АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 21 октября 2009 года Дело N А51-14362/2009

Резолютивная часть решения принята в судебном заседании 19.10.2009, полный текст решения изготовлен 21.10.2009 в соответствии со статьей 176 АПК РФ.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Г.Н. Палагеша при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Л. Шамловой

рассмотрев 19.10.2009 в судебном заседании

дело по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району г. Владивостока Приморского края

к индивидуальному предпринимателю Лифановой Полине Алексеевне

о взыскании 386 руб. 40 коп. финансовых санкций

при участии в заседании стороны не явились, извещены надлежащим образом

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Владивостока (далее - Управление Пенсионного фонда РФ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Лифановой Полины Алексеевны в бюджет Пенсионного фонда РФ 386 руб. 40 коп. финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

Управление Пенсионного фонда РФ, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, в заявлении представило суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Определение от 22.09.2009 о назначении судебного разбирательства, направленное ответчику по известному суду адресу, возвращено почтовой службой без вручения с отметкой «выбытие адресата». Поскольку иным адресом предпринимателя суд не располагает, в силу пункта 3 части 2 статьи 123 АПК РФ ответчик считается извещенным надлежащим образом о времени и месте слушания дела.

В соответствии с частью 2 статьи 215 АПК РФ заявление рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Управление Пенсионного фонда РФ в заявлении указало, что взыскание финансовых санкций в судебном порядке за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования органами Пенсионного фонда Российской Федерации предусмотрено частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и направлено на защиту как общественных так и государственных интересов.

Из материалов дела суд установил, что сведения о регистрации Лифановой П.А. в качестве индивидуального предпринимателя внесены в ЕГРИП 29.12.2004 ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока за ГРН 304253636400101.

25.03.2009 Управлением Пенсионного фонда РФ проведена проверка своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета предпринимателем.

В ходе проверки установлено, что предприниматель не представил сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2008 год в соответствии с требованиями законодательства.

По выявленному факту Управлением Пенсионного фонда РФ составлен акт проверки N 144 от 25.03.2009.

По результатам рассмотрения материалов проверки и оценки акта проверки N 144 от 25.03.2009 Управлением Пенсионного фонда РФ вынесено решение от 23.04.2009 N 263 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ в размере 386 руб. 40 коп. (согласно Ведомости уплаты страховых взносов (форма АДВ-11) за 2008 год ответчику начислено страховых взносов 3864 рубля, в том числе: на страховую часть пенсии - 2576 рублей, на накопительную часть пенсии - 1288 рублей).

На основании решения Управление Пенсионного фонда РФ предпринимателю вынесено требование N 4046 от 23.04.2009 об уплате финансовых санкций в срок до 14.05.2009.

Поскольку 386 руб. 40 коп. финансовых санкций не были уплачены предпринимателем добровольно в установленный срок, Управление Пенсионного фонда РФ обратилось в арбитражный суд за принудительным взысканием.

Суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения рассматриваемых требований.

В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон об индивидуальном учете), индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу 5 статьи 1 Закона индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

Закон об индивидуальном учете в подпунктах 1-8 пункта 2 статьи 6 устанавливает, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов; гражданство.

Пункт 1 статьи 10 определяет, что указанные сведения представляются в орган Пенсионного фонда в следующих случаях: при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя; при снятии с учета в качестве страхователя; при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона; при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

Пункт 2 статьи 10 Закона устанавливает порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из указанных случаев.

Следовательно, Закон об индивидуальном учете установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающие перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона ежегодная обязанность представлять до 1 марта сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.

При этом, суд полагает, что индивидуальный предприниматель, по смыслу статьи 1 Закона об индивидуальном учете, может быть отнесен к категории «страхователь» в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Однако в настоящем деле эти обстоятельства Управлением Пенсионного фонда РФ не доказаны и не подтверждены материалами дела. В связи с этим, предприниматель к страхователям, в смысле, придаваемом этому термину Законом об индивидуальном учете, не относится.

Таким образом, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно представлять до 1 марта сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Закона об индивидуальном учете обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности неприменима и ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 17 Закона.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований Управления Пенсионного фонда РФ у суда не имеется.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.37 НК РФ, органы Пенсионного фонда РФ, являющиеся государственными учреждениями, освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом в защиту государственных и общественных интересов.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 216 АПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Владивостока о взыскании с индивидуального предпринимателя Лифановой Полины Алексеевны в бюджет Пенсионного фонда РФ 386 руб. 40 коп. финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Приморского края.

     Судья
Г.Н.Палагеша

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка