АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 02 сентября 2009 года Дело N А51-8248/2009

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Е.М. Попова при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.А. Березюк рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению: Открытого акционерного общества «Владивостокский морской торговый порт» к ИФНС России по Фрунзенскому району о признании недействительным решения при участии в заседании

от заявителя - Дорохова А.П.

от налогового органа - Саляник А.М., Луговая Г.Н.

установил: Открытое акционерное общество «Владивостокский морской торговый порт» (далее по тексту «заявитель» или «налогоплательщик») обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения 1967 06-12/8822 от 01.12.2008 Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока (далее по тексту - «налоговый орган», «инспекция») «Об отказе привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

В судебном заседании Общество заявленные требования поддержало в полном объеме, считает, что для получения права на льготу по налогу на имущество организаций в отношении объектов налогообложения в соответствии с п.11 ст.381 НК РФ закон устанавливает наличие двух условий в совокупности: имущество должно быть учтено на балансе организации в качестве объекта основных средств, имущество должно входить в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504, при этом полагает, что право на предоставление указанной льготы законодатель связывает, прежде всего, с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество организаций, а не с теми данными, которые указаны в инвентарных карточках на эти объекты.

Налогоплательщик утверждает, что железнодорожным подъездным путем N91 пользуется не только ОАО «ВМТП», но и другие организации для подачи вагонов под выгрузку, так как Общество, являясь морским портом, осуществляющим операции с грузами, пассажирами и оказывающим другие услуги судам, оказывает публичные услуги, т.е. услуги в отношении каждого, кто к ним обратится. По этим же путям маневрируют и поезда ОАО «РЖД», своего подвижного состава заявитель не имеет. Контролируют поток железнодорожного транспорта по территории порта сотрудники ОАО «РЖД».

Налоговый орган требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве, считает, что подъездной путь, числящийся на балансе ОАО «ВМТП», не имеет отношения к объектам железнодорожных путей общего пользования, а, следовательно, налогоплательщик не имеет права на льготу, установленную п. 1 ст. 381 НК РФ.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее. Открытое акционерное общество «Владивостокский морской торговый порт» зарегистрировано в качестве юридического лица решением Управления Регистрации субъектов предпринимательской деятельности администрации г. Владивостока от 31.05.2002 N 1347, о чем выдано свидетельство серии ОАО N 30170.

01.07.2008 налогоплательщик представил в ИФНС по Фрунзенскому району уточненный авансовый расчет по налогу на имущество организаций.

Согласно представленного расчета налогоплательщик занизил сумму авансового платежа по налогу на имущество за 3 месяца 2008 года, подлежащего уплате в бюджет по сроку уплаты 08.05.2008. В представленном расчете организация заполнила строку 140 раздела 2 (средняя стоимость необлагаемого налогом имущества за отчетный период в сумме 2320023 руб. по коду налоговой льготы 2010235 - как организация, в отношении железнодорожных путей общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Налоговым органом была проведена камеральная проверка представленной декларации, в ходе которой инспекция посчитала, что налогоплательщик неправомерно воспользовался льготой и занизил подлежащий уплате в бюджет налог, поскольку железнодорожные пути не являются железнодорожными путями общего пользования.

По результатам камеральной проверки налоговым органом было принято решение N1967 06-12/8822 от 01.12.2008 на основании которого налогоплательщику был доначислен налог на имущество в размере 12760 руб., а также пени в сумме 941,71 руб. Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав доказательства по делу, заслушав доводы сторон, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Пунктом 11 ст. 381 НК РФ определен закрытый перечень объектов налогообложения, в том числе железнодорожные пути общего пользования, в отношении которых применяется льготный порядок налогообложения.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден Постановлением N Правительства РФ от 30.09.2007 N504.

Согласно инвентарной карточке учета объектов основных средств - железнодорожный путь 9-10 находится на балансе ОАО «ВМТП», в графе «код по ОКОФ» (Общероссийский классификатор основных фондов) объекту присвоен код - 124526102.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504, объекты с кодом ОКОФ 124526102 входят в состав имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования.

В п.2 ст.1 и п.1 ст.2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожный транспорт в РФ состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта не общего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

Железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;

Железнодорожные пути не общего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N504 утвержден «Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций».

ОАО «ВМТП» относит основные средства к железнодорожным путям общего пользования, а также к сооружениям, являющимися их неотъемлемой технологической частью. А именно, в карточке основного средства числится под кодом 12 4526102 - дорога железная однопутная и подъездные пути к ней. Налогоплательщик считает, что его подъездные пути являются путями общего пользования.

В общих сведениях в разделе 1 технического паспорта основного средства указано, что место примыкания железнодорожного подъездного пути: стрелка N393 (централизованная) ст. Владивосток, 5 пост. Граница железнодорожного подъездного пути: стык рамного рельса стрелки N410.

В ответ на запрос налогового органа N 1870 от 10.03.2009, Филиал «ДВЖД» ОАО «РЖД» письмом N4/2-34 от 28.05.2009, сообщил о том, что 9-10 причалы находятся непосредственно на территории ОАО «ВМТП», подъездной путь N91 относится к железнодорожному пути необщего пользования. Знак «Граница железнодорожного подъездного пути», согласно Инструкции «О порядке обслуживания и организации движения на подъездные пути ОАО «ВМТП», утвержденной 10.10.2003 начальником Владивостокского отделения ДВЖД, установлен напротив изостыка светофоров М401, М409.М411.

Также в соответствии с приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта N71 от 04.03.2008 «О примыкании железнодорожных путей необщего пользования ОАО «ВМТП» к существующим железнодорожным путям общего пользования на железнодорожной станции Владивосток Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» на основании обращения владельца железнодорожных путей необщего пользования ОАО «ВМТП» от 12.12.2007 N ДС-299 и представленных документов разрешено примыкание железнодорожных путей необщего пользования ОАО «ВМТП» к существующим железнодорожным путям общего пользования:

- N 76 на расстоянии 114 метров от хвоста крестовины стрелочного перевода N 403;

- N 101 на расстоянии 12 метров от хвоста крестовины стрелочного перевода N 409.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что железнодорожный подъездной путь N91 не относится к железнодорожным путями общего пользования, так как указанный путь примыкает к путям общего пользования и является подъездным путем, что подтверждается схемой подъездных путей ОАО «ВМТП». Из вышеизложенного следует, что на балансе организации числится «путь подъездной» (железнодорожные подъездные пути к производственным площадкам дорожной службы). В Общероссийском классификаторе основных фондов данному основному средству принадлежит код ОКОФ 124526111.

С учетом изложенного, подъездной путь N91, не являясь железнодорожным путем общего пользования, не входит в перечень объектов, указанных в п. 11 ст.381 НК РФ, следовательно, Обществом неправомерно занижена сумма налога на имущество организаций, подлежащая уплате в бюджет.

Доводы Общества о том, что железнодорожным подъездным путем N91 пользуется не только ОАО «ВМТП», но и другие организации для подачи вагонов под выгрузку, так как Общество являясь морским портом, осуществляющим операции с грузами, пассажирами и оказывающим другие услуги судам, оказывает публичные услуги, т.е. услуги в отношении каждого, кто к ним обратится, судом отклоняются в силу следующего.

Все движение грузопотока на подъездном пути N 91 ОАО «ВМТП», примыкающего к станции Владивосток, регулируется диспетчерами ОАО «РЖД» совместно с диспетчерами ОАО «ВМТП», что подтверждается Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути ОАО «ВМТП», примыкающего к станции Владивосток, утвержденной начальником Владивостокского отделения ДВЖД от 10.10.2003 и Узловым соглашением «О порядке передачи грузов прямого смешанного сообщения через станцию Владивосток и торговый порт» от 2000 года, заключенным между ГУП «ДВЖД» и ОАО «ВМТП».

Так согласно п. 1.7.3 Инструкции, подача вагонов, прибывших в адрес других предприятий, разрешается на основании трехсторонних письменных договоров, что свидетельствует о том, что вышеупомянутый подъездной путь предназначен для обслуживания определенных пользователей, заключивших договор на подачу и уборку вагонов в соответствии с «Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования», утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 N26. Вышесказанное подтверждает, что подъездной путь N91 является железнодорожным путем необщего пользования.

Учитывая данные обстоятельства, суд считает требования ООО «ВМТП» о признании недействительным решения N1967 06-12/8822 от 01.12.2008 Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока о доначислении налога на имущество в сумме 12760 руб. и пени в сумме 941,71 руб. не подлежащими удовлетворению.

Расходы по уплате госпошлины, суд в порядке ст. 102,101 АПК РФ относит на заявителя.

Руководствуясь статьями 96, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления ОАО «ВМТП» отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

     Судья
Е.М.Попов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка