ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 ноября 2009 года Дело N А55-10825/2009

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 02 ноября 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено: 02 ноября 2009 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,

судей Драгоценновой И.С., Холодной С.Т., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В., с участием:

от заявителя - Федотчев И.О., доверенность от 16 июня 2009 года,

от ответчика - Зинин О.Ю., доверенность от 21 января 2009 года N 09/4, Агаджанов В.Б., доверенность от 21 января 2009 года N 09/3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6 дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 августа 2009 г. по делу N А55-10825/2009 (судья Холодкова Ю.Е.),

принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», г. Нижний Новгород, к Управлению по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области, г. Самара, о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом принятых судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ изменений предмета требований) о признании незаконным бездействия Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области (далее ответчик, государственный орган), выразившееся в уклонении от своевременного рассмотрения обращений заявителя от 16.01.2009 г., 30.03.2009 г., 15.04.2009 года, не представлении письменного ответа по существу поставленных в обращениях заявителя вопросов (об исключении заявителя из Реестра организаций, осуществляющих деятельность в электроэнергетике Самарской области, о не установлении заявителю тарифов по передаче электрической энергии) и о возложении на ответчика обязанности принять и предоставить заявителю обоснованное решение по его заявлениям.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 августа 2009 г. по делу N А55-10825/2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования.

Ответчик считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 5 и 6 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» деятельность по передаче электрической энергии подлежит государственному регулированию.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. В Самарской области органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в электроэнергетике является Управление по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области.

Регулирование тарифов на электрическую энергию осуществляется в соответствии с федеральными законами, а также с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии организации представляют в орган исполнительной власти в области регулирования тарифов документы согласно Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания), утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 06.08.2004 г. N 20-э/2.

Рассмотрение представленных документов осуществляется в порядке и в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» и Регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденным приказом ФСТ России от 08.04.2005 г. N 130-э.

Как подтверждается материалами дела, на основании материалов, представленных филиалом ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» в г. Самара согласно приказу Управления от 29.03.2004 г. N 7 «Об утверждении положения о реестре организаций, осуществляющих деятельность в электроэнергетике Самарской области» (в настоящее время признан утратившим силу), приказом Управления от 07.10.2005 г. N 44-р филиал ООО «"Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» в г. Самара включен в реестр организаций, осуществляющих деятельность в электроэнергетике Самарской области, в подраздел «Услуги по передаче электрической энергии (мощности)» (далее - Реестр).

Также на основании заявления Общества были приняты тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» в г. Самара.

Приказ Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 11.05.2007 г. N 14 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Филиала ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» в г. Самара» опубликован в газете Волжская Коммуна от 23.05.2007 г. N 89, а указанные выше тарифы вступили в силу с момента официального опубликования.

Заявлением от 16.01.2009 г. N 11 филиал ООО «Кока - Кола Эйч Би Си Евразия» в г. Самара обратился к ответчику с просьбой об исключении общества из реестра и признании утратившими силу соответствующих тарифов.

Письмом от 06.03.2009 г. N 06/320 ответчик запросил у филиала ООО «Кока- Кола ЭйчБиСи Евразия» в г. Самара перечень потребителей электрической энергии, которым этот филиал безвозмездно предоставляет услуги по передаче электрической энергии, и соответствующие акты разграничения балансовой принадлежности.

Указанная информация представлена ответчику письмом от 30.03.2009 г. N 177 и продублирована письмом от 15.04.2009 г. N 219.

Ответчиком также были направлены запросы в организации, которым филиалом ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» в г. Самара безвозмездно предоставляются услуги по передаче электрической энергии: ООО «Версиво-Ламинат», ЗАО «Евротехника», ГУП Самарской области «ЭКСОН», ОАО «Волгоэлектроремонт», ООО «ДОМ».

Письмом от 13.05.2009 г. N 230 ООО «Версиво-Ламинат» сообщило, что до 2007 года между обществом и филиалом ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» в г. Самара действовало временное соглашение на оказание услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2006 года. Позднее, ООО «Версиво-Ламинат» был заключен договор с ООО «ДОМ», как с собственником производственных помещений.

ЗАО «Евротехника» в своем ответе сообщило, что договорных отношений с филиалом ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» в г. Самара по передаче электрической энергии на возмездной или безвозмездной основе не имеет.

ГУП Самарской области «ЭКСОН» письмом от 15.04.2009 г. N 316 сообщило, что в связи с не выдачей филиалом ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» в г. Самара официальной справки о выполнении технических условий организация не имеет возможности заключить договор электроснабжения с поставщиком электрической энергии. При этом организация указывает, что регулярно оплачивает услуги по передаче электрической энергии филиалу ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» в г. Самара.

В письме ООО «ДОМ» от 30.04.2009 г. N 069 указано, что обществом заключен договор энергоснабжения с ОАО «Самараэнерго». На основании указанного договора ООО «ДОМ» производит оплату электрической энергии гарантирующему поставщику, который в рамках договорных отношений обязан возмещать филиалу ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» в г. Самара расходы, связанные с передачей электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства.

Изучив представленную указанными организациями информацию, а также учитывая позицию, изложенную ГУП Самарской области «ЭКСОН», письмом от 26.05.2009 г. N 06/1018 ответчик запросил у филиала ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» в г. Самара объяснения и подтверждающие документы на информацию, содержащуюся в письме ГУП Самарской области «ЭКСОН» от 15.04.2009 г. N 316.

В связи с непредставлением данной информации по состоянию на 08.06.2009 г. года ответчик направил в адрес филиала ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» в г. Самара повторный запрос от 09.06.2009 г. N 06/1099.

Таким образом, на момент обращения заявителя в суд ответчик не направил в адрес заявителя ответ на поступившие обращения. Заявитель считает, что ответчик тем самым незаконно бездействовал.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отраслевым законодательством в сфере электроэнергетики не определены конкретные сроки рассмотрения обращений юридических лиц, поэтому в силу пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации по аналогии закона подлежит применению Закон о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации.

В пунктах 1 и 2 статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Материалами дела подтверждается, что ответчик вопреки установленным в законе срокам, на момент обращения заявителя в суд с указанными требованиями, не направил в адрес заявителя результаты рассмотрения обращений, то есть допустил нарушение требований Федерального закона N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан».

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 6 Постановления от 01 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

Обязанность доказать, что оспариваемое бездействие нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, лежит на заявителе.

В качестве доказательств нарушения прав заявителя суду представлена копия решения Арбитражного суда Нижегородской области от 30 июня 2009 г. по делу А43-211/2009 25-6, в соответствии с которым заявителя понудили заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии на определенных условиях.

Заявитель пояснил, что бездействие ответчика повлекло принятие указанного выше судебного акта о понуждении к заключению договора.

Этот довод заявителя является необоснованным, поскольку в соответствии со ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Обязательность судебных актов не лишает лиц, не участвовавших в деле, возможности обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных этими актами их прав и законных интересов путем обжалования указанных актов. В соответствии со ст. 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право обжаловать судебные акты.

Из этих норм арбитражно-процессуального законодательства следует, что о нарушении прав заявителя, вступивший в законную силу судебный акт арбитражного суда не может свидетельствовать, если он не был в установленном процессуальным законом порядке отменен либо изменен.

Иных доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя суду не представлено.

Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод в решении об отсутствии у ответчика установленной законом обязанности по исключению хозяйствующих субъектов из Реестра организаций, осуществляющих деятельность в электроэнергетике Самарской области и по отмене ранее принятых приказов, устанавливающих тарифы на услуги по передаче электрической энергии. Включение либо не включение в реестр не может рассматриваться как разрешение либо не разрешение на осуществление той или иной деятельности. Этот вывод подтверждается Информационным письмом ФЭК России от 30.10.2003 г. N КГ - 3991/13.

Довод заявителя о том, что он не является сетевой организацией, а поэтому ему не могут быть установлены тарифы отклоняется арбитражным апелляционным судом, поскольку согласно статье 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» территориальной сетевой организацией является коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

В соответствии с абзацем 8 пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказанию этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, сетевыми организациями признаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Из материалов дела следует, что у заявителя имеются на праве собственности объекты электросетевого хозяйства, заявитель оказывает услуги по передаче электроэнергии и осуществляет технологическое присоединение энергопринимающих устройств, что не опровергнуто заявителем. Таким образом деятельность заявителя связана с оказанием услуг по передаче электрической энергии.

В силу абзаца 2 пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказанию этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, на возмездной договорной основе предоставляют услуги по передаче электрической энергии данным потребителям. Указанные лица участвуют в отношениях по предоставлению услуг по передаче электрической энергии потребителям услуг в соответствии с положениями настоящих Правил, предусмотренных для сетевых организаций, а поэтому заявителю, как лицу, предоставляющему услуги по передаче электрической энергии правомерно установлен тариф на эти услуги.

Заявителем не представлены доказательства того, что оспариваемое бездействие ответчика каким-либо образом нарушает права и законные интересы заявителя.

Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 августа 2009 г. по делу N А55-10825/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.

     Председательствующий
В.В.Кузнецов
Судьи
И.С.Драгоценнова
С.Т.Холодная

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка