• по
Более 51000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 22 октября 2009 года Дело N А51-14441/2009

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Д.В. Борисова,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Красноармейскому району Приморского края к Отделению по Красноармейскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о признании незаконными действий и обязании принять к исполнению исполнительный документ при участии в заседании:

от заявителя - не явился, извещен;

от ответчика - главный специалист-эксперт Сосковец Е.В. (доверенность N 7 от 14.09.2009, удостоверение 25 N 0044 от 25.12.2007); протокол судебного заседания вел судья Д.В. Борисов;

установил: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Красноармейскому району Приморского края (далее - «заявитель, фонд») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Отделения по Красноармейскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - «управление»), выразившихся в отказе в принятии к исполнению постановления N 28 от 13.07.2009 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище N 40» с. Новопокровка Приморского края, и обязании Отделения по Красноармейскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю принять к исполнению постановление N 28 от 13.07.2009.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения объявлена 19.10.2009, решение в полном объеме изготовлено 22.10.2009.

В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что поскольку органы Пенсионного фонда не обладают полномочиями по предъявлению в суд исков о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов по ним в размере менее 50000 руб., то он правомерно в соответствии с установленным законом порядком направил оспариваемое постановление для исполнения в управление. Непринятие ответчиком данного постановления для исполнения противоречат положениям статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и разъяснениям Постановления Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 N31.

В настоящее судебное заседание заявитель не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом.

Ответчик заявленные требования оспорил, пояснил, что из положений Бюджетного кодекса РФ не следует, что постановление о взыскании недоимки и пени по страховым взносам является исполнительным документом, на основании которого осуществляется взыскание задолженности с муниципального учреждения за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.

На основании пункта 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится по имеющимся материалам дела в отсутствие заявителя.

Из материалов дела судом установлено, что 13.07.2009 Пенсионным фондом вынесено решение N 28 в отношении Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище N 40» с. Новопокровка Приморского края о взыскании недоимки по страховым взносам пеней и штрафов в сумме 215,57 руб.

Во исполнение указанного решения Пенсионным фондом 13.07.2009 вынесено постановление N 28 о взыскании недоимки по страховым взносам пеней и штрафов.

27.07.2009 указанное постановление заявителем направлено в адрес Отделения по Красноармейскому району УФК по Приморскому краю для исполнения.

Письмом N 20-03-02/168 от 30.07.2009 Отделение по Красноармейскому району УФК по Приморскому краю возвратило указанное постановление Пенсионному фонду без исполнения, сообщив, что в соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 Кодекса.

Полагая, что действия управления, выразившиеся в отказе в принятии постановления N 28 от 13.07.2009 и в его возвращении фонду, не соответствуют требованиям законодательства, нарушают его права и создают препятствия в их реализации, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, изучив доводы сторон, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ от 15.12.2001) страховые взносы определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001, распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), названный закон возлагает на страхователя (работодателя), который в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 обязан своевременно и в полном объёме производить соответствующие платежи.

Порядок и сроки уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлены статьёй 24 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование страхователю начисляются пени в соответствии со статьёй 26 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001. Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объёме.

Порядок взыскания недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в случае их неуплаты страхователем в добровольном порядке, регламентирован подпунктами 3, 4 статьи 25, статьёй 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001.

В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов во внесудебном порядке, установленном статьёй 25.1 данного Закона.

Следовательно, органы Пенсионного фонда РФ не вправе обращаться в суд за взысканием таких платежей, поскольку установлен иной порядок их взыскания (пункт 4 статьи 29, пункт 1 статьи 213 АПК РФ).

При этом установленная статьей 25 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам менее 50000 руб. подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, страхователь является юридическим лицом, организационно-правовая форма которого - государственное учреждение.

Задолженность учреждения перед бюджетом Пенсионного Фонда РФ на момент вынесения постановления N 28 от 13.07.2009 составляла 215,57 руб., то есть не превышала установленного пунктом 3 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 предела.

При таких обстоятельствах фонд правомерно принял меры к принудительному взысканию задолженности во внесудебном порядке, как и предусмотрено статьями 25, 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001.

Кроме того, суд считает, что у заявителя имелись основания для направления спорного постановления в адрес ответчика на основании следующего.

В соответствии с пунктами 14, 15 статьи 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

В силу с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, помимо исполнительных листов судов общей юрисдикции и арбитражных судов и судебных приказов, также постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания статьи 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 следует, что постановление фонда N 28 от 13.07.2009 является исполнительным документом.

В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Положениями статьи 239 БК РФ установлен иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, который представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением предусмотренных Кодексом случаев; обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Кодексом; обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 данного Кодекса.

В тоже время, из положений пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ и содержания пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 N31 следует, что при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда РФ, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Закона N167-ФЗ случае, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Центрального банка РФ или в кредитной организации.

В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.

Как следует из материалов дела, Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище N 40» с. Новопокровка Приморского края в Отделении по Красноармейскому району Управления Федерального казначейства с 31.12.2008 открыт лицевой счёт N 03202002160. Указанный счет является лицевым счетом бюджетных средств, через который бюджетным учреждением - получателем бюджетных средств, осуществляется исполнение бюджета по расходам.

Принимая во внимание изложенное, а также то обстоятельство, что у страхователя отсутствуют расчетные счета, открытые в учреждении Центрального банка РФ и кредитных организациях, в отношении которых возможно совершение исполнительских действий, и доказательств обратного управлением не представлено, суд считает, что возвращенный судебным приставом-исполнителем исполнительный документ (постановление N 28 от 13.07.2009) правомерно был направлен фондом для исполнения в Отделении по Красноармейскому району УФК по Приморскому краю.

Таким образом, заявитель воспользовался единственным возможным в данной правовой ситуации способом для реализации предоставленных ему законом полномочий по взысканию пени с бюджетного учреждения, направив соответствующее заявление и постановление N 28 от 13.07.2009 в управление для его исполнения в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 Бюджетного кодекса РФ.

Иное толкование указанных выше нормативных правовых актов привело бы к установлению преференциального режима бюджетного учреждения по отношению к иным страхователям, что недопустимо в силу части 2 статьи 8, части 1 статьи 19 Конституции РФ.

С учетом изложенного суд считает, что действия управления по отказу в принятии постановления N 28 от 13.07.2009 и его возврату без исполнения противоречат закону и нарушают права и законные интересы фонда.

Доводы управления о том, что из положений Бюджетного кодекса РФ не следует, что оспариваемое постановление является исполнительным документом, на основании которого осуществляется взыскание задолженности с муниципального учреждения, судом отклоняются по следующим основаниям.

Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» разъяснено, что положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.

Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь указанным постановлением, отклоняет доводы управления.

Учитывая изложенное, суд считает, что требования фонда о признании действий управления незаконными подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае признания решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица незаконным, суд обязывает соответствующий орган, должностное лицо совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Принимая во внимание, что обязанность принятия к исполнению постановления N 28 от 13.07.2009 возложена на Отделение по Красноармейскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, суд обязывает Отделение по Красноармейскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю принять к исполнению исполнительный документ - постановление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Красноармейскому району Приморского края N 28 от 13.07.2009 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище N 40» с. Новопокровка Приморского края.

Понуждение ответчика совершить данное действие направлено на восстановление нарушенных прав и интересов заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконными действия Отделения по Красноармейскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, выразившиеся в отказе принять к исполнению постановление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Красноармейскому району Приморского края N 28 от 13.07.2009 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище N 40» с. Новопокровка Приморского края.

Обязать Отделение по Красноармейскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю принять к исполнению исполнительный документ - постановление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Красноармейскому району N 28 от 13.07.2009 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище N 40» с. Новопокровка Приморского края.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

     Судья
Д.В.Борисов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-14441/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 22 октября 2009

Поиск в тексте