АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 22 октября 2009 года Дело N А51-12913/2009

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи А.А. Фокиной, рассмотрев в судебном заседании 15.10.2009 дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ДАЛЬЛЕСПРОМ трейд» к Находкинской таможне

о признании незаконными действий, изложенных в письме от 19.05.2009 N 10-15/09444, об отказе в возврате сумм излишне уплаченных таможенных платежей за 2008 год в сумме 310.000 руб. и об обязании таможни возвратить из бюджета излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 310.000 руб., при участии в судебном заседании:

от заявителя - не явились, извещены надлежащим образом;

от таможни - представителя Прилуцкого Е.В. (по доверенности N 11-31/17200 от 28.10.2008); протокол судебного заседание на компьютере вел секретарь судебного заседания О.С.Инкина, установил:

Резолютивная часть решения была оформлена и оглашена судом в судебном заседании 15.10.2009, изготовление полного текста мотивированного решения откладывалось судом на основании п. 2 ст. 176 АПК РФ, полный текст решения изготовлен 22.10.2009.

Открытое акционерное общество «ДАЛЬЛЕСПРОМ трейд» (далее по тексту - «заявитель», «общество», «ООО «ДАЛЬЛЕСПРОМ трейд») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Находкинской таможне (далее - «таможенный орган», «таможня») о признании незаконными действий, изложенных в письме от 19.05.2009 N 10-15/09444, об отказе в возврате сумм излишне уплаченных таможенных платежей за 2008 год в сумме 310.000 руб. и об обязании таможни возвратить из бюджета излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 310.000 руб.

В судебное заседание 15.10.2009 Общество представителей не направило, о месте и времени судебного заседания извещено судом надлежащим образом; через канцелярию суда представило ходатайство от 07.09.2009 N 569, по тексту которого просило суд рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Руководствуясь статьями 156 и частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей заявителя по имеющимся в деле документам.

Заявитель, настаивая на удовлетворении требований в названном размере, указал, что представление временной и полной грузовых таможенных деклараций (далее по тексту - «ГТД») в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую процедуру, в связи с чем уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной ГТД является оплатой всех действий таможенных органов в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при предоставлении полной ГТД.

Общество также указывает, что подачу временной и полной ГТД неверно рассматривать как самостоятельное, не связанное друг с другом декларирование, следовательно, поскольку таможенные сборы взимаются за таможенное оформление товара, а не за подачу декларации, то они должны быть уплачены один раз при подаче временной ГТД.

На основании изложенного заявитель делает вывод о том, что в связи с уплатой таможенных сборов за таможенное оформление товаров как при подаче временной ГТД, так и при подаче полной ГТД, он фактически излишне уплатил в бюджет таможенные сборы в сумме 310.000 руб., однако, таможня неправомерно отказалась их возвратить.

Представитель таможенного органа в отзыве на заявление и в судебном заседании с доводами заявителя не согласился, указав, что подача временной и полной ГТД представляет собой не единый порядок декларирования, как считает заявитель, а единый порядок их таможенного оформления, в рамках которого имеют место два самостоятельных факта декларирования. Таким образом, при периодическом декларировании таможенным органом дважды совершаются действия, связанные с таможенным оформлением.

По мнению таможни, подача полной декларации при периодическом временном декларировании не является повторной и сборы за таможенное оформление в этом случае оплачиваются по правилам, установленным в пункте 1 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров», то есть исходя из стоимости товара.

Находкинская таможня в своем отзыве также сослалась на пункт 7 названного Постановления, согласно которому в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима, таможенные сборы за оформление уплачиваются в размере 500 руб., за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

Таможенный орган также обратил внимание суда на тот факт, что при подаче как временной, так и полной ГТД, таможенные органы руководствуются Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, утв. Приказом ГТК РФ от 28.11.2003 N 1356, согласно которой в каждом случае ГТД регистрируется в таможенном органе, в каждом случае осуществляется таможенный контроль заявленных сведений, то есть таможенным органом как при подаче временной, так и при подаче полной ГТД осуществляются юридические действия по таможенному оформлению товара. Изложенное, по мнению таможенного органа, свидетельствуют о том, что основания для удовлетворения требования заявителя отсутствуют.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя таможни, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «ДАЛЬЛЕСПРОМ трейд» зарегистрировано в качестве юридического лица 12.03.2009 ИФНС России по Индустриальному району г. Хабаровска, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1062724023350, выдано свидетельство серии 27 N 001906408.

Основным видом деятельности Общества является торговля лесоматериалами; являясь участником внешне-экономической деятельности, Общество при вывозе с таможенной территории РФ товаров (пиловочника хвойных пород и пиломатериалов) применяло периодическое временное декларирование товаров путем подачи временной ГТД, после убытия вышеуказанных товаров с таможенной территории РФ Обществом подавалась полная ГТД.

В 2008 году при подаче в таможню временных ГТД для таможенного оформления поставляемых на экспорт товаров ООО «ДАЛЬЛЕСПРОМ трейд» уплатило таможенные сборы в сумме 310.000 руб.; представляя в таможенный орган полные ГТД, Общество уплатило таможенные сборы в размере 310.000 руб.

Спора между сторонами по размеру уплаченных таможенных сборов в 2008 году годах нет.

24.03.2009 Общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление за 2008 год в сумме 310.000 рублей (заявление от 24.03.2009 N 152). К заявлению Общество приложило заверенные копии временных и полных ГТД за 2008 год и оригиналы платежных поручений, подтверждающих перечисление авансовых таможенных платежей.

Заявление было подано Обществом в связи с тем, что оно посчитало начисление таможенных сборов при подаче полных ГТД необоснованным, поскольку уплачивало таможенные сборы при декларировании одних и тех же товаров как при оформлении временной ГТД, так и при подаче полной ГТД.

По результатам рассмотрения заявления Находкинская таможня письмом N 10-15/09444 от 19.05.2009 отказала Обществу в возврате денежных средств, указав, что правовые основания для их возврата или зачета отсутствуют, поскольку отсутствует факт излишней уплаты таможенных сборов.

Не согласившись с действиями Находкинской таможни, выразившимися в отказе возвратить излишне уплаченные таможенные сборы в сумме 310.000 рублей, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, изучив доводы сторон, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В силу пункта 1 статьи 124 Таможенного кодекса РФ (далее по тексту - «ТК РФ») декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров начинается с момента подачи таможенной декларации и завершается проверкой соответствия заявленных в ней сведений о товаре путем принятия таможенным органом решения о его выпуске.

Из названных норм следует, что каждое декларирование товара (подача каждой декларации) должно сопровождаться уплатой таможенного сбора.

В силу пунктов 1, 2 статьи 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Согласно пункту 5 данной статьи при использовании временной таможенной декларации ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день принятия таможенным органом такой декларации, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

Пунктом 6 данной статьи также предусмотрено, что вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 настоящей статьи, доплата суммы вывозных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации.

Из приведенных выше норм права следует, что таможенное оформление при вывозе товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для такого оформления, включает в себя подачу временной таможенной декларации с одновременной уплатой вывозных таможенных пошлин, а после убытия товаров с таможенной территории - подачу полной таможенной декларации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров. Согласно пункту 1 статьи 357.6 ТК РФ уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей.

Статьей 357.10 ТК РФ предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с названной статьей Кодекса Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» (далее по тексту - «Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 N 863») определены ставки таможенных сборов.

Пункт 7 указанного Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 содержит положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 руб.

Подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации, таким образом, отсутствуют основания для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.

К такому выводу пришёл Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 (оставлено без изменения определением кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС06-267).

С учетом данного вывода установленная пунктом 7 Постановления от 28.12.2004 N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

Пункт 7 Постановления Правительства РФ от 28.12.04 N 863 по его буквальному смыслу и расположению в нормативном акте исключает уплату таможенного сбора при подаче полной декларации (после представления временной декларации и уплаты сбора), а не предусматривает повторную уплату сбора в том же размере.

Поэтому по смыслу пункта 1 статьи 137 ТК РФ применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременений и ухудшению положения таких декларантов.

Кроме того, как следует из подпункта 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ, к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.

Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Следовательно, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.

В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

Названные выводы соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 08.07.2008 N 4574/08, которое и было доведено до сведения таможенных органов письмом ФТС РФ от 25.08.2008 N 01-11/34707.

Возврат излишне уплаченных таможенных сборов осуществляется в соответствии со статьей 355 ТК РФ (пункт 1 статьи 357.8 ТК РФ).

Пунктом 1 статьи 355 ТК РФ установлено, что излишне уплаченной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Кодексом. При этом, излишне уплаченные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы, не позднее трех лет со дня их уплаты (п. 2 ст. 355 ТК РФ).

По изложенному следует, что таможенные сборы в сумме 310.000 руб., уплаченные Обществом в 2008 году при подаче полных ГТД при временном периодическом декларировании, являются излишне уплаченными, поскольку их размер превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и ТК РФ.

Предусмотренные статьёй 355 ТК РФ обязательный досудебный порядок (подача заявления в таможенный орган) и срок давности проведения возврата (3 года с момента платежа) Обществом соблюдены, в связи с чем у таможни отсутствовали правовые основания для отказа Обществу в возврате излишне уплаченных таможенных сборов.

В силу пункта 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, действий (бездействия) - незаконными.

Принимая во внимание изложенное, суд находит требования заявителя о признании незаконными действий Находкинской таможни по факту отказа в возврате излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 310.000 руб. и обязании произвести возврат излишне уплаченных таможенных сборов обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 9.700 руб. суд относит на таможенный орган, поскольку требования заявителя удовлетворены судом в полном объёме, а положениями главы 25.3 НК РФ не предусмотрено освобождение от уплаты госпошлины государственных органов при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика, и судебный акт вынесен судом не в их пользу.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия Находкинской таможни, выразившиеся в отказе возвратить излишне уплаченные таможенные сборы письмом от 19.05.2009 N 10-15/09444, как не соответствующие Таможенному кодексу РФ.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Обязать Находкинскую таможню возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «ДАЛЬЛЕСПРОМ трейд» из бюджета излишне уплаченные таможенные сборы в сумме 310.000 (триста десять тысяч) рублей. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Взыскать с Находкинской таможни, расположенной по адресу г. Находка, ул. Портовая, д. 17, в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ДАЛЬЛЕСПРОМ трейд» судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 9.700 (девять тысяч семьсот) рублей. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

     Судья
А.А.Фокина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка