АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 02 ноября 2009 года Дело N А51-17241/2009

Резолютивная часть решения оглашена 30.10.09. Изготовление мотивированного решения откладывалось в порядке ст.176 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Кузюра Л.Л., при ведении протокола судебного заседания судьёй Кузюра Л.Л., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Яковлевскому району Приморского края к Отделению по Яковлевскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю

3-е лицо Администрация Покровского сельского поселения Яковлевского муниципального района Приморского края о признании незаконными действий и обязании принять к исполнению исполнительный документ при участии от заявителя: не явился;

от казначейства: гл. спец.-эксперт юр. отдела УФК по Приморскому краю Каргополова Е.А. по дов. N10 от 15.10.09. (разов., огр.) установил:

Государственное учреждение Отдел Пенсионного фонда РФ по Яковлевскому району Приморского края (далее - «заявитель, Фонд») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Отделения по Яковлевскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - ОФК), выразившихся в возвращении без исполнения исполнительного документа - постановления Фонда от 01.09.09. N36 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Администрации Покровского сельского поселения Яковлевского муниципального района Приморского края.

Одновременно заявитель просил обязать ОФК принять к исполнению постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 01.09.09. N36.

Заявитель письмом от 09.10.09. N4335 заявил ходатайство о рассмотрении заявления в своё отсутствие, в связи с чем суд на основании статей 123, 158 АПК РФ рассматривает дело без участия представителя заявителя по имеющимся в материалах дела документам.

Настаивая на удовлетворении требований, в своём заявлении Фонд указал на то, что действия ОФК противоречат положениям пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (далее по тексту - Закон N167-ФЗ) и разъяснениям Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.05.2007 N31.

Заявитель считает, что поскольку органы Пенсионного фонда РФ не обладают полномочиями по предъявлению в суд исков о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов по ним в размере менее 50000 руб., то он правомерно в соответствии с установленным Законом порядком направил постановление от 01.09.09. N36 для исполнения сначала в службу судебных приставов, а после его возвращения - в ОФК.

Отделение по Яковлевскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю заявленное требование не признало на том основании, что из положений статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ не следует, что постановление о взыскании недоимки и пени по страховым взносам является исполнительным документом, на основании которого осуществляется взыскание задолженности с муниципального учреждения за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ. Кроме того, представитель ОФК приобщил к материалам дела копии платёжных документов, согласно которым сумма долга ко дню судебного разбирательства была погашена Администрацией Покровского сельского поселения Яковлевского муниципального района Приморского края в добровольном порядке.

Выслушав пояснения ОФК, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

01 сентября 2009 года в отношении Администрации Покровского сельского поселения Яковлевского муниципального района Приморского края (далее - страхователь) Фондом было принято решение N38 о взыскании задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 17 388,66 руб.

Во исполнение указанного решения в Службу судебных приставов было направлено постановление N36 от 01.09.09. о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя-организации в указанном размере.

09.09.09. судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по Яковлевскому району Приморского края вынес постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства и возвратил постановление N36 от 01.09.09. Фонду со ссылкой на ст.242.3 Бюджетного кодекса РФ.

10 сентября 2009 года постановление N36 от 01.09.09. было направлено Фондом в Отдел по Яковлевскому району Управления федерального казначейства по Приморскому краю для исполнения.

Письмом ОФК от 17.09.09. N30-03-14/504 указанное постановление и приложенные к нему документы были возвращены в адрес Фонда без исполнения с указание на то, что в соответствии со ст.239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта и производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ.

Полагая, что действия ОФК, выразившиеся в отказе в принятии к исполнению постановления N36 от 01.09.09. и его возвращении Фонду, не соответствуют требованиям законодательства, нарушают его права и создают препятствия в их реализации, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Суд считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьёй 3 Федерального Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 N167-ФЗ (далее - Закон от 15.12.2001 N167-ФЗ) страховые взносы определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых согласно пункту 1 статьи 7 Закона от 15.12.2001 N167-ФЗ, распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), названный закон возлагает на страхователя (работодателя), который в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 14 Закона N167-ФЗ обязан своевременно и в полном объёме производить соответствующие платежи.

Порядок и сроки уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлены статьёй 24 Закона N167-ФЗ.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование страхователю начисляются пени в соответствии со статьёй 26 Закона N167-ФЗ. Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объёме.

Порядок взыскания недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в случае их неуплаты страхователем в добровольном порядке, регламентирован подпунктами 3, 4 статьи 25, статьёй 25.1 Закона N167-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ (в редакции Федерального закона от 04.11.2005 N137-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов во внесудебном порядке, установленном статьёй 25.1 данного Закона.

Следовательно, органы Пенсионного фонда РФ не вправе обращаться в суд за взысканием таких платежей, поскольку установлен иной порядок их взыскания (пункт 4 статьи 29, пункт 1 статьи 213 АПК РФ).

При этом установленная статьей 25 Закона N167-ФЗ внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам менее 50 000 руб. подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, страхователь является юридическим лицом в силу закона как муниципальный орган исполнительной власти.

Задолженность страхователя перед бюджетом Пенсионного Фонда РФ на момент вынесения постановления от 01.09.09. N36 составляла 17 388,66 руб., то есть не превышала установленного пунктом 3 статьи 25 Закона N167-ФЗ предела.

При таких обстоятельствах Фонд правомерно принял меры к принудительному взысканию задолженности во внесудебном порядке, как и предусмотрено статьями 25, 25.1 Закона N167-ФЗ.

Кроме того, суд считает, что у заявителя имелись основания для направления спорного постановления в адрес ОФК после его возврата без исполнения Службой судебных приставов на основании следующего.

В соответствии с пунктами 14, 15 статьи 25.1 Закона N167-ФЗ решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Приведённое положение соответствует норме пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон N119-ФЗ), действующего в 2007 году, и пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон N229-ФЗ), вступившего в действие с 01.02.2008.

Указанными нормами права предусмотрено, что исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, помимо исполнительных листов судов общей юрисдикции и арбитражных судов и судебных приказов, также постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания статьи 25.1 Закона N167-ФЗ следует, что постановление Фонда от 17.12.2008 N61 является исполнительным документом.

В силу пункта 2 статьи 1 Закона N119-ФЗ и пункта 2 статьи 1 Закона N229-ФЗ условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Положениями статьи 239 Бюджетного кодекса РФ установлен иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, который представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением предусмотренных Кодексом случаев (пункт 1); обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Кодексом (пункт 2); обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 данного Кодекса (пункт 3).

В тоже время, из положений пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ и содержания пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.05.2007 N31 следует, что при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда РФ, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Закона N167-ФЗ случае, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Центрального банка РФ или в кредитной организации.

В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса РФ.

Как установлено судом и ОФК не оспаривается, Администрация Покровского сельского поселения Яковлевского муниципального района Приморского края имеет лицевой счёт. Указанный счёт является лицевым счётом бюджетных средств, через который муниципальным органом исполнительной власти - получателем средств районного бюджета, осуществляется исполнение районного бюджета по расходам.

Принимая во внимание изложенное, а также то обстоятельство, что у страхователя отсутствуют расчетные счета, открытые в учреждении Центрального банка РФ и кредитных организациях, в отношении которых возможно совершение исполнительских действий, и доказательств обратного ОФК не представлено, то суд считает, что возвращенный судебным приставом-исполнителем исполнительный документ (постановление N61 от 17.12.2008) правомерно был направлен Фондом для исполнения в ОФК.

Таким образом, заявитель воспользовался единственным возможным в данной правовой ситуации способом для реализации предоставленных ему законом полномочий по взысканию страховых взносов и пени с бюджетного учреждения, направив соответствующее заявление и постановление N36 от 01.09.09. в ОФК для его исполнения в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 Бюджетного кодекса РФ.

Иное толкование указанных выше нормативных правовых актов привело бы к установлению преференциального режима бюджетного учреждения по отношению к иным страхователям, что недопустимо в силу части 2 статьи 8, части 1 статьи 19 Конституции РФ.

С учетом изложенного суд считает, что действия ОФК по отказу в принятии к исполнению постановления N36 от 01.09.09. и его возврату противоречат закону.

Вместе с тем, признавая заявление Фонда не подлежащим удовлетворению, суд исходил из следующего.

Согласно ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.2 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Из изложенного следует, что для признания незаконными действий органа Федерального казначейства необходимо в совокупности наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Поскольку, как установил суд, на день судебного разбирательства страхователь сам погасил задолженность перед Пенсионным фондом РФ на спорную сумму, то оснований считать, что оспариваемыми заявителем действия ОФК нарушаются его права и интересы, не имеется.

Учитывая данное обстоятельство и руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Отказать Государственному учреждениию Отдел Пенсионного фонда РФ по Яковлевскому району Приморского края в удовлетворении заявления.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Пятый арбитражный апелляционный суд.

     Судья
Кузюра Л.Л.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка