ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 сентября 2009 года Дело N А12-7294/09

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2009 года. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Жевак И.И., судей Борисовой Т.С., Кузьмичева С.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного Цинцадзе И.Э.,

при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью «Специализированное предприятие «Память» Ким Ж.Л., действующей на основании доверенности N 10-ю от 06 августа 2009 года, Федоровых С.Ф., действующего на основании доверенности N 15-ю от 01 августа 2009 года, представителя государственного учреждения здравоохранения «Волгоградское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» Китаповой Л.Р., действующей на основании доверенности N 39/2009 от 23 марта 2009 года, представителя комитета по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области Панчехина С.А., действующего на основании доверенности N 51 от 27 октября 2006 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы комитета по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области (г. Волгоград), комитета по здравоохранению администрации Волгоградской области (г. Волгоград), государственного учреждения здравоохранения «Волгоградское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» (г. Волгоград) на решение арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2009 года

по делу N А12-7294/2009, принятое судьей Наумовой М.Ю., по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Специализированное предприятие «Память» (г. Волгоград)

к государственному учреждению здравоохранения «Волгоградское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» (г. Волгоград), комитету по здравоохранению Администрации Волгоградской области (г. Волгоград), комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области (г. Волгоград) третьи лица: закрытое акционерное общество «Ритуальное предприятие «Память» (г. Волгоград), общество с ограниченной ответственностью «Совместное предприятие «Память» (г. Волгоград), о признании незаконными действий, ненормативных правовых актов,

УСТАНОВИЛ:

В арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Специализированное предприятие «Память» (далее - ООО «Специализированное предприятие «Память», заявитель) с заявлением о признании недействительными и не соответствующими статьям 25, 29 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», статьям 11, 37 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», постановлению администрации Волгограда от 22 июля 2002 года N 833 «О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде» пункт 2.4 Устава Государственного учреждения здравоохранения «Волгоградское бюро судебно-медицинской экспертизы», утвержденного Председателем Комитета по здравоохранению Волгоградской области и согласованного Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области 13 апреля 2009 года, приказ начальника Государственного учреждения здравоохранения «Волгоградское бюро судебно-медицинской экспертизы» от 04 февраля 2009 года N 16 и Положение о порядке предоставления платных ритуальных услуг в Государственном учреждении здравоохранения «Волгоградское бюро судебно-медицинской экспертизы», утвержденное приказом начальника Государственного учреждения здравоохранения «Волгоградское бюро судебно-медицинской экспертизы» от 04 февраля 2009 года N 16, в части возможности оказания Государственным учреждением здравоохранения «Волгоградское бюро судебно-медицинской экспертизы» услуг по бальзамированию, санитарной и косметической обработке трупов, доставке и подготовке тел к погребению на территории Волгограда.

Заявление принято к производству арбитражного суда Волгоградской области, возбуждено производство по делу N А12-7295/2009.

ООО «Специализированное предприятие «Память» обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными и не соответствующими статьям 25, 29 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», статьям 11, 37 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», постановлению администрации Волгограда от 22 июля 2002 года N 833 «О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде» действия Председателя Комитета по здравоохранению Волгоградской области и Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области по утверждению и согласованию 13 апреля 2009 года пункта 2.4 Устава Государственного учреждения здравоохранения «Волгоградское бюро судебно-медицинской экспертизы» в части возможности оказания Государственным учреждением здравоохранения «Волгоградское бюро судебно-медицинской экспертизы» услуг по бальзамированию, санитарной и косметической обработке трупов, доставке и подготовке тел к погребению на территории Волгограда.

Заявление принято к производству арбитражного суда Волгоградской области, возбуждено производство по делу N А12-7294/2009.

Определением арбитражного суда Волгоградской области от 08 июля 2009 года дело N А12-7294/2009 и дело N А12-7295/2009 объединены в одно производство с присвоением делу N А12-7294/2009.

Решением суда первой инстанции от 14 июля 2009 года заявленные ООО «Специализированное предприятие «Память» требования удовлетворены в полном объеме.

Комитет по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области, комитет по здравоохранению администрации Волгоградской области, государственное учреждение здравоохранения «Волгоградское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» не согласились с принятым решением и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение суда от 14 июля 2009 года по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных ООО «Специализированное предприятие «Память» требований.

От ООО «Специализированное предприятие «Память» в материалы дела поступил отзыв на апелляционные жалобы, в котором общество просит оставить решение без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

От ЗАО «Ритуальное предприятие «Память» в материалы дела поступил отзыв на апелляционные жалобы, в котором общество просит оставить решение без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Представители комитета по здравоохранению администрации Волгоградской области, закрытого акционерного общества «Ритуальное предприятие «Память», общества с ограниченной ответственностью «Совместное предприятие «Память» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений NN 96444 6, 96445 3, 96431 6, 96426 2, 94028 0, 94027 3, 94031 0, 01131.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в пункте 2.4 Устава ГУЗ «Волгоградское бюро судебно-медицинской экспертизы», утвержденного Председателем комитета по здравоохранению Волгоградской области и согласованного комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области 13 апреля 2009 года, указано, что помимо основного вида деятельности Учреждение может оказывать ритуальные услуги, в том числе: бальзамирование, санитарная и косметическая обработка трупов, другие услуги, связанные с доставкой, сохранением, выдачей тел умерших и подготовкой тела к погребению.

Приказом начальника ГУЗ «ВОБСМЭ» от 04 февраля 2009 года N 16 утверждено Положение о порядке предоставления платных ритуальных услуг в Государственном учреждении здравоохранения «Волгоградское бюро судебно-медицинской экспертизы», предусматривающим возможность оказания Учреждением услуг по бальзамированию, санитарной и косметической обработке трупов, доставке и подготовке тел к погребению на территории Волгограда.

Председателем Комитета по здравоохранению Волгоградской области и Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области 13 апреля 2009 года утвержден и согласован пункт 2.4 Устава ГУЗ «ВОБСМЭ», предусматривающий возможность оказания Учреждением услуг по бальзамированию, санитарной и косметической обработке трупов, доставке и подготовке тел к погребению на территории Волгограда.

ООО «Специализированное предприятие «Память», не согласившись с указанными актами и действиями, обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными и не соответствующими статьям 25, 29 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», статьям 11, 37 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», постановлению администрации Волгограда от 22 июля 2002 года N 833 «О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде» пункт 2.4 Устава Государственного учреждения здравоохранения «Волгоградское бюро судебно-медицинской экспертизы», утвержденного Председателем Комитета по здравоохранению Волгоградской области и согласованного Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области 13 апреля 2009 года, приказ начальника Государственного учреждения здравоохранения «Волгоградское бюро судебно-медицинской экспертизы» от 04 февраля 2009 года N 16 и Положение о порядке предоставления платных ритуальных услуг в Государственном учреждении здравоохранения «Волгоградское бюро судебно-медицинской экспертизы», утвержденное приказом начальника Государственного учреждения здравоохранения «Волгоградское бюро судебно-медицинской экспертизы» от 04 февраля 2009 года N 16, в части возможности оказания Государственным учреждением здравоохранения «Волгоградское бюро судебно-медицинской экспертизы» услуг по бальзамированию, санитарной и косметической обработке трупов, доставке и подготовке тел к погребению на территории Волгограда; действий Председателя комитета по здравоохранению Волгоградской области и комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области по утверждению и согласованию 13 апреля 2009 года пункта 2.4 Устава Государственного учреждения здравоохранения «Волгоградское бюро судебно-медицинской экспертизы» в части возможности оказания Государственным учреждением здравоохранения «Волгоградское бюро судебно-медицинской экспертизы» услуг по бальзамированию, санитарной и косметической обработке трупов, доставке и подготовке тел к погребению на территории Волгограда.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал на тот факт, что оспариваемые акты и действия не соответствуют положениям статей 25, 29 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», статей 11, 37 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», постановления администрации Волгограда от 22 июля 2002 года N 833 «О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде».

Апелляционная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции не основаны на законе и не подтверждаются материалами дела.

В соответствии со статьями 29, 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражными судами рассматриваются дела об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлен о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 3 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о признании ненормативных актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определен порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц.

Под ненормативным актом государственного и иного органа следует понимать властное волеизъявление субъекта, осуществляемое в пределах предоставленных ему полномочий, обращенное к конкретному лицу и направленное на возникновение, изменение или прекращение его прав и обязанностей.

Следовательно, ненормативным актом, законность которого может быть оспорена в арбитражном суде, признается документ, адресованный конкретному лицу или группе лиц, содержащий обязательные предписания или распоряжения, влекущие юридические последствия, и нарушающие права и интересы указанных в нем лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ненормативный акт государственного органа, органа местного самоуправления - изданный в установленном законом порядке документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий персонифицированные права и обязанности определенного в акте субъекта административных правоотношений. Таким образом, ненормативный акт должен носить распорядительно-властный характер.

Обязательность исполнения властного предписания - один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта.

Документы, не содержащие обязательных для исполнения требований, не влекут правовых последствий.

Судом установлено, что оспариваемые пункт 2.4 устава ГУЗ «Волгоградское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», приказ начальника ГУЗ «Волгоградское бюро судебно-медицинской экспертизы» от 04 февраля 2009 года N 16 и Положение о порядке предоставления платных ритуальных услуг в Государственном учреждении здравоохранения «Волгоградское бюро судебно-медицинской экспертизы», утвержденное приказом начальника Государственного учреждения здравоохранения «Волгоградское бюро судебно-медицинской экспертизы» от 04 февраля 2009 года N 16 не являются ненормативными правовыми актами, так как не содержат властно-распорядительных предписаний, обязательных для ООО «Специализированное предприятие «Память».

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений, действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве необходимых условий для удовлетворения соответствующих требований определяет несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для удовлетворения заявления о признании незаконными действий Председателя комитета по здравоохранению Волгоградской области и комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области по утверждению и согласованию 13 апреля 2009 года пункта 2.4 Устава Государственного учреждения здравоохранения «Волгоградское бюро судебно-медицинской экспертизы», поскольку оспариваемыми действиями не нарушены права и законные интересы ООО «Специализированное предприятие «Память» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд апелляционной инстанции, отменяя оспариваемое решение суда первой инстанции, исходит из того, что заявитель избрал ненадлежащий способ защиты своего нарушенного права.

Следовательно, состоявшееся по делу решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционные жалобы комитета по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области, комитета по здравоохранению администрации Волгоградской области, государственного учреждения здравоохранения «Волгоградское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» - удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2009 года по делу N А12-7294/2009 отменить, принять по делу новый судебный акт.

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Специализированное предприятие «Память» в удовлетворении требований о признании недействительными и не соответствующими статьям 25, 29 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», статьям 11, 37 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», постановлению администрации Волгограда от 22 июля 2002 года N 833 «О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде» пункт 2.4 Устава Государственного учреждения здравоохранения «Волгоградское бюро судебно-медицинской экспертизы», утвержденного Председателем Комитета по здравоохранению Волгоградской области и согласованного Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области 13 апреля 2009 года, приказ начальника Государственного учреждения здравоохранения «Волгоградское бюро судебно-медицинской экспертизы» от 04 февраля 2009 года N 16 и Положение о порядке предоставления платных ритуальных услуг в Государственном учреждении здравоохранения «Волгоградское бюро судебно-медицинской экспертизы», утвержденное приказом начальника Государственного учреждения здравоохранения «Волгоградское бюро судебно-медицинской экспертизы» от 04 февраля 2009 года N 16, в части возможности оказания Государственным учреждением здравоохранения «Волгоградское бюро судебно-медицинской экспертизы» услуг по бальзамированию, санитарной и косметической обработке трупов, доставке и подготовке тел к погребению на территории Волгограда; действий Председателя комитета по здравоохранению Волгоградской области и комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области по утверждению и согласованию 13 апреля 2009 года пункта 2.4 Устава Государственного учреждения здравоохранения «Волгоградское бюро судебно- медицинской экспертизы» в части возможности оказания Государственным учреждением здравоохранения «Волгоградское бюро судебно-медицинской экспертизы» услуг по бальзамированию, санитарной и косметической обработке трупов, доставке и подготовке тел к погребению на территории Волгограда.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Специализированное предприятие «Память» в пользу государственного учреждения здравоохранения «Волгоградское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» расходы по оплате государственной пошлины в размере 1000 рублей.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

     Председательствующий
И.И.Жевак
Судьи
Т.С.Борисова
С.А.Кузьмичев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка