• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2012 года Дело N А19-6736/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2012 года. Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2012 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего Кадниковой Л.А., судей: Брюхановой Т.А., Шелёминой М.М., при участии в судебном заседании представителей:

общества с ограниченной ответственностью «СибЭкоТранс» - Чикашева Александра Афанасьевича (доверенность от 14.12.2012), администрации Иркутского районного муниципального образования - Халтаевой Марии Петровны (доверенность от 17.08.2012 N 2461), Наумовой Елены Юрьевны (доверенность от 09.02.2012 N 395), рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СибЭкоТранс» на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2012 года по делу N А19-6736/2012 Арбитражного суда Иркутской области (суд первой инстанции: Назарьева Л.В.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н., Ячменёв Г.Г.), установил:

общество с ограниченной ответственностью «СибЭкоТранс» (г. Иркутск, ОГРН: 1093850016754, далее - ООО «СибЭкоТранс», общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Иркутского районного муниципального образования (далее - администрация) о признании незаконным бездействия мэра Иркутского районного муниципального образования по внесению изменения в Схему территориального планирования Иркутского района, утвержденную решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 25.11.2010 N 15-101/рд, в части замены планируемого использования земельного участка с кадастровым номером 38:06:010701:813, обозначенного в Схеме территориального планирования как «рекультивация существующей свалки», на «полигон под размещение ТБО», а также с требованием обязать мэра Иркутского районного муниципального образования в течение двух месяцев со дня вынесения решения по делу направить ООО «СибЭкоТранс» на согласование предложение о внесении указанных выше изменений в Схему территориального планирования Иркутского района и представить эти изменения на рассмотрение Думы Иркутского районного муниципального образования. Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 июля 2012 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие мэра Иркутского районного муниципального образования по подготовке проекта изменений в Схему территориального планирования и обязал подготовить и внести на рассмотрение Думы соответствующий проект изменений. Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2012 года по делу решение суда от 27 июля 2012 года отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В кассационной жалобе ООО «СибЭкоТранс» ставит вопрос о проверке законности постановления суда апелляционной инстанции по основаниям несоответствия выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, не применения закона, подлежащего применению. Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ООО «СибЭкоТранс» поддержал доводы кассационной жалобы. Представители администрации Иркутского районного муниципального образования считают доводы кассационной жалобы необоснованными, просят отказать в удовлетворении жалобы, представлен отзыв.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.

Как следует из материалов дела, на основании договора от 21.09.2010 N 431 Комитет по управлению муниципальным имуществом Иркутского района предоставил ООО «СибЭкоТранс» в аренду земельный участок с кадастровым номером 38:06:010701:813, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): Иркутская область, Иркутский район, в 1 км юго-западнее р.п Марково, для размещения полигона твердых бытовых отходов (далее - ТБО), сроком действия до 07.09.2059.

25.11.2010 Дума Иркутского районного муниципального образования решением N 15-101/рд утвердила Схему территориального планирования муниципального района Иркутского районного муниципального образования Иркутской области (далее - Схема территориального планирования), в которой земельный участок с кадастровым номером 38:06:010701:813 обозначен как «рекультивация свалки».

27.12.2011 ООО «СибЭкоТранс» обратилось в администрацию с письмом N 287 о внесении изменений в Схему территориального планирования. Администрация отказала ООО «СибЭкоТранс» во внесении изменений в Схему территориального планирования, мотивировав свой отказ тем, что после 2025 года планируется строительство нового полигона ТБО, отвечающего всем санитарным нормам и правилам, на расстоянии 10 км. Южнее р.п. Маркова (письмо от 16.01.2012 N 64).

15.05.2012 администрация, отвечая на повторное обращение ООО «СибЭкоТранс» (16.04.2012) об указании в Схеме вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:06:010701:813 - для размещения полигона ТБО, письмом N 1548 уведомила общество о прекращении переписки по данному вопросу. Суд первой инстанции, признавая по заявлению общества незаконным бездействие мэра Иркутского районного муниципального образования, обязал мэра подготовить и внести на рассмотрение Думы проект изменений в Схему территориального планирования, исходя из того, что бездействие администрации нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд посчитал, что нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положения о составе, порядке подготовки, согласовании и утверждении схемы территориального планирования Иркутского районного муниципального образования, порядке подготовки изменений и внесения их, утверждённого решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 26.11.2009 N 03/25рд (далее - Положение) не содержат оснований для отказа в подготовке изменений в Схему территориального планирования по заявлению заинтересованного лица. Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что администрацией в отношении общества не было допущено бездействие. Суд апелляционной инстанции признал, что упомянутые выше нормы права не содержат требования, предусматривающие обязанность администрации в безусловном порядке направить по предложению заинтересованного лица в представительный орган местного самоуправления для утверждения проект изменений в Схему территориального планирования. Выводы суда апелляционной инстанции постановлены при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, с учётом установленных по делу фактических обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств. В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию отнесено неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, на письма ООО «СибЭкоТранс» от 27.12.2011 и от 16.04.2012 администрацией были направлены ответы 16.01.2012 N 64 (л.д. 75, том 1), 15.05.2012 N 1548 (л.д. 144, том 1), из содержания которых следовало, что вопрос, с которым общество обращалось, был рассмотрен администрацией по существу - обществу было отказано во внесении изменений в существующую Схему территориального планирования. При таких условиях правильным является вывод суда апелляционной инстанции о том, что обращения ООО «СибЭкоТранс» в администрацию с предложением внести изменения в Схему территориального планирования не были оставлены без рассмотрения, в связи с чем суд апелляционной инстанции обоснованно посчитал, что в отношении общества администрацией не было допущено бездействие. В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно статье 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района (часть 1). Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы территориального планирования муниципального района, вправе оспорить схему территориального планирования муниципального района в судебном порядке (часть 7). Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить в органы местного самоуправления муниципального района предложения о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района (часть 8).

Из части 9 статьи 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ) следует, что внесение изменений в схему территориального планирования муниципального района должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящей статьей и статьями 9 и 21 настоящего Кодекса.

Решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 26.11.2009 N 03-25/рд утверждено Положение, определяющее порядок утверждения и внесения изменений в схему территориального планирования и их внесения.

Согласно пункту 7.3 Положения основанием для подготовки изменений и внесения их в документы территориального планирования являются изменения Программы комплексного социально-экономического развития Иркутского районного муниципального образования, а также предложения о внесении изменений в документы территориального планирования (при наличии обоснования), поступившие от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных физических и юридических лиц. Из пункта 7.4 следует, что внесение изменений в схему территориального планирования осуществляется в порядке, установленном для подготовки и утверждения схемы территориального планирования, установленном статьей 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом норм Положения. Согласно пункту 7.1 Положения мэр Иркутского района выносит на утверждение Думы Иркутского района подготовленный и согласованный проект схемы территориального планирования Иркутского районного муниципального образования либо изменения в утвержденный проект. Дума Иркутского района по вынесенной инициативе мэра Иркутского района принимает решение об утверждении схемы территориального планирования Иркутского районного муниципального образования (изменения в утвержденный проект) или об отклонении проекта схемы территориального планирования и о направлении его на доработку (пункт 7.2 Положения). Судом апелляционной инстанции установлено, что предложения общества о внесении изменений в Схему территориального планирования были рассмотрены администрацией, однако на утверждение Думы не выносились. Поскольку внесение изменений в существующую Схему территориального планирования Иркутского района Положением отнесено к инициативе мэра Иркутского района, у суда первой инстанции не было законных оснований признавать, что мэр обязан был внести эти изменения на рассмотрение Думы. При таких условиях суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции и отказал ООО «СибЭкоТранс» в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия администрации. Довод заявителя кассационной жалобы о том, что администрация обязана была после обращения заинтересованного лица с предложением о внесении изменений в Схему направить проект изменений на согласование и на рассмотрение Думы Иркутского районного муниципального образования, не может быть учтён, поскольку нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положения, утверждённого решением Думы от 26.11.2009 N 03/25рд, такая обязанность администрации не предусмотрена. Другие доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных по делу судом апелляционной инстанции, и не опровергают мотивированные выводы суда апелляционной инстанции о праве заявителя оспорить Схему территориального планирования в суде. Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.

При подаче кассационной жалобы ООО «СибЭкоТранс» уплатило государственную пошлину в размере 2 000 рублей платёжным поручением от 29 октября 2012 года N 736.

Поскольку при обращении в суд кассационной инстанции на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уплате государственная пошлина в размере 1 000 рублей, ООО «СибЭкоТранс» надлежит возвратить из федерального бюджета 1 000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 104, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2012 года по делу N А19-6736/2012 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «СибЭкоТранс» из федерального бюджета 1 000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по платёжному поручению от 29 октября 2012 года N 736 за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции. Выдать справку на возврат государственной пошлины. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Л.А.Кадникова
Судьи
Т.А.Брюханова
М.М.Шелёмина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А19-6736/2012
Ф02-5677/2012
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 24 декабря 2012

Поиск в тексте