• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 02 ноября 2009 года Дело N А56-20514/2009

Резолютивная часть решения объявлена 26 октября 2009 года. Полный текст решения изготовлен 02 ноября 2009 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Рагузиной П.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Чертовских А.С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску: заявитель: ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» заинтересованное лицо: КЗРиЗ третьи лица:

1. ОАО «РЖД»

2. КУГИ при участии от заявителя: Воробьев В.В. (доверенность от 23.09.2009) от заинтересованного лица: Роот А.А. (доверенность от 11.01.2009) от третьих лиц: 1. Молодницкая Е.А. (доверенность от 25.12.2008), 2. Аникейченко К.В. (доверенность от 28.01.2009)

установил:

Открытое акционерное общество «Пивоваренная компания «Балтика» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ), выраженного в письме от 29.12.2008 N 13788, об отказе заявителю в кадастровом учете подъездного железнодорожного пути, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, подъездной путь от станции Навалочная, сооружение 4, литера А, а также об обязании КЗРиЗ провести кадастровый учет указанного подъездного пути.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») и Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ).

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, а представители КЗРиЗ и третьих лиц просили отказать в удовлетворении заявления по доводам, изложенным в отзывах.

Исследовав материалы настоящего дела, оценив собранные по делу доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обозрев подлинники документов в обоснование заявления, а также заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил следующие.

В результате рассмотрения документов, поступивших на государственный учет (дело N 12/06790) КЗРиЗ было принято решение от 30.09.2008 N 7585 приостановить государственный учет объекта, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, подъездной путь от станции Навалочная, сооружение 4, литера А, ввиду того, что границы строения пересекаются с границами земельного участка с идентификационным номером 012/41 18932/1 и земельным участком с кадастровым номером 78:12:7125:3, что противоречит статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 273 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону Санкт-Петербурга от 18.07.2005 N 405-53 «О минимальных размерах площади земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет» и совместному приказу КЗРиЗ от 08.10.98 N 198 и Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Санкт-Петербурга от 07.10.1998 N 87 «О государственной регистрации землепользований, на земельных участках которых содержатся строения», в связи с чем заявителю предложено для принятия решения о государственном учете заявленного объекта переоформить границы земельных участков.

Решением КЗРиЗ от 29.12.2008 N 13788 заявителю фактически оказано в кадастровом учете подъездного железнодорожного пути, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, подъездной путь от станции Навалочная, сооружение 4, литера А, с указанием на те же причины.

Общество, полагая, что отказ КЗРиЗ в кадастровом учете железнодорожного подъездного пути противоречит нормам гражданского законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере хозяйственной деятельности, обратилось с настоящими требованиями в арбитражный суд.

Рассмотрев заявление Общества, суд приходит к выводу, что с учетом технических характеристик подъездного пути и находящихся на земельном участке иных объектов, составляющих со спорным объектом единый технологический комплекс, а также невозможности его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению данный объект является недвижимым имуществом, подлежащим кадастровому учету в установленном законе порядке.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование о признании незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемых решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения данными решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как усматривается из материалов дела, железнодорожный путь непосредственно примыкает к железнодорожным путям общего пользования станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», при этом часть подъездного железнодорожного пути находится на земельном участке, принадлежащем Обществу на праве собственности, а часть находится в полосе отвода железных дорог станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский.

Кадастровый и технический учет (инвентаризация) объекта недвижимости определяются как описание и индивидуализация объекта недвижимого имущества (земельного участка, здания, сооружения, жилого или нежилого помещения), в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества. Учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового номера.

Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

В силу статьи 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожные подъездные пути относятся к железнодорожным путям необщего пользования. Под железнодорожными путями необщего пользования понимаются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Согласно пункту 1.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, каждый железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи сооружений. В техническом паспорте указываются технические характеристики и состояние рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, сооружений, весовых приборов, обустройств и механизмов, предназначенных для погрузки, выгрузки, очистки, промывки вагонов, маневровых устройств, лебедок, а также промышленные железнодорожные станции, горки, полугорки, вытяжные пути, устройства сигнализации, централизации, блокировки и связи, используемые при поездной и маневровой работах, и другие устройства и механизмы.

Согласно техническому паспорту подъездного железнодорожного пути, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, подъездной путь от станции Навалочная, сооружение 4, литера А, составленному Проектно-инвентаризационным бюро Невского района Санкт-Петербурга - филиала Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости», подъездной путь, принадлежащий Обществу, представляет собой сложное инженерное сооружение, неотъемлемой частью которого являются земляное полотно и балластный слой, рельсовый путь, состоящий из рельс Р-65 и шпал, путевого упора, примыкает к железнодорожным путям общего пользования станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги ОАО «РЖД».

Проанализировав технический паспорт железнодорожного подъездного пути, необходимость составления которого предусмотрена пунктом 1.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, в котором указаны технические характеристики и состав имущества, исходя из понятия железнодорожного пути необщего пользования, содержащегося в статье 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, суд приходит к выводу, что указанное сооружение обладает признаками недвижимого имущества и в связи с этим подлежит кадастровому учету в установленном порядке.

Довод КУГИ о том, что для отнесения объекта к недвижимому имуществу необходимо наличие документов, подтверждающих правомерность его возведения как капитального строения на земельном участке, отведенном под строительство недвижимого имущества, подлежит отклонению. Данные обстоятельства имели бы значение при решении вопроса о признании за лицом права собственности на сооружение. Однако в рамках настоящего дела данный вопрос судом не разрешается.

Ни КЗРиЗ, ни КУГИ не представили суду достаточных доказательств, подтверждающих, что железнодорожный путь был возведен Обществом незаконно или на земельном участке, предоставленном под строительство временных сооружений.

Согласно статье 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожные подъездные пути всегда примыкают непосредственно или через другие подъездные железнодорожные пути к железнодорожным путям общего пользования, а следовательно, в месте примыкания всегда частично проходят по земельному участку, предоставленному либо владельцу другого подъездного пути, либо владельцу пути общего пользования. Поэтому довод КЗРиЗ о невозможности кадастрового учета такого специального объекта, как подъездной железнодорожный путь, по мотивам, указанным в оспариваемом решении от 29.12.2008 N 13788, несостоятелен.

Также является несостоятельными доводы КУГИ и ОАО «РЖД» о пропуске заявителем срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Оспариваемое решение принято 29.12.2008, получено Обществом не ранее 14.01.2009.

Согласно штампу на почтовом конверте (л.д. 15) Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным оспариваемого решения 27.03.2009.

При таком положении следует признать, что Общество обратилось в суд за защитой своих нарушенных прав в пределах установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуального срока.

Поскольку отказ КЗРиЗ произвести кадастровый учет железнодорожного подъездного пути противоречит требованиям статьей 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», решение КЗРиЗ от 29.12.2008 N 13788 об отказе в кадастровом учете железнодорожного подъездного пути, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, подъездной путь от станции Навалочная, сооружение 4, литера А, следует признать незаконным и обязать КЗРиЗ провести кадастровый учет данного подъездного пути.

По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по заявлению Общества относятся на КЗРиЗ.

Руководствуясь статьями 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным решение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 29.12.2008 N 13788 об отказе в проведении кадастрового учета подъездного железнодорожного пути, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, подъездной путь от станции Навалочная, сооружение 4, литера А, как не соответствующее статьям 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону «О государственном кадастре недвижимости».

Обязать Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга провести кадастровый учет подъездного железнодорожного пути, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, подъездной путь от станции Навалочная, сооружение 4, литера А.

Взыскать с Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в пользу открытого акционерного общества «Пивоваренная компания «Балтика» 2000 руб. судебных расходов по государственной пошлине.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

     Судья
Рагузина П.Н.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А56-20514/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата принятия: 02 ноября 2009

Поиск в тексте