• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 23 сентября 2009 года Дело N А51-14494/2009

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.М. Слепченко при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т.В. Николаевой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району Приморского края

к Отделению по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о признании незаконными действий и обязании принять к исполнению исполнительный документ при участии в заседании:

от Пенсионного фонда - не явились, извещены надлежащим образом,

от казначейства - главный специалист-эксперт юридического отдела Е.В. Сосковец по доверенности от 21.09.2009 N 18 (2010-05-112/309), установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району Приморского края (далее «заявитель», «страховщик») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Отделения по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее «ответчик», «Отделение по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району УФК по Приморскому краю»), выразившихся в возврате постановления от 21.07.2009 N 34 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Войсковой части 86792 и об обязании Отделения по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району УФК по Приморскому краю принять к исполнению указанный исполнительный документ.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом в соответствии со статьями 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело без участия заявителя по имеющимся в материалах дела документам.

В обоснование требования страховщик в заявлении указал, что действия, выразившиеся в возврате постановления от 21.07.2009 N 34 без исполнения, не соответствуют статьям 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что поскольку у Войсковой части 86792 отсутствуют счета в учреждениях Банка России и других кредитных организациях, сумма, подлежащая взысканию по постановлению от 21.07.2009 N 34, не превышает пятидесяти тысяч рублей, то данный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства.

Отделение по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району УФК по Приморскому краю представило отзыв на заявление, согласно которому считает, что, возвращая без исполнения постановление заявителя от 21.07.2009 N 34, оно действовало правомерно в строгом соответствии с действующим законодательством.

При этом ответчик ссылается на статьи 239, 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также на Порядок ведения учета и осуществления хранения документов органами Федерального казначейства по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденный приказом Федерального казначейства от 26.09.2007 N 5н, согласно которым взыскание на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится только по решению суда на основании исполнительного листа. Поскольку постановление от 21.07.2009 N 34 таковым не является, по мнению Отделения по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району УФК по Приморскому краю, у него отсутствовали основания для принятия спорного постановления к исполнению.

Кроме того, в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее Закон N 212-ФЗ) положения статей 25, 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Закон N 167-ФЗ) утрачивают силу с 01.01.2010. Таким образом, руководители органов Пенсионного фонда Российской Федерации будут не вправе принимать решения (постановления) о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организаций, которым открыты лицевые счета, и направлять их на исполнение в органы Федерального казначейства.

Заслушав возражения Отделения по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району УФК по Приморскому краю, изучив материалы дела, суд установил следующее.

21.07.2009 заявителем было принято постановление N 34 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Войсковой части 86792 в сумме 727,32 рублей.

Данное постановление было им направлено в службу судебных приставов. 24.07.2009 судебный пристав-исполнитель Отдела по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, руководствуясь подпунктом 8 пункта 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон N 229-ФЗ), вынес постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на том основании, что является бюджетной организацией и имеет расчетный счет в казначействе.

05.08.2009 постановление от 21.07.2009 N 34 было направлено заявителем в Отделение по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району УФК по Приморскому краю для исполнения.

Письмом от 10.08.2009 N 2010-02-04/888 постановление от 21.07.2009 N 34 было возвращено страховщику органом казначейства без исполнения со ссылкой на то, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Полагая, что возврат Отделением по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району УФК по Приморскому краю постановления от 21.07.2009 N 34 без исполнения является незаконным, страховщик обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется по решению суда на основании исполнительных документов. Следовательно, данная процедура обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации применяется в случае взыскания обязательных платежей и санкций в судебном порядке, когда имеется вступившее в законную силу решение суда и исполнительный лист, выданный на основании такого решения, либо судебный приказ.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 Закона N 167-ФЗ.

Таким образом, в настоящее время действующим законодательством предусмотрен внесудебный порядок взыскания Пенсионным фондом Российской Федерации со страхователей - юридических лиц недоимок по обязательным платежам на обязательное пенсионное страхование, не превышающих 50000 рублей, в связи с чем органы Пенсионного фонда не вправе обращаться в суд за взысканием таких платежей.

Статьей 12 Закона N 229-ФЗ приведен открытый перечень видов исполнительных документов.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ к исполнительным документам отнесены, в том числе, акты других органов в случаях, предусмотренных Федеральным законом (в данном случае статьей 25 Закона N 167-ФЗ).

Исполнительным документом в данном случае является постановление территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, вынесенное на основании решения указанного органа о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организации-страхователя.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» (далее Постановление N 31), внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающихся к уплате сумм не превышает определенного предела, подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Законом N 167-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении бюджетных учреждений и не установлены правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.

В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.

Согласно пункту 2 Постановления N 31 при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ случае, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.

В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специалистами по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Указанными статьями Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета по денежным обязательствам бюджетного учреждения - должника, направляется самим взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Судом установлено, что Войсковая часть 86792 является бюджетным учреждением и имеет в Отделении по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району УФК по Приморскому краю расчетный счет. Других счетов в учреждениях Банка России и кредитных организациях Войсковая часть 86792 не имеет.

Учитывая положения пункта 2 Постановления N 31, суд считает, что возвращенное судебным приставом-исполнителем постановление от 21.07.2009 N 34, вынесенное заявителем, правомерно им направлено для исполнения в казначейство, поскольку является исполнительным документом и должно быть исполнено Отделением по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району УФК по Приморскому краю в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Довод Отделения по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району УФК по Приморскому краю о том, что постановление от 21.07.2009 N 34 не является ни судебным актом, ни исполнительным листом, суд считает несостоятельным в силу изложенного выше. При этом необходимо отметить, что главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не установлен исчерпывающий перечень видов исполнительных документов.

Суд соглашается с доводом ответчика о том, что с 01.01.2010 взыскание недоимки по страховым взносам с организаций, которым открыт лицевой счет, должно будет производиться в судебном порядке в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона N 212-ФЗ. Вместе с тем суд обращает внимание на то, что указанная норма вступает в силу именно с 01.01.2010. Следовательно, исполнительные документы, вынесенные в отношении организаций, являющихся бюджетными учреждениями, и имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, предъявленные органами Пенсионного фонда Российской Федерации для исполнения в органы Федерального казначейства до 01.01.2010, подлежат исполнению последними в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, изложенных в Постановлении N 31.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что действия Отделения по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району УФК по Приморскому краю по возврату заявителю постановления от 21.07.2009 N 34 являются незаконными. В связи с этим заявленные страховщиком требования подлежат удовлетворению.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд не относит расходы по уплате государственной пошлины ни на одну из сторон.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать действия Отделения по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, выразившиеся в возврате исполнительного документа - постановления Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району Приморского края от 21.07.2009 N 34 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Войсковой части 86792 в сумме 727,32 рублей, незаконными.

Обязать Отделение по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, расположенное по адресу: Приморский край, г. Спасск-Дальний, ул. Красногвардейская, дом 69А, принять к исполнению исполнительный документ - постановление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району Приморского края от 21.07.2009 N 34 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Войсковой части 86792 в сумме 727,32 рублей.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

     Судья
О.М.Слепченко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-14494/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 23 сентября 2009

Поиск в тексте