АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 05 ноября 2009 года Дело N А56-35092/2009

Резолютивная часть решения объявлена 03 ноября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 05 ноября 2009 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Несмияна С.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Борзенковой Е.А. рассмотрев в судебном заседании дело по иску: истец: ОАО "Морской порт СПб" ответчик: ОАО "Российские железные дороги" фл. "Октябрьская железная дорога" о взыскании 18393,12 рублей при участии

от истца ю/к Лаврик М.А., доверенность N78 ВК 142802 от 07.09.2009

от ответчика вед. ю/к Голубев И.С., доверенность N ю-11/32 от 27.04.2009

установил:

ОАО "Морской порт СПб" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с ОАО "Российские железные дороги" 18 393 рублей 12 копеек пени за просрочку в доставке груза в вагоне N 28312791-20 по железнодорожной накладной N ЭС 394395 от 14.07.2008. В судебном заседании представитель ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" поддержал исковые требования.

Ответчик иск не признал, указав, что задержка вагона на промежуточной станции производилась по просьбе ОАО "Морской порт СПб". Доказательства наличия просьбы не сохранились.

Из материалов дела следует, что 14.07.2008 со станции Климки Свердловской железной дороги грузоотправителем ОАО «СУАЛ» в вагоне N 283346393-20 по железнодорожной накладной N ЭС 395561 от 14.07.2008 на станцию Новый Порт Октябрьской железной дороги в адрес ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" отправлен экспортный груз - алюминий А7ЭТ.

На основании приказа 3 НОДН-2 Богданова N 375 от 23.07.2008 поезд N 3507, в составе которого находился вагон N 28312791-20, задержан на промежуточной станции Шушары Октябрьской железной дороги в связи с занятостью фронтов выгрузки ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", что подтверждается актом общей формы N 915 от 26.07.2008 и соответствующей отметкой в дорожной ведомости. Срок доставки увеличен на 6 суток. Вагон выдан грузополучателю 26.07.2008, о чем имеется соответствующая отметка в железнодорожной накладной и дорожной ведомости.

ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" предъявило ОАО "Российские железные дороги" претензию N ПР362/К от 30.07.2008 об уплате пени за просрочку доставки. Претензия отклонена извещением N НФПР-3/Б-452 от 02.12.2008 в связи с занятостью фронтов выгрузки получателя на станции Новый Порт.

Суд удовлетворил иск по следующим основаниям. Сторонам назначена проверка занятости подъездных путей ОАО "Морской порт СПб" за период 23.07.2008 - 04.08.2008. По результатам сверки представлен акт, из которого следует, что на протяжении всего периода просрочки были свободны для подачи вагонов пути 3Нев-9б и 3Нев-9в, а также периодически освобождались другие пути, достаточные для подачи и выгрузки вагонов.

В соответствии со статьями 33, 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.

В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 30 от 06.10.2005 «О некоторых вопросах практики применения ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» указано, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.

Согласно пункту 6.5 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 сроки доставки грузов увеличиваются на всё время задержки в случае задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприёма их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев путей необщего пользования. О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке установленном Правилами составления актов. Первый экземпляр акта прилагается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначении к дорожной ведомости.

Аналогичная норма содержится в пункте 3.2.1 Правил составления актов, в соответствии с которым при составлении актов в случаях, предусмотренных Правилами исчисления сроков доставки, отметка о составлении акта общей формы делается на оборотной стороне дорожной ведомости.

Согласно пункту 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. По смыслу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонами в договоре перевозки выступают грузоотправитель и перевозчик. В соответствии с пунктом 2 статьи 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Транспортная железнодорожная накладная состоит из четырех листов: оригинал накладной, дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанция о приёме груза. Пунктом 1.14 Правил заполнения перевозных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39, установлено, что при перевозке грузов, оформленных перевозочными документами в бумажном виде, оригинал накладной вместе с дорожной ведомостью следует с грузами до станции назначения. Оригинал накладной выдается грузополучателю под роспись в дорожной ведомости. Квитанция о приёме груза выдаётся грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости. Корешок дорожной ведомости остаётся у перевозчика на станции отправления. В соответствии с пунктом 4.1 Правил перевозчиком в пути следования на оборотной стороне оригинала накладной в графе 3 «Отметки» делаются предусмотренные соответствующими правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте отметки. Оформление отметок об иных обстоятельствах регулируется иными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 4 раздела Г § 47 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности от 30.12.1978 N ЦФ/3504, утвержденной Министерством путей сообщения Союза Советских Социалистических Республик (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 марта 1980 года) груз получателю выдается под расписку в специальной графе дорожной ведомости. При этом представитель грузополучателя должен указать дату получения груза, номер доверенности, по которой он получил груз, и дату ее выдачи, номер расчетного счета грузополучателя и наименование отделения банка.

Грузополучатель получил информацию о составлении акта общей формы в момент проставления расписки в дорожной ведомости о получении оригинала железнодорожной накладной и впоследствии не вправе ссылаться на отсутствие сведений о составлении акта общей формы.

Также судом оценен довод перевозчика о неосновательности начисления пени с момента прибытия на станцию Новый порт и до подачи выгонов под выгрузку на подъездные пути. Согласно статье 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приёме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. На владельцев подъездных путей необщего пользования, в адрес которых поступают вагоны, указанная норма распространяется с учётом установленных Правилами особенностей. Сроки подачи вагонов в этом случае определяются договорами на эксплуатацию подъездных путей местом передачи вагона. Это могут быть и станционные пути, и граница подъездного пути, и место выгрузки. В соответствии с Правилами выдачи грузов груз считается выданным с момента заполнения в памятке приёмосдатчика графы «Вагон сдал», «Вагон принял». Следовательно, указанным моментом определяется окончание срока перевозки. Истец правильно исчислил срок доставки до момента передачи вагонов.

Согласно статье 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других лиц удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Оспаривание акта общей формы не предусмотрено. Содержащиеся в нём сведения признаются достоверными, пока иное не будет доказано иными относимыми и допустимыми доказательствами.

Бремя доказывания незанятости фронтов выгрузки лежит на грузополучателе. Суду представлены доказательства наличия свободных подъездных путей 3Нев-9б и 3Нев-9в на протяжении всего периода времени задержки вагонов на промежуточной станции Оредеж. Периодически освобождались другие пути, достаточные для подачи и выгрузки вагонов.

Распоряжение 3 НОДН-2 Богданова N 375 от 23.07.2008 о задержке поезда N 3507 на промежуточной станции Шушары выдано в отсутствие достоверной информации о технической невозможности их накопления на подъездных путях порта. Неправомерным является вменение вины за просрочку в доставке грузов грузополучателю.

Требования истца соответствуют статьям 33, 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ОАО "Морской порт СПб" 18 393 рубля 12 копеек - пени и 735 рублей 72 копейки - расходы по госпошлине.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

     Судья
Несмиян С.И.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка