АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 08 октября 2009 года Дело N А56-28275/2009

Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 08 октября 2009 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Бойко А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем Зуевой Е.В. рассмотрев в судебном заседании дело по иску: истец: ОАО "Российские железные дороги" ответчик: ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" о взыскании 15000 руб. при участии

- от истца: А.П. Тулаев - представитель по доверенности от 22.12.2008 г. Nю-11/205

- от ответчика: Н.А. Калмыкова - представитель по доверенности от 03.04.2009 г. N78 ВК 297786

И.Н. Дмитриева - представитель по доверенности от 03.04.2009 г. N78 ВК 297787

установил:

ОАО "Российские железные дороги" просит взыскать с ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" 15000 руб. убытков в размере уплаченного штрафа согласно постановления Псковской таможни по делу об административном правонарушении N 10209000-600/2008 от 17.10.2008.

Ответчик возражает, ссылаясь на возможность уменьшения размера ответственности согласно ст.404 ГК РФ, так как вагон был оставлен перевозчиком на станции, не имеющей постоянного поста охраны. Подробно аргументы Ответчика изложены в отзыве на листах дела 33-34.

Материалы дела подготовлены для окончательного рассмотрения по существу.

Установлено следующее:

Между ОАО «РЖД» и ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Охрана) заключено соглашение N147 от 04.05.2005 г. о порядке ответственности в рамках взаимодействия при перевозке грузов железнодорожным транспортом (далее - Соглашение).

Соглашением предусмотрен порядок возмещения Охраной Перевозчику сумм по штрафам, таможенным платежам, взысканным государственными органами за административные правонарушения, связанные с перевозкой грузов. Взаимодействие между Перевозчиком и Охраной в рамках Соглашения осуществляется при перевозках транзитных грузов по Российским железным дорогам в международном сообщении через пограничные передаточные станции Российских железных дорог (п.п. 2.1.6. Соглашения).

В соответствии с п. 6.3. Соглашения ответственность за повреждение средств идентификации (ЗПУ, пломб грузоотправителей, пломб и печатей таможенных органов на транспортных средствах), за недостачу, утрату грузов, повлекших за собой наложение таможенными органами штрафа на перевозчика за нарушение таможенных правил, возлагается на Сторону, принявшую груз в порядке, установленном разделом 2 Соглашения.

В силу п.п. 2.2.5. Соглашения вагоны, перевозимые в международном сообщении транзитом по Российским железным дорогам через пограничные передаточные станции Российских железных дорог передаются Перевозчиком Охране на входных пограничных передаточных станциях Российских железных дорог. Согласно п. 2.3. Соглашения передача вагонов с грузом осуществляется по приемо-сдаточным актам формы КЭУ-5.

При этом Охрана несет ответственность за сохранность груза от момента приема вагонов по приемо-сдаточному акту после подписи уполномоченными представителями Перевозчика в строке «Вагон, контейнер с грузом сдал» и Охраны в строке «Вагон, контейнер с грузом принял» и до момента передачи вагонов и подписи приемосдаточного акта уполномоченными представителями Охраны в строке «Вагон, контейнер с грузом сдал» и Перевозчика в строке «Вагон, контейнер с грузом принял».

Согласно накладной N54116 груз «одежда» следовал контейнере NАРМU 8001402, находящимся в вагоне N94870003 по отправке Китай - Эстония. Согласно Перечню грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования, утвержденному Приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 38, перевозка данной категории грузов по территории РФ должна осуществляться в обязательном сменном сопровождении и охране на всем пути следования.

На территорию РФ вагон прибыл 12.07.2008 г. по станции Озинки за исправными ЗПУ грузоотправителя. После таможенного оформления вагон сдан под сопровождение ФГП «ВО ЖДТ РФ» на основании приемо-сдаточного акта от 12.07.2008 г. N 944 и далее по территории РФ следовал в ее сопровождении.

Таким образом, приняв груз, Охрана была обязана обеспечить сохранность груза и средств идентификации на всем пути следования по территории России.

26.07.2008 г. по прибытию поезда на станцию Назия обнаружено отсутствие ЗПУ отправителя на контейнере NАМРU 8001402, о чем составлен акт общей формы от N64.

03.08.2008 г. в ходе осуществления таможенного контроля на т/п ЖДПП Печоры-Псковские, была обнаружена утрата ЗПУ, признанного таможенным органом отправления в качестве средства таможенной идентификации.

По данному факту Псковской таможней ОАО «РЖД» было привлечено к административной ответственности по ст. 16.11 КоАП РФ.

Постановлением Псковской таможни по делу об административном правонарушении N10209000-600/2008 от 17.10.2008 г. ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.11 КоАП РФ. В соответствии с указанным постановлением Истец оплатил штраф в размере 15000 руб. платежным поручением от 28.11.2008 г. N430.

На основании п. 4.2 Соглашения, предусматривающего претензионный порядок урегулирования спора, Охране направлена претензия от 22.12.2008 г. NНТБД-03/328 о возмещении суммы выплаченного штрафа. Однако письмом от 28.01.2009 г. NК-21/37 в удовлетворении требований ОАО «РЖД» было отказано.

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Статья 310 ГК РФ устанавливает, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В нарушение ст.ст. 309, 310 ГК РФ, п.п. 2.3., 4.3.,6.3. Соглашения ответчик неправомерно отказался возместить сумму штрафа, оплаченного ОАО «РЖД» в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по сопровождению груза в вагоне N94870003, следующем по накладной N54116, по маршруту Китай - Эстония и находящегося под его охраной. Основания для уменьшения размера убытков относимых на Ответчика не установлено.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Взыскать с ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в пользу ОАО "Российские железные дороги" 15000 руб. убытков и 600 руб. расходов по госпошлине.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

     Судья
Бойко А.Е.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка