктам 2.1, 2.2 и 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.04 N 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее - Положение) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. В случае отсутствия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, путем подачи таможенной декларации резидент в качестве подтверждающих документов представляет в банк ПС транспортные (перевозочные), коммерческие или иные документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать товар и подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации (содержащие сведения об отгрузке вывозимого с таможенной территории Российской Федерации товара либо передаче (получении) указанного товара за пределами территории Российской Федерации или содержащие сведения об отгрузке ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара либо передаче (получении) указанного товара на территории Российской Федерации), оформленные в соответствии с условиями контракта или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой деятельности. Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 Положению. Указанные документы представляются в банк ПС в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий:

15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа «D»), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта;

15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой принятия таможенным органом таможенной декларации, которая содержится в регистрационном номере таможенной декларации, на ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам в случаях их выпуска таможенными органами до подачи таможенной декларации;

15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации, либо (в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.

По условиям договора от 30.10.2007 N 22ТА/08 акт, которым стороны подтверждают факт ооказани услуг, подписывается обеими сторонами сделки. Следовательно, срок представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах исчисляется с момента, когда акт об оказании услуг подписан заказчиком-нерезидентом, а не с даты, указанной в акте обществом до направления контрагенту.

Как отражено в оспариваемом постановлении, Росфиннадзором приняты доводы общества о том, что акт об оказании услуг подписан нерезидентом не ранее 23.04.2009 (даты окончательного ответа контрагента). Следовательно, справка о подтверждающих документах представлена в уполномоченный банк 27.04.2009 в пределах установленного срока.

В отношении факта указания в справке о подтверждающих документах неправильной даты оформления акта об оказании услуг, расцененного Росфиннадзором как нарушение обществом порядка представления формы учета, суд отмечает следующее.

В соответствии с приложением 1 к Положению в графе 1 справки о подтверждающих документах должна быть указана дата оформления документа, подтверждающего оказание услуг.

В данном случае в акте об оказании услуг не отражена дата его подписания иностранным контрагентом, что лишило общество возможности указать в справке о подтверждающих документах иную дату оформления акта, нежели дата, проставленная самим резидентом до направления акта контрагенту. Неправильное оформление заявителем справки о подтверждающих документах при изложенных обстоятельствах не может быть расценено как виновное нарушение порядка представление формы учета применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Более того, в нарушение требований статей 28.1 и 28.2 КоАП РФ по факту неправильного оформления заявителем справки о подтверждающих документах протокол об административном правонарушении Росфиннадзором не составлялся. В протоколе зафиксирован лишь факт несвоевременного представления справки о подтверждающих документах, который не подтвердился в ходе рассмотрения дела. В связи с этим по факту указания в справке неправильной даты оформления подтверждающего документа общество не имело гарантированной КоАП РФ процессуальной возможности представить свои объяснения.

Суд также считает необходимым отметить, что диспозицией части 6 статьи 15.25 КоАП РФ не охватывается неправильное оформление подтверждающих документов. Административно наказуемым является только нарушение правил оформления паспорта сделки. Правовая позиция Росфиннадзора основана на распространительном толковании нормы части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, что противоречит принципу законности.

Руководствуясь статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге от 21.07.2009 по делу об административном правонарушении N 40-09/3361 о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Отель «Достоевский», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Владимирский пр., д. 19 (свидетельство о регистрации от 03.02.2003 серия 78 N 000758992).

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.



Судья
Хохлов Д.В.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка