АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 22 октября 2009 года Дело N А51-17685/2009

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.П. Хвалько, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.С. Доменюк

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения социального обслуживания «Яковлевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» к Отделу государственного пожарного надзора Яковлевского района об отмене постановления N 240 от 08.09.2009 «О назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности юридическому лицу», установил:

Резолютивная часть решения была изготовлена и оглашена судом в судебном заседании 15.10.2009, изготовление решения в полном объеме откладывалось судом на основании статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Государственное учреждение социального обслуживания «Яковлевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее по тексту «заявитель» или «учреждение») обратилось в Яковлевский районный суд Приморского края с заявлением об отмене постановления N 240 от 08.09.2009 «О назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности юридическому лицу» Отдела государственного пожарного надзора Яковлевского района.

Определением от 25.09.2009 заявление государственного учреждения социального обслуживания «Яковлевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» об оспаривании данного постановления было передано в Арбитражный суд Приморского края по подсудности и определением от 05.10.2009 принято к производству.

Заявитель в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется доказательство надлежащего извещения о месте и времени судебного заседания, дополнительных документов до рассмотрения заявления по существу не представил. В обоснование заявленного требования учреждение указало, что считает необоснованным привлечение юридического лица к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 10000 руб., поскольку учреждением предприняты все зависящие от него меры для устранения предписания Госпожарнадзора о 04.09.2009 N 139/129/129 в части отсутствия наружного противопожарного водоснабжения.

Представитель ответчика в судебное заседание также не явился, 14.10.2009 через канцелярию суда представил административный материал и отзыв на заявленные требования, в соответствии с которым считает, что оспариваемое постановление в отношении заявителя вынесено в полном соответствии с требованиями закона и какие-либо основания для его отмены отсутствуют, просит в удовлетворении заявления отказать, оспариваемое постановление оставить без изменения.

В соответствии с требованиями ст. 123 и частей 1,3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей заявителя и ответчика по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Из учредительных документов заявителя следует, что государственное учреждение социального обслуживания «Яковлевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних расположенное по адресу Приморский край, 692361, Приморский край, Яковлевский район, с. Яковлевка, ул. Молодежная, д. 17, создано в соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования Яковлевского района Приморского края от 12.02.2001 N 64, принято в государственную собственность Приморского края в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 05.08.2005 N 163-па. В соответствии с п. 1.5 Устава, учреждение находится в ведении департамента социальной защиты населения Приморского края.

03.09.2009 года главным государственным инспектором Яковлевского района по пожарному надзору на основании распоряжения N 139 от 01.09.2009 проведены мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности в помещении Государственного учреждения социального обслуживания «Яковлевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», в ходе которых установлено, что в нарушение пункта 3 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-2003), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, п.п. 2.11, 2.13, 2.24 СНиП 2.04.02.84*, утверждены постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 27.06.1984 N 123, объекты учреждения не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением (в радиусе от 30 до 200 метров от объектов отсутствуют пожарные гидранты или приспособленные водоемы).

По факту выявленного нарушения административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 240 от 03.09.2009, в котором имеется отметка о надлежащем извещении директора учреждения о времени и месте рассмотрении дела.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении на основании части 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - «КоАП РФ», «Кодекс») административным органом принято постановление от 08.09.2009 N 240 о назначении учреждению административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.

Учреждение не согласилось с вынесенным постановлением административного органа и обратилось в суд с требованием об отмене постановления от 08.09.2009 года N 240.

Суд считает требование заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под противопожарным режимом подразумеваются правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров.

Конкретные требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, установлены в Правилах ППБ 01-03, Нормах пожарной безопасности НПБ 110-03, Строительных нормах и правилах «Пожарная безопасность зданий, сооружений» (СНиП 21-01-97), утвержденных постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7 и т.д.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.94г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нарушение требований пожарной безопасности квалифицируется как невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»). Согласно ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд считает доказанным факт совершения заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности заявитель не отрицает, о наличии установленных проверкой нарушений спора между сторонами нет, факт нарушения учреждением требований пожарной безопасности подтвержден имеющимися доказательствами, поэтому суд приходит к выводу о том, что основания для составления протокола, а также привлечения Государственного учреждения социального обслуживания «Яковлевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, у административного органа имелись.

Исследовав протокол об административном правонарушении от 03.09.2009 года N 240, суд установил, что протокол составлялся в присутствии законного представителя учреждения - директора Самбурской Н.И., о чём свидетельствуют отметки об ознакомлении законного представителя с протоколом и получении им копии протокола, об извещении о времени и месте рассмотрения дела, а также отметки о разъяснении указанному лицу прав и обязанностей, предусмотренных статьями 25.1, 25.4 КоАП РФ, ст. 51 Конституции Российской Федерации. Отметки оформлены в виде подписи, а также ее расшифровки.

Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В протоколе имеется роспись законного представителя, которая подтверждает, что законный представитель о времени и месте рассмотрения дела предупреждён, копия Постановления получена директором учреждения, о чем имеется ее подпись.

Таким образом, суд проверил соблюдение административным органом порядка привлечения заявителя к административной ответственности, нарушений прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, не установил.

Доводы учреждения о том, что при назначении административного наказания не было учтено, что учредителем не выделялось финансирование на противопожарные мероприятия, суд во внимание не принимает, поскольку статьей 37 ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий (часть 1 статьи 38 вышеназванного Федерального закона).

В силу пункта 10 Правил ППБ 01-03, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно уставу учреждения, имущество находится у последнего на праве оперативного управления, учреждение функционирует в помещении, отвечающем требованиям санитарно-гигиеническим нормам, противоэпидемиологическим требованиям и правилам пожарной безопасности, в связи с чем, на учреждении лежит обязанность соблюдать правила пожарной безопасности на принадлежащих ему (находящихся в его ведении) объектах.

Суд отклоняет ссылку заявителя как основание освобождения от административной ответственности на недостаточное финансирование противопожарных мероприятий, поскольку административным органом при определении меры наказания принимались во внимание обстоятельства, отягчающие административную ответственность, данное нарушение требований пожарной безопасности выявляется при каждой проверке объекта и вносится в предписания государственного пожарного надзора с 2003 года.

Между тем, данный объект предполагает пребывание определенной категории населения, что существенно увеличивает ответственность учреждения и при отсутствии противопожарного водоснабжения полностью исключает тушение возможного пожара. Таким образом, учреждением совершено повторное административное правонарушение, что является обстоятельством отягчающим административную ответственность.

Таким образом, принимая во внимание факт нарушения учреждением требований пожарной безопасности, который подтвержден имеющимися в деле доказательствами, суд приходит к выводу о том, что административным органом постановление N 240 от 08.09.2009 принято с соблюдением требований, предусмотренных административным законодательством, следовательно, основания для признания данного постановления незаконным отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требования Государственного учреждения социального обслуживания «Яковлевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» об отмене постановления N 240 от 08.09.2009 «О назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности юридическому лицу», принятого Отделом государственного пожарного надзора Яковлевского района, отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном законном порядке.

     Судья
О.П.Хвалько

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка