АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 09 октября 2009 года Дело N А51-15845/2009

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Л.П. Нестеренко при ведении протокола судебного заседания судьей Л.П. Нестеренко рассмотрел в судебном заседании 2 октября 2009 дело по заявлению Заместителя прокурора Приморского края к Административной комиссии Хасанского муниципального района третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Общество с ограниченной ответственностью «Пасификлот» об оспаривании постановления

с участием: от заявителя - прокурор отдела Веселова В.А. (удостоверение N 160636), от третьего лица - Марьянская Е.В. (доверенность от 24.07.2009)

Заместитель прокурора Приморского края обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Хасанского муниципального района от 21.08.2009 N 246 о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Административная комиссия в заседание суда не явилась, о времени и месте рассмотрения спора извещена в установленном законом порядке, в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ спор рассматривается в отсутствие ответчика.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленное требование, указав, что ООО «Пасификлот» фактически осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр под видом лотереи, в связи с чем в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Закона Приморского края «Об административных правонарушениях в Приморском крае», производство по делу прекращено необоснованно.

Также заявитель указал на процессуальные нарушения, допущенные административной комиссией при рассмотрении дела, выразившиеся в вынесении постановления в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и доказательств его надлежащего извещения.

Ответчик в письменном отзыве, направленном в материалы дела, указал, что с требованием прокурора не согласен, поскольку ООО «Пасификлот», занимаясь незаконно организацией и проведением азартных игр, нарушает другие законы и правовые нормы, его действия не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Закона Приморского края, а должны квалифицироваться по соответствующим статьям административного и уголовного кодексов.

С доводом заявителя о нарушении порядка рассмотрения дела об административном правонарушении ответчик также не согласился, указав, что уведомление о времени и месте рассмотрения дела было направлено законному представителю Общества 10.08.2009 и получено им 12.08.2009.

Третье лицо ходатайствует о прекращении производства по делу в связи с отсутствием у прокурора полномочий обращаться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании решений административных органов.

По существу требований Общество возражает, ссылаясь на то, что не осуществляет деятельность по проведению азартных игр, используемое оборудование является лотерейно-вендинговым, состав административного правонарушения в действиях ООО «Пасификлот» отсутствует.

Рассмотрев в порядке статьи 159 АПК РФ ходатайство третьего лица о прекращении производства по делу, суд пришел к выводу о его необоснованности, поскольку полномочия прокурора субъекта Российской Федерации по обжалованию решений административных органов вытекают из положений статьи 52, части 1 статьи 189 АПК РФ, статьи 30.10 КоАП РФ.

При рассмотрении дела суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью «Пасификлот» зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока 30.06.2009, о чем выдано свидетельство серии 25 N 003138767.

30.07.2009 и.о. прокурора Хасанского района в отношении ООО «Пасификлот» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.4 Закона Приморского края от 05.03.2007 N 44-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае», в связи с установлением 16.07.2009 в результате проверки деятельности лотерейно-вендингового клуба «Христофор Колумб», расположенного в пос. Славянка, ул. Ленинская, 50 и принадлежащем ООО «Пасификлот», факта осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр с нарушением требований к размещению объектов игорного бизнеса, установленных законами Приморского края.

Письмом от 30.07.2009 N 5-09 прокурор направил материалы проверки и постановление прокурора о возбуждении производства по делу в административную комиссию Хасанского района для рассмотрения по подведомственности.

21.08.2009 административная комиссия прекратила производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях ООО «Пасификлот» состава административного правонарушения. При этом ответчик исходил из того, что Общество не имеет лицензию на организацию и проведение азартных игр, а следовательно, вообще не является субъектом ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

Посчитав, что дело об административном правонарушении прекращено необоснованно и с нарушением установленных правил, прокурор оспорил постановление административной комиссии в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», определяющим правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливающим ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан, определено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном данным законом. Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений (статья 5).

Статьей 2 Закона Приморского края от 03.06.2006 N 373-КЗ «О порядке размещения объектов игорного бизнеса на территории Приморского края» установлено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие на основании лицензии, полученной в установленном порядке, деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино) и деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), согласовывают размещение объектов игорного бизнеса с органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным администрацией Приморского края.

При этом согласно статье 3 указанного краевого закона объекты игорного бизнеса должны отвечать требованиям, установленным статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

В силу пункта 9 статьи 16 указанного Федерального деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям федерального закона.

Статьей 4 Закона Приморского края от 03.06.2006 N 373-КЗ определено, что размещение объектов игорного бизнеса с нарушением требований этого закона влечет административную ответственность в соответствии с Законом Приморского края от 5 марта 2007 года N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае".

Частью 1 статьи 9.4 Закона Приморского края от 05.03.2007 N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае» предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с нарушением требований к размещению объектов игорного бизнеса.

Отсюда следует, что деятельность игорных заведений после 01.07.2009 должна отвечать двум основным условиям: они должны находиться в игорной зоне и иметь разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.

Следовательно, осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с нарушением требований к размещению объектов игорного бизнеса образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Законом Приморского края "Об административных правонарушениях в Приморском крае".

Как предусмотрено статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административном правонарушениях являются в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Прекратив производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Пасификлот» по мотивам, не основанным на законе, административный орган уклонился от рассмотрения дела по существу, не установил, имелось ли событие административного правонарушения, подпадает ли деятельность ООО «Пасификлот», осуществляемая с помощью лотерейно-вендингового оборудования, под определение деятельности по организации и проведению азартных игр, имеется ли вина Общества и иные элементы состава административного правонарушения в его действиях.

Разрешение вопроса о том, обладает ли используемое ООО «Пасификлот» оборудование свойствами оборудования, используемого для организации и проведения азартных игр, не входит в круг обстоятельств, подлежащих установлению в рамках настоящего дела, так как суд в данном случае не рассматривает по существу дело об административном правонарушении и не может подменять собою административный орган, наделенный полномочиями по рассмотрению таких дел.

Кроме того, состоятелен довод прокурора о нарушении административной комиссией порядка рассмотрения дела об административном правонарушении, учитывая, что оспариваемое постановление было вынесено 21.08.2009, тогда как извещение о заседании административной комиссии, адресованное директору ООО «Пасификлот», имеет исходящий N 40 от 10.08.2009 и ответчик не представил в материалы дела документ, направленный 10.09.2009 и полученный Обществом 12.08.2009.

В связи с этим постановление административного органа о прекращении производства по делу подлежит признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии Хасанского муниципального района от 21.08.2009 N 246 о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Приморского края в 10-дневный срок.

     Судья
Л.П.Нестеренко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка