• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июля 2009 года Дело N А12-4750/09

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2009 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Никитина А.Ю., судей: Клочковой Н.А., Телегиной Т.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Евлоевой Ю.Х.,

при участии в судебном заседании:

от истца - Кусакин А.А., доверенность от 11.01.2009 г.,

от ответчика - Бондаренко В.,А., доверенность от 30.12.2008 г. N 9284.

третье лицо - представитель не явился, извещен надлежащим образом, ходатайство от 24.07.2009 N УРТ-09/2195,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» в лице филиала «Волгоградэнерго» г. Волгоград на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 мая 2009 года по делу N А12-4750/2009, судья Копылов В.А., по иску Государственного учреждения Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности» г. Волгоград, к Открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» в лице филиала «Волгоградэнерго» г. Волгоград, третье лицо: Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, о взыскании 5 416 667 руб.

У С Т А Н О В И Л:

Государственное учреждение Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности» (далее - истец, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» в лице филиала «Волгоградэнерго» (далее - ответчик, ОАО «МРСК Юга») 16 248 000 руб. задолженности, образовавшейся в результате несвоевременного перечисления денежных средств в соответствии с Федеральным законом N28-ФЗ от 03.04.1996г. и Законом Волгоградской области N215-ОД от 28.10.1998г. «Об энергосбережении» за период январь-март 2009г.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 22 мая 2009 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Ответчик с решением арбитражного суда первой инстанции не согласился, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Податель жалобы считает, что в соответствии с указанными нормативными актами у не отсутствует обязанность по перечислению взыскиваемых денежных средств.

Лица, участвующие в деле, о дне и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежащим образом.

В судебное заседание явились представители сторон.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель истца представил отзыв на апелляционную жалобу, полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ не представило. Представлено ходатайство третьего лица о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителя.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствии представителей третьего лица (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в целях реализации мероприятий по энергосбережению и проведения энергосберегающей политики в регионе, Постановлением администрации Волгоградской области N 878 от 19.07.2006г. создано Государственное учреждение Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности».

Пунктом 5 указанного постановления учреждению поручено открыть счет с целью аккумулирования средств для финансовой поддержки энергосберегающей политики в регионе.

В соответствии с п.2.3. Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности» осуществляет сбор отчислений с энергоснабжающих организаций и вправе обращаться в суд с требованием о взыскании отчислений с энергоснабжающих организаций.

Согласно п.п. 3.2. и 3.3. указанного Положения, размер отчислений на формирование целевых средств составляет один процент от стоимости отпущенной электрической и (или) тепловой энергии и стоимости услуг, оказываемых энергоснабжающими организациями.

Указанные отчисления не являются денежными средствами энергоснабжающих организаций и должны перечисляться на специальный счет ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности» до 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Ответчик предоставляет услуги передаче электрической энергии, его услуги подлежат государственному регулированию тарифов в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995г. N41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».

Постановлением Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области N 45/5 от 25.12.2008г. для ОАО «МРСК Юга» филиал «Волгоградэнерго» был установлен тариф на передачу электрической энергии на 2009 год, действующий с 01.01.2009г.

В структуру тарифа включены денежные средства в размере 65 000 000 руб. (без учета налога на прибыль) для финансирования мероприятий по энергосбережению на территории Волгоградской области, что подтверждается представителем УРТ в судебном заседании первой инстанции и выпиской из экспертного заключения, утвержденного решением коллегии УРТ от 25.12.2008г. (протокол заседании коллегии N37).

Как правильно указал суд первой инстанции, исходя из требований действующего законодательства, ответчик обязан был перечислить на специальный счет истца денежные средства, исчисленные пропорционально общей сумме денежных средств, включенных в тариф, и числу месяцев в году, так как на него возложена обязанность ежемесячно до 25 числа месяца, следующего за отчетным, перечислять денежные средства на финансирование мероприятий по энергосбережению.

Названная сумма составляет 5 416 666 руб. 67 коп. за 1 месяц (исходя из расчета 65 000 000 : 12 = 5 416 666 руб. 67 коп.), и, соответственно за период с января по март 2009г. составляет 16 250 000 руб.

Истцом заявлено о взыскании с ответчика 16 248 000 руб. за спорный период, что является правом последнего при определении суммы требований; суд не вправе по своей инициативе выходить за пределы исковых требований.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ ответчик не представил доказательства, опровергающие доводы и расчет истца.

В силу ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права и обязанности вытекают из актов государственных органов и органа местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей.

Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных нормативно-правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается (ст. 310 ГК РФ).

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 15 Закона Волгоградской области «Об энергосбережении» N 215-ОД от 27.10.1998 года, финансовые средства для реализации энгергоснабжающей политики Волгоградской области формируются за счет ежемесячных отчислений в размере 1 %. закладываемых по решению Региональной энергетической комиссии Волгоградской области в тарифы на электрическую и тепловую энергию с последующим их перечислением энергоснабжающими организациями на расчетный счет Фонда энергоснабжения.

Поскольку п. 2 ст. 26.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» N 184-ФЗ от 06.10.1999г. предусмотрено, что «полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации».

Закон Волгоградской области N 215-ОД не противоречит действующему законодательству и подлежит применению в данном споре, при этом Федеральный Закон N 184-ФЗ принят позднее Федерального Закона N 28-ФЗ и Закона Волгоградской области N 215-ОД.

Статьей 13 ФЗ N 28-ФЗ «Об энергосбережении» установлено, что финансирование программ энергосбережения осуществляется, в том числе и за счет других источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Такой порядок согласно ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» определен в соответствии с полномочиями Администрации Волгоградской области (абз. 5 ст. 6 Закона Волгоградской области «Об энергосбережении»).

Также несостоятельны доводы ответчика о финансировании программ энергосбережения исключительно за счет средств областного бюджета.

Финансовые средства для реализации энергосберегающей политики Волгоградской области формируются за счет нескольких источников, в том числе и за счет отчислений, включаемых в тарифы на электрическую и тепловую энергию (ст. 15 Закона Волгоградской области «Об энергосбережении»), а также и за счет средств областного бюджета.

Ссылка на то обстоятельство, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что заложенная УРТ в тариф ОАО «МРСК» филиал «Волгоградэнерго» денежная сумма в размере 65 000 000 руб. составляет нормативно предусмотренный 1% от стоимости услуг ОАО «МРСК Юга» в 2009г., судом апелляционной инстанции также не принимается.

При этом суд первой инстанции правомерно исходил из того, что экспертное заключение УРТ Администрации Волгоградской области и постановление УРТ, установившее тарифы для ответчика на 2009г., положенные в основу формирования величины экономически обоснованного тарифа на 2009г. и суммы отчислений на специальный счет Учреждения, ответчиком не оспариваются.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что данные отчисления не относятся к налогам, так как являются установленными действующим законодательством целевыми средствами на реализацию общественно значимых мероприятий и не принадлежат энергоснабжающим организациям.

Апелляционная инстанция приходит к выводу, что на ответчике лежит обязанность по перечислению на специальный счет отчислений на финансирование энергосберегающих программ.

Доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены судебного акта.

Суд первой инстанции правомерно применил Федеральный закона от 03.04.96 N 28-ФЗ "Об энергосбережении", ст. 15 Закона Волгоградской области «Об энергосбережении» N215-ОД от 27.10.1998 года, Положение о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской области от 15.09.2006 года N 1145, и удовлетворил заявленные исковые требования.

Судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.

На основании изложенного, судебная коллегия апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку оно является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 22 мая 2009 года по делу N А12-4750/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.

     Председательствующий
А.Ю.Никитин
Судьи
Т.Н.Телегина
Н.А.Клочкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А12-4750/09
Принявший орган: Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 28 июля 2009

Поиск в тексте